Главная » Страница настоятеля » Статьи, интервью » Церковь – опора или свобода?

Церковь – опора или свобода? Обретение детьми истинной веры

  

– Многие пришли к вере по каким-то скорбям, по тяжелым обстоятельствам, чтобы получить помощь, утешение…

 Да, человек ищет опору. Чаще всего человек ищет опору в каких-то внешних вещах.

По большому счету, если мы внимательно почитаем Евангелие и послушаем, к чему нас призывает Христос, - никакой опоры, никаких гарантий, никаких условий и уверенности, - ничего этого нет. Наоборот. Все ровно наоборот. Опора – только в самом Боге! А Бог – Он неведом, непостижим, невидим. Искать опору в невидимом человеку не хочется. Ему хочется искать опору в видимом. Тогда он ищет опору во внешних вещах – в уставах, в правилах, в постах, в каких-то внешних атрибутах  и воспринимает это за жизнь веры, за жизнь христианскую, а это не есть христианская жизнь. И вот когда эти вещи в человеке начинают разрушаться, он думает, что теряет жизнь. И когда дети не молятся так, как надо, сразу начинается – а как же быть? Ведь нет этой внешней опоры.

Не хочет ребенок ходить в храм: «Ах, что же будет?»  А то и будет, что ничего не будет! Направленность  современного церковного сознания на  поиск опор, фундамента, уверенности во внешних вещах может породить только фарисейство.Почему фарисеи не любили Христа? Потому что Он эти опоры у них из-под ног выбивал. А у тех ничего другого не было. Вся их вера заключалась во внешнем. Сами по себе фарисеи были хороши, ничего плохого там не было, все было правильно, все было сверхправильно. Но только Бог не в этом. 

Действительно, многие приходят в церковь, чтобы найти некую опору в жизни, а в Боге ее страшно найти. Бог дает такую свободу, к которой человек должен быть готов. На нее надо решиться, в нее надо поверить, закрыв глаза пойти, ничего не боясь. А мы всегда чего-то боимся. И вот когда этот страх будет присутствовать в сознании родителей, в сознании людей, которые только приходят в церковь и ищут в церкви опоры, - ничего хорошего не будет. Будут постоянные уходы в «мегаправославность», обязательно будет тянуть именно туда, потому что опор будет не хватать всегда.  Надо будет настраивать, пристраивать еще на что-то, от чего-то ограждаться, от кого-то прятаться, потому что это не те люди, не те слова… А при этом само Евангелие окажется совершенно неважной книгой, потому что  Евангелие ведь небольшая книжка, а книг с советами как жить по-православному в наших церковных лавках столько …

Люди сейчас все время ищут ответы на вопросы.  Ищут, чтобы кто-нибудь им дал ответ на их вопрос. И часто принимают ответы на свои вопросы, даже не задумываясь.

Как будто это «Советы о вкусной и здоровой пище»:

«Как приготовить такое блюдо?»

«Как воспитать ребенка православным?»

«Как сделать так, чтобы ребенок ходил в церковь?»  

«Как приучить ребенка к молитве?»

«Как приучить ребенка к исповеди?»

 Человек ищет рецептов, а вообще-то не надо искать рецептов. Надо жить, надо доверять Богу, надо читать Евангелие! Ведь там же все есть. Надо жить по Евангелию. Если будешь жить по Евангелию, все естественно будет складываться.

Все эти вопросы говорят о том, что человеку как-то не хочется, как-то неудобно спрашивать у Бога, вести с Ним прямой диалог, говорить с Богом с открытым сердцем, слушать, что Он говорит. Человеку нужны какие-то опосредованные вещи, через советы старцев, через книги «4 351  ответ священника на разные вопросы»…

– Я Евангелие перечитываю  постоянно и всегда как будто первый раз…

 Так и должно быть!

 – Я почти не нахожу ответы для себя, нет… Только потихоньку хоть что-то начинаю применять именно к себе…

 Евангелие – не справочник.

Евангелие – слово Божие. Человек читает Евангелие, и слово Божие начинает в него проникать. Тогда человек озаряется и просветляется. Слово Божие – как свет, направляющий человека на нужный ему путь.

– Но ведь вопросов, действительно, очень много.

Да, вопросы должны быть. Вопросы будут, но это не должно быть правилом жизни.

