Главная » История » Наш герб

 

                                                                           


НАШ ГЕРБ






Символика, олицетворяющая собой все видимые и невидимые грани бытия, зародилась в сознании людей глубочайшей древности. Их наивная, но всепроникающая вера смогла наполнить простейшие знаки – точку, круг, зигзаг, крест, ромб и другие разнообразным мировоззренческим содержанием. Графический символ превратился в непрерываемое моление к высшим силам о ниспослании благ племени, роду и каждому человеку в отдельности. Таким образом, вера смогла стать подлинной сущностью символики, наделяющей ее мифологическим, религиозным, а в новейшей истории – и научно-техническим содержанием.

Апостольская Церковь рождалась в борьбе с интуитивно-религиозным и философским символизмом многих народов, населявших и окружавших Римскую империю. В гонимых и подчас обреченных на мученическую кончину христианских общинах появлялись собственные символы, не столько раскрывавшие, сколько утаивавшие сокровенную жизнь первых подвижников. Но стоило христианству стать государственной религией Римской империи, как тайные знаки гонимой Церкви превратились в официальные императорские символы.

Церковь щедро делилась своей символикой с Государством, охотно использовавшим для своих нужд эти священные изображения. Так постепенно расширялась сфера влияния религиозной знаковости, а в основной массе еще безграмотного населения росло умение дифференцировать ее смысл. Это способствовало возникновению феномена христианской культуры – геральдики, позволявшей зримо отображать сначала только национальные,  а затем  и разнообразные индивидуальные отличия обладателей особых геральдических знаков – гербов.

Слово геральдика происходит от древнегерманского heer alt  -  «старый воин», «старый владетельный господин».  До того момента, когда монархи прибрали ее к рукам, геральдика под надзором ветеранов свободно развивалась в среде христианского воинства, а затем и духовенства, оказывая заметное влияние на костюм, архитектуру и декоративно-прикладное искусство Средних веков.

Материнская роль Церкви в появлении не только духовных, но и многих государственных символов нередко игнорируется историками. Это порождает массу геральдических мифов, наиболее интригующим персонажем которых является двуглавый орел. Будучи распространенной по всей  территории Византии церковной эмблемой, двуглавый орел вернулся на Русь уже не варяжским княжеско-дружинным знаком, каким он туда попал, а могучим символом Вселенского православия, земным оплотом которого Русское государство оказалось после крушения Византийской империи. Византийским же государственным гербом двуглавый орел никогда не был, как бы ни старались доказать обратное многочисленные богоненавистники.

И Русская Церковь также вскормила ту геральдику, которую ныне называют государственной и родовой геральдикой России.

Прорисовка фрагмента иконы «Благословенно воинство

Царя Небесного». Москва, 1550-е годы.

Задолго до признания царской властью существовавшего на Руси с домонгольских времен геральдического обычая именно Церковь оказалась тем авторитетнейшим национальным институтом, который официально признал этот обычай.  На иконах русского письма можно отыскать изображения десятков причисленных к лику святых воинов – и князей-страстотерпцев, и безвестных ратников, держащих в руках щиты с разнообразными геральдическими эмблемами. Помещением этих личных гербов в икону Церковь не только благословила их, но и придала им священный статус. 

Первые именные личные гербы на Руси принадлежали опять-таки представителям Церкви. Среди них такие известные и почитаемые иерархи, как митрополит Димитрий Ростовский, патриарх Никон, митрополит Киевский Петр Могила. И первые государственные символы Руси запечатлены опять-таки в церковном искусстве – среди белокаменной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве Польском (1234 год) помещен геральдический щит Мономашичей в руках Святого Георгия – небесного покровителя этой династии. 

Церковная символика легла в основу и учрежденных Петром I прославленных русских орденов – Апостола Андрея Первозванного и Святой Екатерины. Впоследствии семейство русских императорских орденов пополнилось именами Святого Георгия, Святого Благоверного князя Александра Невского, Святого Равноапостольного князя Владимира и Святой Анны.  Но тот же Петр лишил Русскую Церковь права на собственную геральдику – согласно появившемуся тогда Своду законов Российской империи, право на обладание гербом сохранялось лишь за гвардейскими и армейскими полками, дворянскими родами и административно-территориальными образованиями – губерниями, городами и посадами.

Так в развитии русской церковной геральдики наступила трехвековая пауза, обусловленная сначала царским запретом, а затем и гонениями безбожного режима.  Но теперь настала пора возрождения древних традиций, и заложенный в Конституции РФ суверенитет Церкви имеет законное основание обладать всеми подобающими атрибутами, в том числе собственными церковными флагами, гербами и наградной системой.

В год 400-летнего юбилея нашего храма его православная община получила свой, один из первых во всей 1000-летней истории Русской Церкви, приходской герб. Пока еще не сформирована Герольдия Московского Патриархата, он официально зарегистрирован согласно федеральному закону «Об авторском и смежных правах».  Неизбежно сохраняя очевидную связь с иконой, наш герб, тем не менее, создан в соответствии с вековыми правилами геральдики.

Герб патриарха Никона, 1659 год.

Основу герба составляет не традиционный воинский щит, а окаймленный точечным орнаментом вырезной картуш с трона Михаила Федоровича Романова, в чье царствование происходили наиболее значимые события в ранней истории нашего храма. Зеленое поле картуша – это цветовой символ Святой Троицы, увековеченный в праздничных  богослужебных одеяниях клира и убранстве храма. Красный с золотыми швами кирпичной кладки боковой столб символизирует стену Китай-города, а серебряный с красными швами – стену Белого города, на территории которого в самом конце XVI века появился первый деревянный храм Троицы в Хохлах.  Процветший, то есть пустивший ростки из нижнего конца вертикального древка крест – древнейшая и нагляднейшая символизация животворящего Креста Господня, свидетельствующая о попрании смерти и даровании жизни вечной. Кресту приданы оригинальное начертание и условный объем для того, чтобы выделить его этим геральдическим приемом («шлифовкой») из массы общеизвестных аналогичных символов.

Увенчание креста царской короной напоминает об участии в судьбе храма Великой инокини Марфы – матери первого царя из рода Романовых Михаила. Потир под ростками процветшего креста – неразрывно связанное с Животворящим древом начало жизни вечной, дарованное нам Иисусом Христом при причащении Его Святых Тайн. Череду животворения олицетворяют и два престола на ростках креста с раскрытыми на них  Евангелиями. Их число соответствует числу ныне существующих в храме престолов.

Имя нашего храма знаменуют три ангела новозаветной Троицы, выполняющие по геральдической классификации роль щитоносцев. Они свободно парят  в пространстве  и, касаясь перстами краев щита, как бы возносят его в высь небесную.

Мы надеемся, что этот герб послужит примером для многих приходов, монашеских обителей, учебных заведений и епархий. Церковь Христова имеет не только глубинное духовное наполнение, но и конкретные организационные формы. Эти внешние формы узаконены как церковным Уставом, так и государственным законодательством. Последнее не препятствует появлению отличительной символики любой общественной организации, но, благодаря отделению Церкви от государства, православная геральдика избавлена от чиновничьего вмешательства.

Не следует думать, что первые шаги к возрождению геральдики Русской  Православной Церкви самодеятельны и непрофессиональны. Нет, наше герботворчество опирается как на опыт Сербской Православной Церкви, чье немалое геральдическое наследие успешно развивается современными мастерами, так и на созданную в последние годы теоретическую модель русской национальной геральдики. Все заинтересовавшиеся этим вопросом всегда могут обратиться в наш храм за консультацией, а также войти на геральдический сайт http://www.silaev-ag.ru/. На этом же сайте помещены подробные статьи по истории церковной символики – «Геральдика Православных Церквей», «Двуглавый орел в русской символике» и «Остров двуглавого орла».

Духовный аспект геральдики предопределен ее древнейшими и средневековыми истоками, и нам остается только сохранять и преумножать эти божественные начала.

Автор герба профессиональный геральдист Андрей Силаев

 

Старший научный сотрудник отдела геральдики и военной символики Научно-исследовательского исторического Центра ФПС России (1995 - 2001); старший научный сотрудник отдела геральдики и военной символики ФАПСИ при Президенте РФ (2001 - 2003).