|
Главная » О чуде
На чудо нельзя рассчитывать, чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это – магическое представление о чуде. Чудо – это когда живой Бог встречается с живым человеком. Конечно, мы понимаем и радуемся тому, что наша жизнь доступна для чудес. Как поется в одном церковном песнопении: «Побеждаются естества уставы…» («Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть», — церковное песнопение на Успение Девы и Матери (песнь 9 канона)). Ведь законы природы – законы падшего мира. Что бы ты ни бросил вверх, оно обязательно упадет вниз. Если хватишься за оголенный провод, тебя обязательно ударит током. Физические законы говорят об умирании, кроме, может, Второго Закона Термодинамики. Эти законы говорят о том, что все, что имеет начало, будет иметь конец. Если энергия вначале была очень яркой, то потом она будет оскудевать и кончаться. Не бывает вечного двигателя. Это те законы, которые человек преодолеть как бы не может. И когда Божие милосердие врывается в нашу жизнь и оказывается, что там, где Бог, там законы этого мира перестают работать, на место физических законов приходит явление Божьей любви и милости. Конечно, это – совершенно замечательное чудо. Сейчас много книг об известных священниках, святых содержат живые свидетельства о реальных чудесах. Взять, к примеру, книги о Матроне Московской, Феодосии Кавказском. Происходит формирование отношения к чуду, как некоему магическому действу – сходил на могилку к святому, взял землицы, положил под подушку болящему и все! - жди исцеления! Без всякого сомнения, человек может получить от Бога чудо, но имеет ли он на это право? Конечно, нет. Иметь право на чудо невозможно. Во все времена Господь по своей милости раздвигал пределы нашего времени и входил в нашу жизнь, являя Свою бесконечную силу милосердия – исцелял, воскрешал, подавал утешение, давал возможность человеку нести свой крест особыми чудесными явлениями, которые носили исключительный характер. А у нас в головы людей это вошло как правило, что так и должно быть. Что святые должны работать на нас, и их прямая обязанность, лежа святыми мощами здесь на земле, действовать по нашей просьбе, по нашему прошению. Когда мы в молитве обращаемся за помощью к святым, это происходит так же, как мы обращаемся к знакомым и друзьям в трудных жизненных обстоятельствах, но это не значит, что святые должны работать на нас, что их прямая обязанность, почивая святыми мощами здесь на земле, действовать по нашим запросам, по нашему прошению. Часто люди не понимают, что, получая помощь от святителя Николая, блаженной Матроны, от других святых, надо не только в благодарность поклониться и свечку поставить. Все-таки они для нас – правило веры и образ кротости. Благодарностью за чудо является подражание их жизни, в каком-то, хоть маленьком повторении их подвига. Святые подают нам чудеса, чтобы мы, получая от них помощь, становились похожими на них в своей жизни. Но, к сожалению, человеком это совсем не понимается и не чувствуется. Огромное количество людей приходит к мощам блаженной Матроны – тысячи, десятки тысяч людей каждый день, и многие из них даже не знают, что надо ходить в храм, исповедоваться, причащаться. И почему-то никому в монастыре, который имеет колоссальные доходы от приходящих, не приходит в голову напечатать бесплатно какое-то количество Евангелий, например, или какое-то количество доступных хороших брошюрок миссионерского содержания, чтобы раздавать в руки каждому человеку, объясняя, как он должен относиться к чуду, что ему следует прежде всего сделать, как он должен прийти в храм, как он должен исповедоваться. Мы все время говорим о миссионерстве, о том, что надо идти к людям, выходить за пределы храма, за пределы ограды церковной, что надо проповедовать на стадионах… А тут никуда идти не надо, люди сами толпой идут в ограду храма. Но сознание большинства этих людей совсем не церковное, представление о чудесах магическое, которое они и передают друг другу в этих очередях. Например, чтобы чудо произошло, надо подойти к мощам Матроны три раза, или взять святую воду в семи разных храмах. А то, что святая вода имеет отношение только к церкви, к святости церкви, к строю духовной жизни, что она неотделима от церкви, это никто не хочет слышать, но и никто об этом не хочет говорить. В этом году впервые на раздаче Крещенской воды, к которой люди тоже относятся как воде чудесной, по благословению Патриарха Кирилла, который, Слава Богу, об этом задумывается, всем давалась специальная листовочка, в которой написано, что такое святая вода и что такое – правильное к ней отношение. И я уверен, что даже эта небольшая листовочка свое правильное, хорошее действие имела. В Храм Христа Спасителя люди стоят сутками, чтобы приложиться к святым мощам, и как, казалось бы, просто этим людям помочь – раздать популярные брошюрки, объясняющие основы нашей православной веры. При этом там проходят сектанты, раздают свою литературу, проходят люди, отлученные от церкви за их нецерковное поведение, скажем, последователи Диомида, раздают запрещенную газету «Дух христианина» и т.д.. А Православная Церковь безмолвствует. Достаточно того, что люди приходят поставить свечку. Вот это для меня всегда остается грандиозным вопросом – где же тогда чудо-то? Люди приходят, кланяются, оставляют в храме свою копейку, уходят, но остаются прежними! Чудо настоящее будет, если они выйдут из храма другими людьми, если они после этого придут на исповедь, если они будут устраивать духовную жизнь, исходя из Евангельского слова. Вот тогда настоящее чудо произойдет, а все остальное – это уже какое-то волшебное восприятие. Очень много магических представлений о чуде складывается в головах не только у людей, далеких от церкви, но и у людей, которые, казалось бы, живут церковной жизнью.
Многие родители надеются на чудо, что в храме ребенка посетит благодать, и он сможет познать Бога. Ох уж эта надежда родителей, что помимо них какая-то благодать кого-то посетит, все за них сделает… Это такая ложь! Это желание родителей жить иллюзией, что вот сейчас подсунем ребенка под благодать, и он будет весь из себя такой озаренный. Когда родители в воспитании детей рассчитывают только на чудо, они сто процентов проиграют. Заставлять Бога действовать по нашему желанию – невозможно. Не будет такого никогда. Сама по себе благодать не действует, это не магическое действие. Это общение с живым Богом. Нет понятия благодати самой по себе. Благодать – это действие Божие. Действие Божие – всегда ответ на действие человеческое. И по-другому не бывает.
А как же молитва за детей: «Господи, ниспошли благодать…»? Да, но не как дождик, который прольется на наших детей. Да, мы молимся, мы призываем Бога. Бог откликается на нашу молитву. Можно рассчитывать на какое-то чудо и даже получить его в ответ на свою горячую молитву. Взять это чудо с собой, положить его в карман и продолжать жить той же самой жизнью. Где чудо? В каком случае произошло чудо? Там, где человек стал другим, или там, где человек получил от Бога большой-большой подарок, действительно, чудо, и остался прежним? Часто люди хотят, чтобы их скорби прекратились, а жизнь потекла обычным-обычным путем. Бывает, что люди, приходящие к мощам, выстаивающие долгие часы, чтобы прикоснуться к святыне, совсем не понимают, что вообще происходит и что, собственно говоря, чудо требует от человека в ответ. Это, действительно, очень большая ответственность – от Бога получить дар и стать участником чуда. Удивительный дар и огромная ответственность. В ответ на твое прошение Бог подает тебе чудо, а ты забираешь его в карман и уходишь, как ни в чем не бывало. Бог, наверное, ждет чего-то после этого? Бывало так, что люди, в жизнь которых Бог вошел через чудо, после этого все бросали и уходили в пустыни. И всю жизнь посвящали тому, чтобы пребывать именно с Богом.
