Священные сосуды

Свое символическое значение имеют и богослужебные сосуды. 
Чаша и Дискос – самые первые и важные богослужебные сосуды, которые были употреблены Спасителем во время Тайной вечери. На Дискосе изображается икона Рождества Христова. Он символизирует одновременно и вифлеемскую пещеру, и гроб Господень. 
Два крестообразных покровца, которыми накрывают Чашу и Дискос, и матерчатый плат, называемый воздухом, с одной стороны символизируют пелены, которыми был повит Спаситель по Рождестве, а с другой стороны ту плащаницу, в которую Он был завернут после снятия с креста. 
Лжица, ложечка с длинной ручкой, которая употребляется для причащения мирян, появилась не сразу, и закрепилась в богослужебной практике в восьмом веке. Она напоминает о пророчестве Исаии, которое является ветхозаветным образом причащения: она символизирует клещи, которыми архангел взял угли из жаровни и прикоснулся к устам пророка. 
Копием римского воина Спаситель был прободен на Кресте, на Литургии – это острый нож, которым вырезается Агнец и вынимаются частицы из просфор. 
Звездица, имеющая вид креста, являет собой распятие и одновременно вифлеемскую звезду, указавшую на родившегося в вифлеемской пещере Спасителя мира. 
Для совершения Литургии необходимо красное виноградное вино, разбавленное небольшим количеством теплой воды (теплоты), по примеру того, как Господь на Тайной вечери употребил вино с водой, и в воспоминание того, что во время крестного страдания после удара копьем из ребра Спасителя истекла Кровь и вода. 
В православном богослужении употребляется пшеничный квасной хлеб, испеченный в виде просфор (в переводе с греческого – приношение). Она имеет округлую форму и состоит из двух частей в знак того, что Господь Иисус Христос имел Божественную и человеческую природу и единую богочеловеческую личность. На верхней части должна быть печать. На печати главной просфоры изображается крест, по сторонам от него надпись ИС. ХС., а внизу – НИ.КА., что значит, победа. На других просфорах может быть изображение Божией Матери или святых. 
В русской традиции для совершения Литургии Иоанна Златоустого употребляется пять просфор. Кроме того, используется большое количество маленьких просфор для частных поминовений живых и усопших православных христиан, имена которых пишут в записках. 
Подобная атрибутика появилась не сразу. В древние времена чина проскомидии, в том виде, который мы имеем его сейчас, еще не было, он сложился где-то к концу первого тысячелетия. В Деяниях святых Апостолов проскомидию называют преломлением хлеба. Когда Литургия совершалась Апостолами, или в катакомбах в условиях гонений, для совершения проскомидии было только два богослужебных сосуда – Чаша и Дискос, на котором раскладывалось преломленное Тело Христово. И с этого дискоса верные брали Тело и вместе отпивали от Чаши, то есть причащались так, как сейчас причащаются священники в алтаре. 
Позже, когда во времена Константина Церковь умножилась, появились приходские храмы, и стало тяжело преломлять хлеб на очень большое количество причастников. Тогда, это было во времена Иоанна Златоустого, появилось и копие и лжица, а позже и другие принадлежности. 
В богослужении ничто не может существовать само по себе. Эти вещи появились для удобства богослужения, но, войдя в него, должны были стать его участниками, служащими для более полного раскрытия смысла происходящего. 
Это станет для нас особенно понятным, когда мы будем говорить о том, как велика, просто космична, по своему символическому значению Проскомидия.