Главная » Страница настоятеля » Статьи, интервью » Влияние мира на личность ребенка

Влияние мира на личность ребенка


– В отличие от нашего детства современные дети имеют возможность ходить в храм. Но вместе с тем на них обрушен просто чудовищный поток всевозможной информации – от  акций в защиту однополых семей до пропаганды абортов. Как уберечь детей от влияния мира?

Ребенок всегда воспитывается в семье, на примерах родителей. Родители, у которых с головой и сердцем все в порядке, воспитают нормального ребенка при любых обстоятельствах. У меня нет никаких сомнений. Мусор, который встречается в плакатах или фильмах, часто ребенка не касается. Ребенок бывает от этого закрыт, сохранен. Эти вещи могут остаться в голове, если, например, ребенок 4-5 лет услышит мат, и начинает эти слова повторять. Не потому, что он эти слова знает и понимает их смысл, а потому что эти слова были произнесены человеком с особым эмоциональным настроем. Родители начинают его ругать или объяснять, что это плохое слово, а проще – не заметить, тихонечко сгладить, пока это не забудется. А если внимание ребенка акцентировать на то, что он знать не должен, то таким образом еще больше углубляется знание этих вещей. Поэтому как-то специально объяснять детям вред пропаганды гомосексуализма или других извращенческих вещей, которые нас постоянно окружают, мне кажется, не надо. Педагогика воспитывает на позитивных примерах, а не на вреде отрицательных. Запрет на вкушение плода добра и зла продолжается до сих пор. Не надо вкушать зла, а добро без этого древа познается, добро познается иначе, чем зло. Если добро познается через вкушение, через приобщение, через знание, через опыт этого добра, то, чтобы познать зло, человеку надо быть от него отторгнутым. Ему не надо учиться злу, чтобы понять, что такое зло, ему не надо пробовать зла, чтобы узнать, что такое зло, ему надо от зла держаться подальше. И поэтому запах зла будет вызывать в человеке естественное чувство отторжения, неприятия. Всякое приближение зла будет отталкивать человека, потому что он правильно будет воспитан в добре. Педагогика – наука позитивных, высоких, нравственных понятий. Мне кажется, что там, где это понимается, зло не вкушается, восприятие ребенка ограждается от зла, от нечистоты, от низкого качества культуры.

В наше время культура снизошла только до развлечений, даже появились так называемые культурно-развлекательные центры. Настоящая культура не должна развлекать, она должна созидать. А если в семье у ребенка есть пример созидательной, творческой культуры, которая заставляет человека переживать, мыслить, делать выводы и на этом формировать свою личность, то результат непременно будет.

А когда этого нет, то бесполезно говорить, что такое хорошо и что такое плохо. Бесполезно учить детей – нельзя воровать, нельзя это делать  и при этом жить в контексте иной культуры, в контексте развлечений, сериалов «Про ментов» и потом удивляться, почему человек, которого вроде же учили не воровать, а он ворует, его учили, что взятки брать плохо, а он берет. Я не говорю ничего нового. Это  заезженные, хрестоматийные фразы.

Свято-Владимирская православная гимназия находится в зданиях Ивановского монастыря, здесь раньше находились дома причта для священников и духовное училище, а часть монастыря до сих пор принадлежит Высшей школе МВД. Там находится Юридический институт, который готовит милицейскую элиту, и учатся там молодые курсанты – наши будущие милиционеры, следователи, прокуроры, адвокаты, о которых сегодня много говорят и которых пытаются сделать образцом для подражания, влить в них новые тенденции. Я все думаю, а как они могут поменяться? По закону о полиции они могут поменяться? И вот выходят из этого института после занятий юноши и девушки в форме, и стоит такой мат-перемат! Девушки хохочут, юноши говорят самые отвратительные вещи! Какой закон о полиции! О чем можно говорить, когда  у этих юношей и девушек уже сформирована в голове жизненная позиция, мерзкая, презрительная к людям, с желанием возвысить себя за счет других, грубость, хамство, абсолютное неуважение к самим себе и окружающим людям. Кого они будут защищать? Бессмысленно сегодня говорить о будущем нашего общества,  когда не сформированы самые элементарные понятия культуры, нравственности, семьи.

КАК ЖЕ НАМ ЗАЩИЩАТЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ВСЕГО? У НАС ЕСТЬ ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА НАШЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ, КОТОРАЯ СФОРМИРОВАНА БЛАГОДАРЯ НАШЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ. 

Мы привыкли ругать Запад, мы говорим о какой-то необыкновенной нашей духовности, о необычной душе русского народа. Может, во времена Достоевского эта таинственная душа и была, народ-Богоносец когда-то мелькал в истории нашего отечества. Только все это вышло давно! Мы часто слышим о том, что русский человек – он особенный, а мне кажется, что большевики вполне своего добились. Они сформировали своих «шариковых» как целое народонаселение нашей страны, которые не способны воспринимать человека как личность. Россия и так уже стала криминальным государством, это признает даже председатель Конституционного суда Зорькин в своей недавней статье. И, похоже, всех это устраивает.

 

- Я, может, не права, но обычно делаю замечание, если слышу мат, особенно от молодежи

 Правильно делаете, конечно, а как же? Только за это схлопотать можно, даже пулю получить. Убили же священника в прошлом году ровно за это.

- Особенно если человек в форме. Недавно в метро не удержалась, сделала замечание одной работнице, она при входе стояла. Так она даже не поняла, о чем это я? Разулыбалась мне так по-детски, а что, типа я такого сказала-то!

 «Да мы матом не ругаемся, мы на ём разговариваем!»

- Выходит, что опять же все идет от семьи?

Конечно!

- И что, в семье ругаются матом?

 Конечно!

Никогда не замечали, как наши русские туристы общаются где-нибудь на пляжах в Турции или Египте? Молодая семья с тремя детьми: мамаша, обнаженная по пояс топлес, но с крестом и папаша, обращаясь к ребенку: «А …ли там б..н…ть. А какого ты там ….» Постоянно! Никогда не слышали? Да что вы – наслаждение! Нормальная семья!

Поэтому я стараюсь не ездить в места, где есть дискотеки, тусовки, а езжу в тихое глухое место, которое не интересно русскому человеку, потому что там нельзя напиться, побузить, показать свой таинственный русский характер…

- Получается, что мы хотим воспитывать «белых ворон».

Приходится с этим смиряться.

Поэтому как защитить наших детей в этом мире? Либо это семья, которая воспитывает «белых ворон» и этого не надо бояться, либо это ничего. Потому что государство сегодня ни семью, ни детей, ни школу не защитит и ничего не сделает. Потому что сейчас никто не заставляет государство это делать. Мы видим, что если государство сейчас что-то и делает, то это как реакция на общественное мнение, которое заставляет предпринимать какие-то шаги. И сейчас общественное мнение заставляет государство хоть как-то, что-то делать, потому что государство боится. Видно, что это реакция испуга. И это, конечно, отвратительно. А если церковь начнет действовать, то это будет более эффективно, потому что она будет говорить на правильном языке – не на языке угроз, митингов с человеческими жертвами, не на языке противостояния, а на языке конструктивного диалога и любви к людям.

29.12.2010