Главная » О Литургии » Благодарение

 

Благодарение

Последняя часть Литургии верных включает благодарение за причащение и благословение на выход из храма. 
Хор поет Да исполнятся уста наши хваления Твоего, Господи..., а дьякон выходит со своей последней благодарственной ектеньей после принятия Святых Христовых Таин, начинающейся со слов Прости приимши... Прости происходит от глагола простираться, то есть человек должен стоять прострясь, благоговейно устремленно ввысь. Когда мы принимаем Святых Христовых Таин, все наше состояние должно простираться к Богу, быть благоговейно напряженным. 
В этот момент священник складывает антиминс, берет Евангелие и, делая на престоле крест, читает: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем... 
И идет читать заамвонную молитву: С миром Изыде во имя Господне... Благославляю благословящие Тя, Господи... 
Хор поет Буди имя Господне благословенно отныне и до века и 33 псалом: Благословлю Господа на всякое время... 
Священник произносит отпуст: Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш... и, осенив народ Крестом, дает его для целования молящимся. Обычно в это время читаются благодарственные молитвы. Еще раз осенив народ крестом, священник возвращается в алтарь, закрывает царские врата и задергивает завесу. 



                                                                                                   * * *

Богослужение закончено. Что такое богослужение? В самом простом понимании, это когда мы приходим в храм, чтобы служить Богу. Но если мы вдумаемся в это слово, то заметим, что вообще-то трудно сказать, кто кому служит. Как и многие слова, которые мы употребляем в Церкви, слово Бого-служение имеет как бы двойной смысл. 
На богослужении происходит то, что Господь совершил на Тайной Вечери. Он собрал Своих учеников, снял с Себя верхние одежды, взял тазик с водой и начал к каждому подходя, умывать их грязные ноги. Умывать каждому, вплоть до предателя, вплоть до изменника, кто будет неверным Ему. Умывать с любовью, кротостью и смирением. Вот образ Богослужения - Бог служит Своим ученикам. Когда мы собираемся в храм, Господь всем нам ноги умывает. 
Мы иногда показываем детям на примере, пытаясь научить тому, чего сами не делаем никогда. Вот мы говорим: надо делать так, надо делать этак, а сами не делаем. И кажется, что вот Господь ради такого примера один раз снял с Себя одежду, и показал, как надо делать. Нет, не так Господь. Он умывает ноги Своим ученикам, потому что Он это делает всегда, Он это делает постоянно, и в этом смысл Его отношения к нам. По-другому Он не поступает с нами никогда. Когда мы приходим в Церковь, когда мы только готовы к Нему прикоснуться, Он сразу же начинает нам ноги умывать. 
Иногда мы думаем, что, приходя в Церковь, мы замечательный подвиг совершаем. Как много мы делаем для Бога тем, что пришли в храм, на исповедь, подали записки. И не понимаем, что, приходя в Церковь, мы приходим в ту же сионскую горницу, где Господь умыл ноги своим ученикам, и что когда мы приходим в Церковь, Он начинает это делать с нами. 
Мы приходим к Богу с тем, чтобы просить у него помощи, и Он тут же начинает нам служить, и исполняет наши мелочные желания, наши пустые человеческие житейские потребы, которые не приносят нам никакой духовной пользы. Но Он и в этом помогает нам всегда. Даже в мелочи Он начинает нам служить. 
Мы приходим на исповедь, Он начинает нам служить, и умывает нам не только ноги, но и руки и главу, потому что мы все скверные. Он умывает нас всех в исповеди. 
Мы приходим на Божественную Литургию. Кто кому служит на этом богослужении? Он отдает нам Свое Тело и Свою Кровь. Он совершает Свое богослужение по отношению к нам. 
То же самое происходит и во всех таинствах, и в молитве, - везде заложен этот образ омовения наших ног, и это и есть настоящее Богослужение. И так во всем, что совершается в храме. Все, что происходит с нами в Церкви, это есть непрестанное служение Бога человеку, полное Его служение пока Он во славе вознесся и сел одесную Отца. 
Когда мы говорим, что совершается богослужение, мы видим, что совершается оно с горней стороны. Мир горний служит нам, а Господь его возглавляет. Всех приходящих в храм Господь принимает и для нас совершает богослужение как Первосвященник. И ждет от нас только одного, чтобы мы были на Него похожими. 
Омыв ноги Своим ученикам Господь сказал им: "Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам". И тогда встает вопрос о том, что же такое богослужение для нас. И если мы правильно видим образ, который дал нам Господь, мы понимаем, что наше богослужение совершается тогда, когда мы служим ближнему своему и когда мы по настоящему и глубоко исполняем перед Богом Его заповеди. 
А как еще мы Богу можем послужить? Ну что Богу, в принципе, может быть от нас нужно? Наши свечи? Наши деньги? Наши записочки? Наши молитвы? Посты? - Понятно, что ничего этого Богу не нужно. А Богу нужна только любовь, сердечная глубокая любовь. Проявление этой любви и есть наше богослужение, когда каждый служит Богу тем даром, в котором он призван. 
В этом заключена тайна богослужения. Так оно становится смыслом нашей жизни, и тогда все, что бы человек ни делал, вся жизнь его - это служение Богу и продолжение Божественной Литургии. 
Соединение богослужения и благодарения, когда Господь служит нам, а мы Ему, и есть Божественная Литургия, общее дело Божие и народа Божиего, соединяющее человека и Бога и в этом соединении осуществляющее Церковь, как Богочеловеческий организм. Тогда Церковь становится действительно вселенским событием, Церковью кафолической и всепобеждающей.