«Новейшая» история храма, история его восстановления и возрождения, началась еще в советское время, когда православная община во главе с отцом Сергием Романовым организовала братство Святого равноапостольного князя Владимира. В советские годы жизнь Церкви не прекращалась, но была неимоверно трудна и почти незаметна. И все-таки люди верили, молились, крестили детей, становились священнослужителями и брали на себя нелегкий труд исповедничества в условиях атеистического государства. Как люди приходили к вере – это тайна души, ищущей Бога, но чаще всего – это и история счастливой встречи с верующим человеком. В детстве бабушка Пелагея водила Сережу в церковь, причащала и учила молитвам, но только окончив факультет математики Ленинского педагогического института и уже работая в НИИ, Сергей начал ходить в храм к священнику Дмитрию Дудко. Родился отец Сергий Москве в 1947 году и был крещен в честь мученика Сергия. Он уже был священником, когда его матери приснился сон, что крестят ее сына, и, окуная его в купель, батюшка говорит: «Твоим небесным покровителем будет Сергий Радонежский». Отец Сергий обратился к старцу Троицко-Сергиевой Лавры отцу Кириллу (Павлову), и тот благословил его переменить небесного покровителя. Так преподобный Сергий, можно сказать, призвал его на служение. И служение оказалось многотрудным. Подобно тому, как преподобный Сергий был строителем обители в дремучем Радонежском бору, по его молитвам и отцу Сергию пришлось стать «строителем» и поднимать из руин поруганные московские храмы. Еще в конце 70-х годов, только получив в Загорске благословение на священство у известного старца отца Тихона Пелиха, Сергей участвовал в восстановлении разрушенного храма в селе Дмитровском. После милицейской проверки пришло письмо по месту работы, и это явилось последним толчком к тому, что надо менять жизнь. Он уходит из НИИ и идет работать чтецом в храм на Даниловском кладбище. На Вознесение 1981 года его рукополагают в дьякона, а на Крестовоздвижение – в священники.
Председателем священник быть не мог, он стал духовником братства. Из его чад образовалась администрация, председателем стал Владимир Алексеевич Ященко, а потом - Николай Николаевич Лызлов, впоследствии – иерей Николай, священник храма Святой Троицы в Хохлах, а в те годы – депутат Московского городского совета. В стране началась перестройка, но исполкомы были еще советские, и закон, дававший право регистрации общественных Опыта создания общественных организаций ни у кого, конечно, не было. При составлении устава его в основном списывали с устава православного братства Казани 1884 года. Приходилось прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы замаскировать истинную сущность православной общины. Так, название – «Благотворительное братство равноапостольного князя Владимира» было выбрано потому, что, с одной стороны, в нем не звучало крамольное слово «православное», но, с другой стороны, оно бы носило имя равноапостольного князя. Когда регистрировали печать, в милиции были обескуражены тем, что на ней изображен святой князь Владимир, в советском государстве это казалось совершенно невозможным и возмутительным Были и другие неувязки. Например, высшим органом братства считался Совет братства, но духовник имел право вето на решения высшего органа. Это тоже вызывало недоумение: «Да как же так? Не может такого быть!» «А мы вот такая общественная организация… вот такие у нас правила…», – настаивали «владимирцы», и добивались своего. Интересное это было время, когда удавалось то, что еще недавно казалось невозможным, и они были одними из первых, кто пытался войти в слегка приоткрывшуюся дверь и расширить пространство свободы. Братство юридически оформили в апреле 1990 года. Фактически, это была та же община, собравшаяся вокруг отца Сергия, но теперь она имела юридические права и могла заниматься издательской и образовательной деятельностью. И все-таки это было, действительно, братство не только по названию, но и по духу. Иначе невозможно бы было сделать то, что удалось одной небольшой общине.
