Антифоны

Сразу после Великой ектеньи начинают петься антифоны. Антифонное пение - это пение попеременно двумя хорами. По правилу в храме должно существовать два клироса, правый и левый, и пение должно быть антифонным, то есть попеременным, двухклиросным. В Греции, например, и сейчас пение всегда антифонное. Даже если в храме присутствует только два певчих, они все равно будут петь антифонами, - один из них будет стоять на одном клиросе, а второй на другом. 
Исторически антифонное пение происходит из римской церкви и, постепенно распространяясь, окончательно утверждается во времена Иоанна Златоуста. 
Антифоны возникли из крестных ходов. Крестный ход - это свидетельство Церкви миру сему, когда люди выходят из храма и весь мир становится продолжением храма. Они проходят с иконами, с хоругвями с молитвами по улицам города, и весь мир, хочет он того или не хочет, должен принять это, каким-то образом соучаствовать. А если некому свидетельствовать, то это грустно... Поэтому крестные ходы - это свидетельство мощи и силы Церкви, полноты ее, как раз исполнения ее, о котором мы молимся, чтобы Господь это сохранил. 
В Древней Церкви существовал обычай, что из разных приходов крестные ходы стекались к одному храму, в котором в этот день был престольный праздник или другое значительное событие. Во время шествия пелись праздничные песнопения, восхваляющие праздник или святых мучеников, во имя которых совершалось богослужение. Когда они сходились вместе у места, где праздновалось событие, то совершали свои песнопения попеременно. Антифоны - это были гимны шествия, гимны сбора, гимны подготовки. 

Во время простых повседневных служб поются будничные или вседневные антифоны. На воскресной службе, на которой мы с вами чаще всего присутствуем, и в дни некоторых праздников поются антифоны воскресные или изобразительные. Праздничные антифоны поются только на Господские праздники (такие как Рождество, Преображение и т.д.) и на Сретение Господне, которое является как бы средним праздником между Господскими и Богородичными. 
Антифоны пророчески изображают милости Божии, явленные человечеству через воплощение Сына Божия. Воскресных антифонов три: псалом 102, псалом 145 и Блаженны. Их разделяют малые ектеньи. Во время антифонов священник находится в алтаре и читает священнические тайные молитвы. 
Раньше тайные молитвы читались вслух, никакой тайны в них нет. Но где-то уже с шестого века их начинают читать тихо в алтаре, в чем проявляется некое внешнее разделение тех, кто священнодействует у престола, и тех, кто священнодействует, как народ Божий. По мнению многих людей, священнодействие таким образом редуцируется и ослабляется. К сожалению, мы сейчас во многом несем на себе плоды этой редукции, оглушения самого богослужения, потому что в сознании многих людей священник совершает Литургию, священник молится, а все остальные только присутствуют при этом. Но это не так, - все молитвы, которые читаются во время Божественной Литургии, произносятся от лица всех собравшихся в храме. Каждому из нас очень важно эти молитвы знать, понимать их и ими молиться. А сами песнопения, которые поются на клиросе, антифоны и ектеньи, не заменяют эти священнические молитвы, но являются их продолжением. 