Мы просим облегчения страданий, а то не выдержим, мол, скорбей. Если почитать акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону, то там перечисляются все его страдания: «Радуйся, яко вместо сладких мира за Христа лютая страдания приял еси; радуйся, яко общник сотворился еси Страстем Христовым». Человек просит здоровья у того, кто был мучен, истязаем страшными-страшными пытками. Человек хочет, чтобы за него вступился так много пострадавший. Когда мы обращаемся к святому Пантелеймону, мы тоже должны быть мужественны в своих страданиях, в своей вере, тверды, что есть о каждом из нас Божие усмотрение и Божия воля есть о каждом из нас. Это трезвенное отношение к тому, о чем мы просим, какими словами мы обращаемся, и что будет дальше. Готовы ли мы жить потом с этим чудом до конца? К сожалению, наше человеческое сознание не настроено на то, чтобы узнавать Бога, присутствующего в нашей жизни, не только, когда нам хорошо, но и когда нам плохо. Внешние обстоятельства, которые с нами бывают, – это ведь тоже присутствие Бога в нашей жизни – скорби, горести, то, что нашу жизнь отягощает, то, что мы называем нашим крестом. Многие люди, между прочим, познают Бога не в чудесах исцелений, удачных стечений обстоятельств, а познают Бога именно в скорбях. И для них это тоже чудо. Хотя скорбь может быть такой силы, что как меч может рассечь человека, сокрушить его. А христиане, настоящие христиане, в скорбях могут увидеть Бога очень близко, очень-очень рядом с собой. И через это жизнь человека может измениться, по-настоящему глубоко измениться.
Отец Алексий, мы понимаем, что без усилия ничего не произойдет. Никакое чудо. Но вот мы делаем усилие, берем обет на отказ от чего-то важного… Да, мы делаем усилие. Но невозможно заставить Бога какими-то своими собственными способами совершить чудо. Обетные вещи имеют смысл, как некое посвящение себя Богу. Например, я беру обет с утра до ночи читать Псалтирь и буду ждать, что Бог в это время будет воспитывать моего сына? Это же смешно!
А если родители молятся о рождении ребенка, например? Хорошо, что молятся, усиливают свою молитву чтением Псалтири. Но Бога это ни к чему не обязывает. Обет не может быть такой вещью, которой можно как бы поймать Бога в ловушку.
Например, родители по благословению берут обет читать определенные молитвы за больного ребенка и, конечно, ждут чуда. Но ребенок не выздоравливает. А потом видят, например, в Дивеево, как другой малыш встает из инвалидной коляски и начинает ходить. Это что – родители этого мальчика больше молились? Не знаю. Тут нет общего правила и какого-то арифметического решения. Если будешь делать так, то будет так. Для одного человека так, для другого – другое. Я знаю немало случаев, когда люди, получая чудо исцеления, тут же успокаивались и тут же начинали жить своей обычной прошлой жизнью. У меня есть пример из жизни моей приходской общины. Одна женщина впервые в своей жизни пришла на исповедь в храм с глубочайшими слезами покаяния, поведала о том, что ее муж находится в тяжелейшем положении в больнице в реанимации. Было очень глубокое покаяние, женщина после исповеди и причастия пошла в больницу и понесла крестик своему мужу, который врачи ему передали. Муж надел крестик и через какое-то время выздоровел. Они оба дали Богу обещание, что обвенчаются, что у них начнется духовная жизнь, но ничего в итоге не сделали. Ровно через год муж был убит. Сейчас эта женщина, слава Богу, – глубоко верующий церковный человек. Чудо произошло. А есть другое чудо, замечательное прекрасное чудо, которое мне рассказали мои близкие друзья. Их подруга не могла долгое время найти работу. И так случилось, что она нашла работу буквально за неделю до Пасхи. И ей обязательно надо было идти на работу в Великий четверг, а она была так настроена на Причастие, что для нее это было настоящей трагедией. И женщина пошла в Великий четверг на работу, не в храм. Но сердцем своим она, видимо, была все-таки в храме. И когда она вечером вернулась домой, то вдруг увидела, что старая веточка вербы, стоящая в вазочке без воды, – вся зеленая. И уже после Пасхи она всем эту ветку зеленую показывала. Ей даже сказали: «Хоть в воду поставь, ведь нельзя же так чудо эксплуатировать!» Вот настоящее чудо. Господь увидел сердце человека. Такие чудеса, может, не самые главные, но они не забываются. Такие тихие, но удивительные события входят в жизнь человека настолько, что его жизнь меняется, а потом через него меняется и жизнь других людей.
Отец Алексий, как Вы относитесь к такому мнению, что у Бога на твои молитвы есть три ответа: да; не сейчас; у меня есть что-то лучшее для тебя? Возможно. Даже больше ответов. Люди, которые молятся Богу, хотят что-то от Него получить, все время добавляют: «Да будет воля Твоя!»