В начале 90-х годов храмы стали возвращать Церкви, но на многие из них стали претендовали сектанты, расплодившиеся в условиях относительной свободы. Чтобы православные храмы не попали в руки сектантов и раскольников, московская Патриархия просила общины забирать храмы под свое окормление. Владимирскому братству было поручено получать храмы на территории Белого города. Но это было очень непросто: организации, занимавшие здания храмов, не хотели выезжать, оформление документов затягивалось. Можно сказать, только по милости Божией удалось вернуть их православной Церкви, и одно это потребовало огромных усилий, терпения и непрестанных молитв всей общины. Первым был получен храм Равноапостольного князя Владимира, который в то время занимала Историческая библиотека. В октябре 1990 года отец Сергий был назначен настоятелем храма. Весь приход трудился, освобождая здание от книг, которые лежали там годами, были покрыты пылью, изъедены грибком и нуждались в дезинфекции, как и само здание. А пока молебны проводились прямо на улице во дворе храма. Первое богослужение и освящение храма Св. князя Владимира состоялось 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. А летом 1991 года уже встал вопрос о передаче братству Ивановского монастыря. Еще одна тяжелая забота легла на плечи отца Сергия и его прихода. Надо было выселять всех, кто занимал монастырь, буквально отвоевывать комнату за комнатой, а потом восстанавливать стены и налаживать монашескую жизнь. И наконец, в 1992 году были получены документы на храм Святой Троицы в Хохлах, полуразрушенный, оскверненный, тоже требующий для своего восстановления большого труда и материальных средств. И прихожане, не успев передохнуть, снова взялись за работу. Поражает энтузиазм тех лет, и можно по-хорошему позавидовать тем, кто пережил это романтическое время, кто с первых дней самоотверженно трудился в возрождающейся Церкви не славы или денег ради, а будто следуя словам псалмопевца: «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс.113:9) Отец Николай рассказывал, что у него была идея вести летопись, записывать, кого в восстановленном храме первого отпевали, кого первого венчали… А он сам был первым, кого венчали во Владимирском храме. Отец Сергий не благословил, сказал, что это будет только порождать тщеславие. Но сейчас, спустя годы, можно спокойно издалека оглянуться на то время и его непростые и радостные свершения: несколько отвоеванных храмов, восстановленный монастырь, мастерские, издательство, православная гимназия… Из духовных чад, воспитанных отцом Сергием, в храмах Москвы, Московской области и других епархий служат более 20 священников, и среди них протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма святой Троицы в Хохлах, а также – иерей Николай Лызлов и иерей Александр Гумеров – клирики нашего храма. Но это все было впереди, а пока на руках общины и ее духовника – два разрушенных храма и монастырь. Прихожане во главе с отцом Сергием вошли в храм Святой Троицы накануне Великого поста 1992 года. Храма был покрашен, восстановлены даже купол и крест над главным пределом храма, но стены по самые окна были засыпаны землей, а двор завален бетонными плитами и горами засохшего цемента. Обезглавленная колокольня зияла провалами, кирпич крошился и осыпался, а на стенах весело зеленели молодые березки. Перед тем, как храм передали Церкви, в нем находилось общежитие фирмы Арт-модерн. Внутренняя часть храма представляла собой ужасное зрелище. Он был разделен на четыре этажа, а каждый этаж на маленькие комнатки. Почти под купол вела лестница, а к стенам крепились трубы отопления, батареи и наружная проводка энергосистемы. На месте царских врат основного Троицкого предела была выложена печь, и выбит свод под трубу для отопления. В алтаре, скорее всего, была душевая, огромные провалы в полу служили для слива воды. Во Владимирском пределе были туалеты, в полу под толстым слоем бетона, который невозможно было разбить даже молотками, проходили трубы канализации.