Церковь – как учитель, который учит, наставляет, помогает найти ответы на эти вопросы. Без всякого сомнения.  

– И ребенку читать Евангелие?

Евангелие прежде всего надо читать взрослым. Детям нужно тоже читать Евангелие вслух, немного перед сном. Детям вообще нужно читать вслух как можно больше, как можно дольше. Моему сыну скоро 18 лет исполнится, а ему мама до сих пор читает вслух, и ему это очень нравится. Как в детстве завелось, так и продолжается…

– И находить что-то интересное для общего чтения детям разных возрастов?

 Да, конечно. Обязательно нужно немного почитать Евангелие. Выбрать притчи или что-то связанное с праздником, Рождеством, например. Ненавязчиво.

– Я прочитала где-то, что за маленьких детей, которые не молятся, нужно родителям вычитывать Последование к причастию.

 Что за глупости…

Вопрос вот в чем. Дети с раннего возраста поют молитву «Отче наш», но они совершенно не знают смысла этой молитвы.

Я тут недавно спросил у одного восьмилетнего мальчика про эту молитву. Он говорит: «Что? Очи? Это глаза. И наши глаза на небесех» Это православная семья, дети причащаются с младенчества, регулярно ходят в храм. Но родители не удосужились за все это время объяснить детям, изучающим иностранные языки в престижной школе, смысл этих простых слов. Какие правила за них можно вычитывать, если нет элементарного понимания? Задача родителей состоит в том, чтобы разобраться, а дети, вообще, понимают, что они произносят, когда читают молитву? С этого надо начинать. А то взрослые думают, что если им понятна молитва, то понятна и детям.

 – Когда родители понимают, что у ребенка начинается кризис, но он еще, хоть и нехотя, продолжает ходить в воскресную школу, например, нужно ли стараться, чтобы он продолжал ходить в храм?

 Ребенок должен ходить в храм с удовольствием. Посещение храма должно доставлять радость.

Это не то, что храм – это развлечение, нет. Но то место, где он может встречаться с настоящими друзьями. Если воскресная школа радости ребенку не доставляет, забирайте его поскорее оттуда. Если он приходит туда отсиживать штаны, как на уроках, забирайте его поскорее оттуда.  Хуже не бывает!

Вот опять же, воскресная школа. А зачем она нужна? Чтобы впихнуть какие-то знания благочестия? Да не нужны они никому, если это не радость.

Принцип жизни воскресной школы – радость. Школа радости! Когда детям весело, детям интересно, детям приятно друг с другом общаться. А когда это превращается в принудительную систему, то нужно поскорее бежать оттуда. Потому что это будет не то, это будет тяжесть, а ребенку не нужно тяжести в церкви. Духовная жизнь и так тяжела. Все должно быть в радость. Будет радость – будет и желание. Не будет радости -  ничем не заставите, ничем не объясните. Нужно на каком-то этапе вдалбливать, что это нужно, да, это необходимо. Но это только до какого-то периода.

– А разве дети не сопротивляются ходить в музыкальную школу, например? Протестуют, а когда вырастают, благодарят родителей, что их заставляли учиться музыке. И в православные гимназии не все дети ходят с желанием, а потом…

Православная гимназия – это общеобразовательная школа. Это школа, в которой так или иначе ребенок учится. Есть более удачные, есть менее удачные гимназии.

Но тем не менее есть внешняя обязанность, когда ребенок должен учиться, и вместе с этим ему дают и навыки духовной жизни. Но и школа тоже должна быть радостной. Радость не значит – безответственность и разгульное веселье. Радость может быть и в труде, если этот труд осмыслен  и дает отдачу.

А если все на формальном уровне происходит…Родители знают, что с детьми занимаются. А кто занимается, чем занимается, весело ему или скучно ему там?

Недалеко от нас есть храм Космы и Дамиана на Маросейке, у них там при приходе есть «Клуб ветеранов воскресной школы». Дети, окончившие воскреску, собираются там много лет подряд! Вот это была воскресная школа, которая так сплотила ребят, - походами, играми, спортивными мероприятиями, общей настоящей жизнью, - что много лет спустя они продолжают собираться. О.Федор говорит: «Выгнать не могу этих ветеранов…» Вот такой должна быть воскресная школа.  А если ребенку скучно и тяжело, то как можно скорее оттуда уходите.