Происходят в наше время реальные чудеса? У кого-то чудеса происходят, у кого-то нет. Невозможно сказать, чтобы у всех происходило по одинаковому сценарию. Такого не бывает. И думать об этом – неправильно. Надеяться, уповать на Бога, но всегда надо доверяться Богу до конца. Сегодня для многих людей чудо – это не явление Бога. Это волшебство, это фокус. Это ничем не отличается от сеанса у экстрасенса. От кого что получить – неважно, главное, чтобы работало. Главное, чтобы это случилось помимо меня, ведь человек, надеясь на чудо, не понимает того, что главное чудо – это, когда сам человек может в своей жизни что-то поменять с помощью Бога. Самое большое чудо в нашей жизни – когда грешник становится святым. Большего чуда на свете нет. Когда человек грешный, безбожный, живший в системе координат, которая никак не совпадает с Евангельскими ценностями, вдруг обращается в веру и становится рабом Божьим и всю свою жизнь посвящает Богу. Выше этого ничего быть не может. Но такое чудо людям не нужно. Людям нужно волшебство. И книжечки о святых не о чуде говорят. Они говорят о добрых волшебниках под именем наших святых, об удивительных феях, названных именами подвижников благочестия. Самое главное для таких людей – получить чудо, самое главное – что-то унести. И, простите за такое резкое слово, но это становится выгодным коммерческим предприятием, потому что люди готовы за чудо заплатить. Заплатить готов каждый и это очень понятно: я дал – я получил. Это очень просто: я дал деньги, расплатился и теперь могу рассчитывать на чудо. С другой стороны, чудеса являются удостоверением, что Бог есть. И в этом тоже есть определенная двойственность. Бытие Божие не доказывается чудесами. Очень показателен спор вокруг Туринской плащаницы. Есть масса совершенно неопровержимых, на первый взгляд, доказательств ее подлинности и ровно столько же доказательств ее фальсификации. И те и другие определения доказывают ученые с мировыми именами. Но плащаница не дается в руки ни тем, ни другим. Не является плащаница доказательством бытия Божия, даже если она – истинное чудо и истинный факт, говорящий о Воскресении Христовом. Никакое зафиксированное мироточение или исцеление от мощей, никак не может доказать Бытие Божие. Потому что Бытие Божие не нуждается ни в каких доказательствах. Потому что вера на то и вера, что она не требует никаких доказательств. И если бы в христианской истории не было никаких чудес вообще, если бы никто никогда не исцелялся, никто никогда не воскресал из мертвых (имеется в виду не Христос, а явления чудес), не было других сверхъестественных явлений – как Он по водам ходил, как Серафим Саровский на воздухе молился, как старцы будущее прорекали, – даже если бы в истории Христианства всего этого не было, а все остальные религии просто кишели бы чудесами, все равно истинных христиан было бы ровно столько, сколько их сегодня. Ведь чудесные явления предлагает любая религиозная система. Любая религия вам предложит нетленные мощи – в Индии йоги в мощах пребывают, у бурят обнаружился лама в совершенно чудесном мощевидном состоянии. Исцеления – есть везде исцеления, когда люди молятся Богу. Все, что есть в системе христианских представлений о чуде, есть в любой точке земного шара. И говорить, что наше чудо настоящее, а их ненастоящее, что наши чудеса Бог творит, а у них бесы поработали – поди докажи. А почему Бог не может помогать индусу или услышать молитву мусульманина и послать ему дождь или исцеление? Поэтому мусульмане или представители других синкретических религий с полной легкостью прибегают к нашим святыням, так спокойно пытаются получить от них исцеление, потому что для них это естественно – обращаться к источнику, из которого текут чудеса. А что будет потом, не имеет значения. Сознание человека таково, что оно любит пользоваться, совершенно не задумываясь о том, что происходит. И мне кажется, что сегодняшняя надежда на чудо и желание чудес во многом оправдывает нашу человеческую безответственность, нежелание нести свой крест, отсутствие самого элементарного смирения. А так, чудеса случаются каждый день – маленькие, тихие, незаметные, известные только человеческому сердцу, ответ на потаенные молитвы… Каждый день происходят чудеса, потому что они не могут не происходить там, где Бог и человек встречаются, побеждаются законы этого мира – внутри самого человека, самим человеком и человеком вместе с Богом. 5 - 7 июля 2010 |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |