Главная » История » Возрождение » Храм сегодня

ХРАМ СЕГОДНЯ

 

 

А годы идут. Семнадцать лет существует наш приход.  Недавно мы отмечали 50-летие нашего настоятеля, отца Алексея, и одновременно 20-летие его священнического служения.  Есть повод для подведения  итогов.

Храм расцвел. Настоятелю уже не приходится приводить с собой молящихся, а по воскресеньям причащается почти весь храм. Очень много сделано, чтобы люди  понимали смысл богослужения. Прихожанам раздают служебники, чтобы все могли петь праздничные тропари вместе с хором. У нас не очень хорошая акустика и  поэтому поставили микрофоны на клирос и в алтарь, и евхаристическую  молитву могут слышать все молящиеся.

 Все так же  после службы настоятель приглашает всех  на трапезу и беседу о духовной жизни. И наконец-то нашла воплощение его идея  о том, что  трапеза – это наше общее дело, куда никто не приходит, как нахлебник, но каждый - как приносящий.. Теперь, разделившись на бригады, трапезу готовят все прихожане.

Есть ли у нас проблемы? Конечно есть. Как говорил наш настоятель, если проблем нет, значит, община умерла.  Например, мы уже не так хорошо знаем друг друга, кто-то занимается с детьми… кто-то заключенными… Поэтому прихожане на беседах стали рассказывать о своих послушаниях и связанных с ними проблемах, чтобы они оставались нашим общим делом, а не  узкими «кружками по интересам».

Продолжается и общая молитва за прихожан и их близких, начатая на заре создания нашего прихода. Теперь не один, а несколько человек прочитывают кафизму, но и имен в списке прибавилось. Отец Алексей любит повторять, что жить надо «на ветерке»,  то есть сохранить открытость прихода, чтобы новым людям было легко войти в его жизнь.    Очень опасно, когда  община, довольная собой и своими делами, начинает жить замкнуто,  внутри себя. Но если мы предупреждены об опасности, значит, есть надежда ее преодолеть.

Приход становится старше, но не стареет, а наоборот, – стремительно молодеет.  Все больше молодых лиц видишь в храме и  радуешься, что пришла смена. Жизнь обновляется, заложенные традиции подхватываются молодыми.

И прежде всего,  у нас новый молодой священник, иерей Александр. Хотя, не совсем уж новый: это тот самый  мальчик, который трудился на восстановлении Троицкого храма и был чтецом  на первых службах. Когда 2205 году дьякон Александр пришел в храм, он показался нам совсем молоденьким, и мы были удивлены, узнав, что он уже отслужил в армии, закончил институт и имеет двоих сыновей.

Родился отец Александр в 1979 году в Москве. Крещен  в 4 года отцом  Сергием Романовым вместе со всей семьей.  Таким образом, вся его жизнь  связалась с владимирской общиной и с Троицким  храмом, в котором ему предстояло служить священником.

О своем служении в Церкви отец Александр начал мечтать довольно рано. Он закончил Свято-Владимирскую гимназию и хотел поступить в семинарию, но на  епархиальном совете, ему рекомендовали отслужить в армии. Через год  он поступил в Свято-Тихоновский институт на богословский факультет. Институт тогда не имел аккредитации и брони не предоставлял, и в декабре 1997 года его призвали на срочную службу в армию. Закончилась его служба в Дагестане и Чечне, куда он  отправился по собственному желанию.

После окончания службы Александр продолжил учебу Свято-Тихоновском институте и служил штатным алтарником во Владимирской храме.  А по окончании института  отец Сергий благословил его собирать документы на рукоположение, с последующим назначением в храм Живоначальной Троицы в Хохлах. На праздник Сретения Господня в храме Христа Спасителя епископ Димитровский Александр рукоположил его в диаконский сан, а через два с половиной года  2 августа 2007 года он  был рукоположен в сан священника  и   вошел в число наших любимых отцов.

Сейчас отец Александр еще и преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, учитель Закона Божия Свято-Владимирского православной общеобразовательной школы и сотрудник издательства Сретенского монастыря. 

Сейчас много пишут о том, что Церковь ничего не может предложить приходящим в нее молодым людям. А наша молодежь сама находит себе служение  по душе. По инициативе молодых прихожан начал работать евангельский кружок. У  Приходского листка новый молодой редактор. А этим летом, несмотря на жару, несколько молодых людей отправились пешком в Троице-Сергиеву Лавру. А еще детский дом,  помощь заключенным… Остается только удивляться, как учащиеся и работающие молодые люди находят на все это время.

Отец Алексей давно думал о благодатности служения в тюрьмах, и Господь послал нам это служение. В храм стали приходить письма со странным адресом «отцу настоятелю и братии мужского Псково-Печерского монастыря, Хохловский переулок 9», как говориться «На деревню дедушке».  Разбираться, почему пишут сюда, не стали,  а начали помогать тому, кто «случайно» к нам попал.

Начали это дело, конечно старшие прихожане, это дело особое, требующее большого такта, терпения и любви.  Ведь пишут люди несчастные, одинокие и больные, а с другой стороны – малограмотные, преступные, к которым нужен особы подход. Но постепенно подключились и молодые силы, найдя в этом  возможность реализовать свою потребность в служении ближним.

Писем  из колоний становится все больше, а значит все больше посылок надо отправлять  во все концы страны. У нас есть касса взаимопомощи для своих прихожан, попавших в сложное положение, и на трапезу надо собрать, и расходы на заключенных постоянно растут…  Вот тогда  родилась идея: «А не провести ли нам ярмарку, цель которой – сбор средств в помощь заключённым?»

Собрали книги, сувениры,  картины и поделки от местных мастериц, куклы, вязаные вещи, кружева…, разложили на столах, развесили на стенах… Цены, конечно, «коммерческие», ведь это воспринималось как жертва.  

Способности вмещать толпу в нашего помещения безграничны.  Толкались, смеялись, рассматривали и покупали.  Отец Алексей весело устраивал аукцион из самых ценных экземпляров.   В эту толкучку вместился еще и инструментальный ансамбль со скрипкой, виолончелью и альтом.   Музыканты пристроились  в уголочке и играли в этой духоте и давке, пока  не закончилась ярмарка.

Вторая ярмарка, конечно, была более подготовленной. Перед ее началом в храме служили молебен, на котором зачитывали имена всех заключенных, с которыми ведется переписка. Слова молитвы удивительно доходили и до сердца, и до ума, так явно ощущалась вся важность и торжественность этого момента.

А потом – чаепитие, веселые конкурсы по сбору посылок, и такая радость, что эти свежие силы вливаются в наш приход со своим энтузиазмом, радостью, идеями…

А где молодежь, там свадьбы и венчания. А за венчанием следуют крещения. В последние годы у нас произошел демографически взрыв в отдельно взятом приходе. Кто крестит первого, а кто второго и третьего.… Многие прихожане за эти годы породнились, став крестными и сватами. А отец Алексей уже становится как бы «духовным прадедушкой», крестя внуков своих духовных детей. Есть в храме уже настоящие «династии», когда бабушка в приходе с открытия храма, ее дети здесь выросли, и вот уже внуки, крещеные духовником всей семьи, ходят в нашу Владимирскую гимназию.

Про гимназию стоит сказать отдельно. Казалось бы – какое отношение она имеет к храму? Но наш настоятель  – сначала директор, а потом духовник гимназии…  многие дети прихода –  гимназисты, ведь это так естественно отдать детей учиться в те же любящие руки. Что ни случится, идти  к отцу Алексею… он и отчитает и поймет, как отец.

Директора и учителей гимназии мы видим у себя на службах и  на приходских праздниках, и гимназисты на свои праздничные литургии приходят в наш Троицкий храм.   Так что, те связи, которые изначально скрепило Владимирское братство, со временем не слабеют, и гимназия – это  еще одно звено нашего единства.

«Демографический взрыв» очень отразился на работе воскресной школы. Приходится устраивать по два праздника – для малышей и среднего возраста. Приходской дом стал тесен, и много лет мы мечтаем о помещении, в котором хватило бы места и для актового зала, и для комнат для занятий,  но мы верим, что если это будет нам на пользу, Бог пошлет нам приходской дом.

Остро встал вопрос, куда девать малышей во время службы? И молодые родители придумали создать «детский сад». Теперь они дежурят по очереди, занимаясь с малышами в детский, а остальные могут спокойно молится  в храме. Детей приводят к «Отче наш…», а грудничков – к причастию. У солеи перед причастием всегда толпится большая группа детей,  которых не нужно вести за ручку,  они все знают сами, они выросли в храме, это их второй дом. Здесь они рисуют, поют, беседуют о духовной жизни… А со своими спектаклями, которые ставят на праздник, едут в детский дом. Им уже есть чем поделиться, они знают, что есть те, кому  нужна их помощь. Наверное, это самый лучший итог работы воскресной школы, когда не   мы развлекаем своих детей, а они сами могут в чем-то помочь более незащищенным.

Но, конечно, не только дела держат молодежь в Церкви. Видимо, находят они здесь внимательное духовное руководство, адресованное к каждому конкретному человеку. Один молодой прихожанин сказал, что  сразу почувствовал, – здесь меня не будут ломать, навязывать внешние, пока мне не свойственные, формы благочестия,  а примут таким, какой я есть… 

И так же может сказать каждый прихожанин: здесь нас принимают такими, какие мы есть. И при этом удивительным образом стираются все границы, разделяющие людей.  Приход объединяет людей  разного возраста и характера, социального положения и политических взглядов. Профессора и уборщицы, художники и шоферы, монархисты и либералы причащаются из одной Чаши, встречаются за одним столом, общаются, дружат, чувствуют друг друга родными и близкими. На примере прихода понимаешь, что христианство – воистину вселенская вера, в наш храм приходят люди около двадцати национальностей: русские и грузины, украинцы и армяне, татары и  евреи, белорусы и башкиры, есть в приходе даже индусы и арабы. 

Вот уже пять лет 9 мая мы выезжаем на дачу и устраиваем пикник в честь дня победы. Молодые и старые, те, кто помнит войну, и кто читал о ней только в учебниках, со слезами на глазах поют военные песни. И не только военные, а каждое поколение  – свои любимые. А между взрослыми снуют разновозрастные дети, будущее нашей Церкви.

Чтобы быть до конца честными, скажем, что  слова настоятеля, приведенные нами, – это  только идеал, к которому мы стремимся, то приближаясь, то отступая. Мы не стали святыми, мы не являем собой идеальный образ христианской общины... но для каждого из нас храм Святой Троицы в Хохлах – это огромный опыт жизни в Церкви, это множество ступенек, которые мы со скрипом преодолели, и надежда на дальнейшую осмысленную, трудную и  радостную жизнь. Здесь совершается наша литургия, наше общее дело.

 Надежда Сахарова