– Но дети разные,  бывают и очень закрытые. Не всегда можно надеяться, что ребенок сможет найти близких друзей в храме. В  воскресной школе нашего храма преподаватели стараются раскрыть детей,  найти к ним подход, чтобы дети делились радостными событиями своей жизни в церкви, рассказывали о паломничествах, о прочитанном.  Мой сын возвращается окрыленный!

 Конечно, если ребенок приходит наполненный, а не пустой и усталый, - вот и ориентир!

– Хочется надеяться, что, потихоньку, посещая храм, молясь..

 Мы говорим о вещах совершенно необходимых, естественных, как хлеб и вода, без которых человек не может жить. Если в жизни человека Богослужение в храме необходимо как воздух, тогда и в жизни ребенка все складывается естественно.

И еще важно: обычная пища необходима человеку, но больше, чем ты можешь, ты ее не съешь. Иначе пища принесет вред. И здесь тоже надо понимать  меру  восприятия ребенком Божественного слова, Божественной благодати. Не каждый может долго находиться в присутствии Бога. Все это надо тонко и сердечно чувствовать - где соблюсти меру, как ребенка не перегрузить, дать ребенку именно столько, сколько он способен вместить. Чтобы ребенка не насиловать, не перегружать. Чтобы возвращался он из храма радостный, наполненный, но не переполненный так, что в следующий раз он уже и не мог бы воспринимать …

Еще надо помнить, что у ребенка есть свои собственные искушения, своя борьба, свои какие-то вещи, которые часто взрослому человеку незаметны, невидимы, непонятны. Потому что для взрослых это не имеет значения. А для детей все по-другому. То, что взрослые люди терпят, могут не заметить, то, к чему относятся совершенно привычно,  ребенка может напугать, раздражить, стать уколом, ударом для него.

А родители совсем не понимают: «Почему это тебе не нравится?»

Да, для взрослых  все совсем по-другому, а для ребенка это так. Послушайтесь ребенка! Если ему не понравилось что-то, этого достаточно, чтобы хотя бы попробовать его понять.

 – Что может не понравиться ребенку в храме?

Его может кто-то напугать, ему может не понравиться громкий голос дьякона. Надо внимательно прислушиваться к детям, чтобы от каких-то вещей их сохранить. Надо подумать, в каком месте храма стоять. Родители обычно стоят в привычном для себя месте, а детям там, может, ничего не видно кроме ног и спин впереди стоящих прихожан. Иконы для них закрыты. Он начинает бегать, шалить, а как иначе? Надо продумать, как встать в храме, чтобы детям виден был бы священник, иконостас, красота икон.

Может так получиться, что заходит семья в центральную часть храма, а там стоит какой-нибудь благочестивый господин, который считает, что это его место. Это тоже может ребенка напугать. Родители не должны смущаться, не должны бояться отодвинуть такого человека, сказав, что это место для женщин с детьми и для инвалидов. Родителями должны быть восприняты такие вещи:детей в храме надо уметь защитить. Родители должны иметь правильное представление о том, в какое время в храм прийти, к какому моменту богослужения, сколько ребенок может выдержать.

Есть какие-то вещи, которые сами по себе ни плохие, ни хорошие. Но детьми и взрослыми воспринимаются по-разному.

И, к сожалению, люди, у которых нет детей, совершенно не понимают проблем родителей, приходящих в храм с детьми. Они не готовы терпеть, уступить место, даже просто заметить этих детей. Дети их раздражают, не дают им благочестиво молиться.

– А если дети нездоровы? Например, аутисты?

 Да, я как раз прочел статью на Правмире. Это больная для меня тема. Когда благочестивые прихожане плотной стеной стоят в храме и шикают на детей за любые неудобства.  А именно для этих детей, для аутистов, как раз необходимо увидеть в храме и службу, и иконы, чтобы у них глаза проснулись. Это колоссальная проблема.

Но сейчас есть возможность выбрать храм, где детям будет хорошо. И родители должны об этом в первую очередь задуматься. Где такой храм, где моим детям будет удобно, где ими будут заниматься, где на них не будут шикать, где с ними на исповеди будут внимательно беседовать? В этом - главная задача родителей.

 14.01.2010