Чтобы начать реставрацию, надо было освободить внутренний объем храма. И все это разобрали и вывезли силами братства, то есть руками прихожан, непривычных к тяжелому физическому труду. Как они вошли сюда перед Великим постом, так весь пост здесь и трудились. Приходили работать все, даже старики и дети. А среди детей был будущий священник этого храма, иерей Александр, а тогда – гимназист Саша Гумеров. «Я помню восстановление Троицкого храма. Помню весеннюю погоду, такую как сейчас. Пост, неделя Торжества Православия, в храмах сносится всё чуждое, приводится в божеский вид. Такая погода у меня ассоциируется теперь с этим праздником, с возрождением храмов, с таким отроческим задором», – вспоминает отец Александр. Объем проделанной работы можно представить по одной цифре: с территории храма было вывезено несколько сотен машин строительного мусора! C первых дней работал здесь Владимир Хасанович Туранцев, ставший потом старостой Троицкого храма. Он вошел в храм, как только его открыли, трудился в нем все эти годы и сейчас остается на своем посту. Родился Владимир Хасанович в 1951 году. Закончил институт связи, работал в области вычислительной техники, автоматики и связи. Учился и дальше, несколько раз проходил курсы повышения квалификации, у него много свидетельств, дипломов и удостоверений… Но со временем главным стало другое. В 1987 году в Исторической библиотеке проходили лекции по богословию. Их читали многие известные священники, такие как иерей Валентин Асмус, иерей Александр Солтыков, и среди них – иерей Сергий Романов. «Это был удивительный источник, который поил людей духовной водой, прививал умение читать богословскую литературу, а главное – что-то происходило внутри нас на совершенно другом уровне…» – вспоминает Владимир Хасанович. На лекциях он познакомился с чадами отца Сергия, стал посещать его храм в Виноградово, а ко времени создания братства вся основная деятельность и все его интересы были связаны с Церковью. Когда в начале 1991 года братству был передан храм Живоначальной Троицы в Хохлах, он был избран председателем приходского совета и старостой храма, и с этого времени вся его жизнь неразрывно связана с Троицким храмом. Жена Владимира Хасановича, Татьяна, – бухгалтер и певчая храма, две приемные дочери окончили Свято-Владимирскую гимназию. Владимир Хасанович любит вспоминать о том героическом времени: «Использовали все возможности. Хотя какие у нас были возможности? – Да никаких возможностей. Как работа идет? На что мы строим? Сами не понимали… Такое дерзновение было, тяжелейшая работа – в благость и в радость. Я всегда говорю, – братья, тут только понимаешь, что такое милость Божия. Если дело богоугодное, оно даже от нас не зависит. Господь открывает двери и врата, и все каким-то образом движется. Через несколько месяцев после получения храма мы уже в пределе Владимирской Божией Матери служили. Это даже представить себе невозможно! Такая была поддержка, такая молитва, и так благодатно все это было! Настолько благодатный наш храм, мы как-то все это чувствовали». Чудом возвращенный Церкви храм и восстанавливался чудом. Завалы разобрали, мусор вывезли, но денег на покупку материала для дальнейшей работы не было. И вдруг приходит человек и говорит: «Мы вам перечисляем из Легпрома миллион». В то время это были большие деньги, которые помогли общине немного встать на ноги и окрепнуть. И когда кончались все средства, неожиданно приходили и помогали совершенно незнакомые люди, и сразу приобретались материалы, и начиналась работа. А работы было немало. Реставрировать пришлось все здание от фундамента до кровли.