Первый антифон представляет 102 псалом: Благослови, душе моя, Господа... 
Во время первого антифона читается молитва: Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя. 
Перед вторым антифоном звучит малая ектения и произносится тайная молитва второго антифона: 
Господи Боже наш! Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти любящие благолепие дому Твоего; Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. 
Слово исполнение значит – полнота. Священник молится о сохранении полноты Церкви, чтобы эта полнота Царствия Небесного, которая всеми обладает, реально присутствовала в каждом человеке. 
Второй антифон состоит из 145 псалма – Хвали, душе моя, Господа... и из догматического песнопения: Единородный Сыне и Слове Божий..., выражающего догмат Церкви о Боге в Троице и о вочеловечении, рождестве и принятии на себя человеческой природы Сына Божия, который является единосущным Отцу и Святому Духу. Это песнопение сочинил Византийский царь Юстиниан, причисленный к лику святых за свое благочестие. 
Не случайно выбран именно этот псалом, в нем есть глубокий литургический смысл. К сожалению он поется не целиком, а только избранные его стихи, в число которых не входят такие важные строки – Господь на небеси уготовал престол Свой и Царство Его всеми обладает, которые непосредственно относятся к нашему стоянию на Литургии и являются выражением того возгласа, которым она начинается. Царство, которое входит в наши сердца и в нашу жизнь, обладает всеми, и никто не лишний в этом Царстве. Это пророчество царя Давида – очень литургическое, ведь Литургия – это жертва за жизнь всего мира, это действительно пришествие Царства Небесного в силе, которое всеми обладает, и которым каждый может обладать. 
После пения второго антифона отверзаются Царские врата и поется третий антифон, который состоит из заповедей Блаженства. Тайная молитва третьего антифона звучит так: Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема или трем, согласующимся о имени твоем, прощение подати обещавый. Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя. 
Человек, который читает псалтырь регулярно, очень легко воспринимает богослужение, потому что практически вся вечерня и утреня, и всенощное бдение, и Литургия во многом состоят из пения Псалтири. Очень многие песнопения, даже стихиры, которые поются в честь святых, во многом составлены на основе псалмов. Поэтому для нашей церковной культуры необходимо очень хорошо знать Псалтирь. 



                                                                                            * * *
Во время третьего антифона совершается малый вход, который называется еще по другому входом с Евангелием. Он также сложился из крестных ходов. Когда все собирались у храма, он был еще закрыт. Народ встречал патриарха или епископа, и малый вход был входом епископа в церковь. Сейчас этот вход скорее похож на выход, потому что из алтаря выходят через северные врата, а потом входят в центральные Царские Врата. А раньше это был сам вход в храм, движение самой Церкви. В древней Церкви Евангелие хранилось в особой сокровищнице, и именно перед входом в храм оно износилась из храмовой хранительницы, поэтому шествие с Евангелием в древней Церкви было особенным значительным действием. 
Эти древние традиции наша Церковь сохранила в архиерейском служении (при входе архиерея в храм износится Евангелие для благословения, архиерей облачается в священные одежды именно во время пения антифонов, и тогда же он читает входные молитвы). И это правильно, потому что, как мы знаем, именно архиерей является исключительным служителем Божественной Литургии. 
Сейчас вход с Евангелием символизирует выход Христа на проповедь. Взяв Евангелие с престола и подняв его перед собой священник с чтением молитвы, благословляющую этот святой вход, выходит через северные двери, и входит в Царские врата. Перед ним выносится свеча. 
Литургия - это сослужение людей и ангелов, Церкви земной и небесной. И в своей молитве священник просит, чтобы со входом священнослужителей в алтарь Господь сотворил и вход ангелов им сослужащих и славословящих Божью благость. 
Наше знание чинопоследования Божественной Литургии, в том числе антифонов, очень важно для полноценного участия в Литургии. Возможность просто в храме стоять и тихонечко подпевать клиросу, или петь безмолвно внутри себя, прекрасно зная, что происходит в храме, и что стоит за этими словами, - является нашим участием в общей литургической молитве, в той самой молитве, которую читает священник, находясь в алтаре. 
По окончании пения антифонов дьякон или священник возвышает Евангелие, изображая им крест, и произносит:Премудрость, прости. Слово премудрость предупреждает молящихся о глубоком содержании следующего затем пения и чтения, а слово прости, то есть стойте прямо, призывает стоять в это время с особым благоговением и вниманием. 
После пения Приидите припадем и поклонимся Христу, спаси нас Сыне Божий… поются Церковные песнопения, которые называются тропарями и кондаками, кратко выражающие сущность праздника или подвига святого, которые в этот день совершаются. В это время священник в алтаре от лица всех верующих молится Господу, чтобы трисвятую песнь, от серафимов воспеваемую, Он принял и от наших уст, смиренных и грешных, и простил нам всякое согрешение и освятил наши мысли и души и телеса.