Главная » Страница настоятеля » Статьи, интервью » Что такое Великий Пост?

      Что такое Великий Пост?

 


Мы с вами вошли в пространство Великого поста. Чтобы  определиться, чем для нас является Великий Пост, я могу сказать, чем он является, например, для меня.

Я стал христианином, когда мне было уже двадцать лет. Крестился я в восемнадцать лет, а потом у меня был некоторый период пути к Церкви. И вот когда я стал ходить в церковь уже сознательно, в моей жизни случился первый Великий Пост,  и я его помню как совершенно необыкновенное время, потому что я тогда, действительно, по-другому стал смотреть на мир.

Когда ты привыкаешь к посту, он становится периодом, в который тебе что-то нельзя – ты, например, чего-то не ешь. То есть, он становится некоторой внешней формой исполнения определенных правил. В этом случае пост – вещь довольно скучная, и человек ждет, когда пост закончится,  чтобы снова вернуться в свое обычное состояние. Пост тогда воспринимается как тяжесть или какое-то занудство. Мне же так повезло, что мой первый пост открылся для меня как свежий воздух, как удивительная встреча с новым миром, которая меня  внутренне абсолютно преобразила. Что случилось, что произошло в это преображение?

Прежде всего, я понял, что Великий Пост – это, в общем, не столько твое собственное дело, сколько такой особый период, когда Господь к тебе как-то очень приближается, а  твое дело – открыть все двери для того, чтобы Господь к тебе пришел. Это можно сравнить с проветриванием комнаты или с тем, как моют окна после зимы. Представьте: отвратительная погода, падает такой липучий снег, и окна начинают тускнеть, пачкаться, воздух в доме застаивается… И вдруг наступает весна, и начинают мыть окна и проветривать комнату. То же самое я почувствовал в себе в тот Великий пост – вдруг такое ощущение, что в тебе вымыли окна, что тебя проветрили изнутри.  И в последующие  годы я стал  с нетерпением ждать поста: «Когда же наступит Великий Пост? Когда же наступит такой период, когда ты снова вдруг очнешься с такой свежестью, с такой чистотой?» И каждый раз, когда он наступал, я понимал, что это вовсе не моя заслуга. Если ты не мучаешься постом, если ты ждешь его,  он приходит к тебе именно так.

Мне хотелось бы, чтобы вы это поняли,  чтобы вы это почувствовали и к этому приблизились. Ведь пост – это время, когда ты с Богом как-то очень легко общаешься, когда тебе очень легко стать хорошим человеком, хорошим в настоящем смысле слова, а не хорошим для других. Ведь  мы в принципе всегда настроены быть хорошими для других, и все время об этом думаем. Постом же человек начинает страдать от того, что его  тревожит какой-то нечистый помысел. В обычное время человек этого может даже не заметить, потому что столько шума вокруг, столько всего происходит, что человек даже не замечает, как легко в него входит всякая нечистота, глупость, злоба,  раздражение и обидчивость. А Великим Постом,  так как окна вымыты и воздух свежий, это  оказывается для человека очень болезненным, он начинает понимать себя. Тогда он понимает, как это нестерпимо нехорошо, когда тебе дается чистый воздух и светлые окна,  а ты все равно соришь  и ничего не делаешь.

Великий Пост – это время, когда человек всерьез, по-взрослому начинает относиться к тому, что является основой его веры. Если я верующий человек,  то я должен быть христианином. И Великим Постом получается быть христианином – то есть, по-настоящему христианином: когда ты можешь забыть про себя, можешь думать о других, по-настоящему каяться, по-настоящему предоставить себя на суд Божий, и при этом не терять какой-то внутренней радости, не терять света.

Великий Пост – это время,  когда ты искренне желаешь что-то сделать для Бога. Что я могу принести Богу, как я могу Ему послужить? По крайней мере, я возьму себя в руки, буду усердствовать, и прежде всего в молитве.

Мне кажется, Великим Постом нужно понять четыре важные вещи. Первая – это мое отношение с Богом. Это отношение складывается в серьезной, усердной молитве, и тогда человек не намерен себя жалеть. Если я молюсь, то я это дело полагаю главным для себя,  тогда оно стоит на первом месте:  я не выхожу из дома без молитвы, я не ложусь спать без молитвы, я думаю о Боге каждый день, я все время – и когда нахожусь в транспорте, и когда иду куда-то, – стараюсь жить в постоянном обращении к Богу.

В этом отношении к молитве – еще и отношение к Евангелию, к чтению Священного Писания. Что я вообще хочу знать о Боге, как мне проникнуть в тайну Его жизни, как мне узнать Его волю, как мне наладить с Ним отношения? Это ведь не только молитва, это еще и, конечно, Евангелие, это еще и особые книги, которые делятся опытом жизни человека с Богом.

Второе – это отношение к самому себе, проникновение в себя, когда человек честно думает о том, кто он такой. «Кто я такой? Что во мне главное? Чего ищет мое сердце? Куда направлены мои мысли? Чего я больше всего хочу в этой жизни?»

Вот есть такой фильм, «Сталкер», совершенно замечательная философская фантастика, и там речь идет о человеке, который возит людей в некую Зону, где находится особенное место: если человек чего-то там попросит, это обязательно сбудется. И вот  сталкер ведет людей, которым обязательно надо попросить у Бога что-то самое главное. Например, у кого-то умирает ребенок, у кого-то рушится семья. Но сталкер предупреждает: вы можете просить все, что угодно, но исполнится только то, что вы по-настоящему хотите. И там приводится такой случай: человек просит, чтобы Бог исцелил дочку, а получает деньги, кучу золота. То есть просит он одно, а его внутреннее  желание, незаметное для него самого, – иметь побольше денег. И он получает не то, что говорит устами, а то, что лежит в глубине его сердца.

Очень часто так бывает с нами, когда мы обращаемся к Богу с молитвой, такой благочестивой, хорошей, – Господи, научи меня, вразуми меня…, – а  наше внутреннее желание в этой жизни совсем другое, оно вообще не относится к Богу и  к вере. Мы хотим другого – мы хотим быть лучше всех, важнее всех, главнее всех, достигать успеха и так далее. Поэтому наши молитвы не исполняются или исполняются очень кривым образом. Поэтому Великим Постом очень важно понять – а чего я по-настоящему  хочу? Если вдруг ты искренне увидишь, что ты хочешь на самом деле самых низменных, невысоких вещей, не настоящих, не человеческих, пошлых,  надо с этим что-то делать, как-то с этим справляться. Надо, по крайней мере, это  признать, этому ужаснуться в себе и  постараться от этого отказаться, возвысить себя. Великий Пост учит человека видеть себя по-настоящему и учит покаянию.

Третья вещь, которая важна Великим Постом – это отношение к своим ближним. Что человек должен делать Великим Постом? С ближними жить в любви. Что такое любовь? Когда человек любит – он себя не замечает, он уходит на второй, на третий план, потому что любимый всегда на первом месте. Человек  перед любимым отходит. А если человек всегда ставит на первое место себя, то никакой любви  быть не может.

И только на четвертом месте стоит то, что мы едим.

Вот такое большое поучение на Великий Пост.