Как известно, непрочно здание, возведенное на песке. В основании фундамента храма лежали белокаменные плиты и кирпич, изначально связанные специальным известковым раствором. Но проложенные по территории храма коммуникации долгие годы протекали и вымыли весь раствор, так что камни фундамента свободно лежали один на другом, и его можно было легко разобрать голыми руками. Восстановить его можно было только специальным методом бурения фундамента. Эта колоссальная работа была произведена в 93-94 годах Управлением капитального строительства и реставрации города Москвы. Через проделанные отверстия все пустоты в фундаменте и под ним были пропитаны специальным раствором и укреплены. После этого можно было заниматься восстановлением внешнего вида здания. К счастью, наш храм является архитектурным памятником, он принадлежит к лучшим образцам нарышкинского или московского барокко, стиля, который возник в храмовой архитектуре в конце XVII века. Поэтому Управление капитального строительства выделило средства на реставрацию, которая проводилась под руководством опытного архитектора-реставратора, Лидии Алексеевны Шитовой. Храм быстро покрылся лесами, был полностью очищен от старой штукатурки, обмазан и покрашен заново. Старые окна были заменены на новые, сделаны кованые решетки. Все это время в храме не прекращалась молитва. Служил иерей Афанасий Гумеров, отец будущего священника Троицкого храма иерея Александра. Сейчас он – иеромонах Иов Сретенского монастыря города Москвы. На литургии собиралось по 50-70 человек, постоянно читались акафисты. Но реставрация внутреннего помещения храма долго не начиналась. Пришлось обратиться в Управлением капитального строительства и реставрации с предупреждением, что свод храма может обрушиться на молящихся, и этот аргумент очень ускорил начало реставрации.
Все работы выполнялись очень профессионально, не как строительные, а именно, как реставрационные. Когда-то стены храма изнутри были расписаны фресками, но от них остался лишь небольшой забеленный фрагмент. Старую штукатурку со стен сняли до кирпича и подготовили поверхность для реставраторов, которые произвели известковую обмазку под темперную роспись по своеобразной старинной технологии. «Мы старались ничего не нарушать, – вспоминает Владимир Хасанович, – Я не могу утверждать точно, что это именно тот материал, какой использовали наши отцы, но мы старались. В восстановлении такого удивительного памятника и церкви мы, верующие люди, не можем работать, чтобы лишь бы как бы сделать. Мы получали консультации у знающих людей, которые не один десяток лет провели в реставрации, и работали на основе их наставлений». Пол храма был выложен паркетом, под которым были многочисленные провалы. Пришлось снимать несколько слоев, чтобы добраться до старых камней. Они были поколоты, частично их заменили, и несколько лет мы ходили по камням, которыми настилали полы наши предки, пока в 1997 году их полностью не заменили новым камнем. В это время исполняющим обязанности настоятеля стал уже отец Алексей Уминский, но забегая вперед, расскажем и о дальнейших этапах восстановления храма. Фундамент и стены были готовы, но сколько еще оставалось сделать: протекающая крыша, дренажная система вокруг храма, чтобы не отсыревали стены, восстановление главки над приделом Владимирской Божией Матери, крест на колокольне… И каждый раз это и большой труд, и большая радость при его завершении. Всем приходом шли на освящение – креста или колоколов… Настоятель взбирался по приставной лесенке на крышу и кропил купол и крест. Владимир Хасанович держал чашу со святой водой. А мы маленькой кучкой стояли внизу и, закинув головы, смотрели на их опасное предприятие, и в небо, на фоне которого горел новый крест. 15 октября 2002 началось восстановление исторической ограды храма. И снова работы двигались благодаря молитвенной и материальной поддержке всего прихода, потому что грунтовые воды тормозили работу, временами делая ее почти невозможной. Каждое воскресенье служили молебен об удачном завершении работ, и наконец, 1 сентября 2003 года был отслужен уже благодарственный молебен, ограда была готова. В 2003 храм был второй раз полностью обновлен, уже своими силами. Теперь он стал розовым, хотя это несколько нарушило стиль нарышкинского барокко, традиционно красного с белым. Ну и, конечно, очень не хватало нашему храму колокольного звона. И, наконец, на ЗиЛе были куплены первые колокола: большой, весом сто десять килограмм, и три колокола поменьше, весом от тридцати двух до четырех килограмм. Звонница получилась не полная, но все-таки у храма появился свой голос. Позднее там же, на ЗиЛе были куплены и недостающие колокола – несколько маленьких – С благословением найдется. Иди…
Появились колокола – нашлись и звонари. И ученики звонарей. Надежда Сахарова
|
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |