Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Как наследовать жизнь вечную

Как наследовать жизнь вечную  (О богатом юноше)  

(Лк. 18:18-27)

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, как  некто из начальствующих подошел ко Христу и спросил Его: «Господи, что мне сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» И Христос ему сказал исполнять заповеди, которые каждый из нас знает: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать». И юноша на это ответил: «Все эти заповеди сохранил я от юности моей».

И действительно, те заповеди, которые мы знаем как десять заповедей, данных Моисею на святой Синайской горе и которые являют основу жизни верующего человека, по сути являют собой основу жизни любого человека. Огромное количество людей, даже не знающих Бога, их соблюдает, как нормы  человеческой нравственности и морали. Вряд ли может называться человеком тот, кто не почитает своих родителей, кто ворует и убивает,  живет в непрестанном блуде и делает это целью своей жизни, кто лжет и лжесвидетельствует… Что же остается от человека, если он не соблюдает этих заповедей? Ничего.  

Мы, христиане,  тоже прежде всего соблюдаем эти заповеди. Они являются основой основ нашей жизни. И вот оказываются, что сами по себе они еще не приводят ко спасению, потому что, если эти заповеди становятся для человека естественной и единственной нормой жизни, если он думает, что это и есть спасение, это и есть цель,  они становятся его личным богатством и достоянием. «Я хорош, у меня все есть. Куда мне еще идти, и что еще мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»  Казалось бы, все уже обозначено и решено, мы знаем, что можно и чего нельзя, мы знаем, как стать благочестивыми людьми. Кроме этих, человеческих, заповедей  у нас есть заповеди,  говорящие о нашем богопочитании, мы верим, что нет иных богов ни на небе, ни на земле. Мы не поминаем Имя Божее всуе.  Мы молимся Ему.  Мы почитаем день седьмой. Мы все делаем хорошо. Более того, у нас есть четко обозначенная церковная норма жизни. Мы начинаем наш день утренней молитвой и кончаем вечерней, мы соблюдаем пост в среду и пятницу и все другие посты, мы ходим  в храм на богослужения, исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин. У нас есть полнота жизни в Церкви.  Не это ли и есть путь к спасению? Не это ли и есть то, что делает человека христианином, человеком, идущим за Богом?

И вот оказывается, что все это прекрасное, основательное, мощное, доброе и нравственное, может не явиться путем ко Христу, а стать таким хождением по кругу, когда человек из года в год, из месяца в месяц совершает одни и те же благочестивые правильные поступки, которые его удовлетворяют и радуют. Ему хорошо и радостно быть благочестивым. Ему удобно быть в сообществе христиан, которые живут в таких жизненных рамках, когда все очерчено, все определено, и, главное, гарантировано. Понятно, что если ты так будешь поступать, у тебя все будет хорошо и правильно. У тебя складываются отношения с Богом. На исповеди тебе прощаются твои грехи. Причащение Святых Христовых Таин   делает тебя наполненным благодатью Божественной. Все правильно, все хорошо…  Так хорошо, как у того юноши.

Мы спокойны, а  вот евангельского юношу  какое-то беспокойство   гложет. Он понимает, что должно быть что-то еще. И вот с этим вопросом он обращается ко Христу, к своему Спасителю: «Учитель благий! Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Христос ему на это отвечает: «Никто не благ, только один Бог», тем самым показывая, что вопрос, который задает этот человек, обращен непосредственно к Богу. Это очень серьезно. Очень важно для каждого человека – научиться вот так с Богом разговаривать, научиться задавать вопросы напрямую, всерьез: "Что мне делать-то, наконец, чтобы наследовать жизнь вечную?"

А у нас, благочестивых христиан, вопрос о вечной жизни, –  вопрос остроты нашего бытия,  вопрос наших отношений с Богом, – очень часто остается за рамкам нашей жизни. Нам не о чем спрашивать у Бога, нам и так все ясно. У нас есть ответы на все даже еще не заданные вопросы.

 Давайте сейчас   хотя бы немножечко подумаем о том,  как можно беседовать с Богом, как можно задавать Ему вопросы, как можно  вдруг получать от Него ответы.   Это же большая ответственность  – с Богом разговаривать! Молиться Богу – это очень большая ответственность: не просто правила читать, вычитывать знакомые слова, а по-настоящему обращаться к Богу с вопросом, со словом, и, главное, – получать от Него ответ. Это и есть настоящая молитва.

Мы не привыкли получать от Бога ответы на наши молитвы. Когда мы читаем утренние и вечерние правила, разве мы думаем о том, чтобы получить от Бога ответ? Разве мы надеемся, что Он ответит нам на наши утренние и вечерние молитвы? Нет, мы исполняем заведенное правило. А это очень важно человеку – слышать Бога.

И вот юноша вдруг получает от Бога ответ, неожиданный ответ, не ободряющий и не утешающий его, не гарантирующий ничего, не говорящий – как славно, что ты так все хорошо делаешь, вот и живи таким образом дальше! Господь говорит ему очень неприятные слова. Он говорит: «А теперь все это раздай, отрекись от своего богатства, и иди за Мной».  А как это – иди за Мной?  Куда это – идти за Богом? Что это значит?

А вот, что это значит: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:34-35).   Вот что значит – идти за Христом! Это  значит – не идти, взяв Его за ручку, как мама водила нас маленьких, не умеющих ходить, не идти по широкой твердой дороге, где путь освящен, а «идти туда не знаю куда», идти туда, где не видно ни зги. Так  однажды пошел Петр, когда, увидев Христа в буре, во мгле и мраке,  сказал: «Господи! Повели мне идти к Тебе по водам!» Вот так надо идти!

На этом месте кончаются  все благочестивые заповеди и прекрасные традиции, они могут быть только какой-то подпоркой, пока человек учится ходить. Но вдруг наступает главный момент, – надо доверить свою жизнь Богу до конца. Надо вдруг пойти за Христом, не видя Его, не слыша Его, а только зная Его.

И юноша уходит опечаленный, потому что нет у него решимости, нет мужества, нет уверенности идти за Христом. А их, наверное,  и не может быть. Даже Апостолы спрашивали Христа: «Кто же может исполнить Твое Евангелие? Кто способен по-настоящему Твои слова вместить? Кто же тогда вообще может быть спасен?»  И Христос отвечает: «Никто. Человеку это невозможно».  

Человеку невозможно по человечеству исполнить Евангелие. Это, действительно, книга не человеческая. Апостол Павел так и сказал: «Братья! Евангелие, которое я возвещаю вам, не есть человеческое» (Гал.1:11). Это слово Божее, которое может, как сказано сегодня в Апостоле, в нас вселиться изобильно. Только тогда, когда Сам Господь Своим словом вселяется в человека, это становится возможно. Только тогда, когда человек вдруг открывает свое сердце для Слова Божия и не боится Ему себя доверить -  все это происходит, потому что тогда Господь действует в человеке. Невозможное человекам возможно Богу. Возможно Богу вселиться в каждого из нас,  наполнить нас Собой, сделать родными, Своими  до конца. Для этого нужно только одно – решиться себя доверить Богу так, как Он доверил Себя нам.

Проходят дни Богоявления, дни Боговоплощения, пришествия Сына Божия во плоти. Они проходят, как дни календарные, но они не проходят, потому что не проходит Господь. Господь всегда такой, Каков Он есть, Он всегда с нами. Он всегда днесь, приходит к нам и каждому из нас дарует то, что даровал апостолам, дает те же ответы на вопросы, которые давал  благочестивому молодому человеку. Сегодня  все происходит так же, как тогда.

Он доверил  Себя человечеству, оказавшись одним из нас, восприняв на Себя всю полноту человеческой  природы со всеми нашими чувствами, проблемами и горестями, с  нашим алканьем и жажданьем воды, хлеба и правды. И в ответ на это Он готов до конца отдавать Себя Нам. И отдает Себя нам до конца. Но эта отдача происходит только тогда, когда человек, действительно, понимает, что идти за Богом – это не просто благочестие, это не просто добрая   традиция, это не просто исполнение определенных правил, которые могут сами по себе принести какие-то бонусы,  называемые нами благодатью. Идти за Богом – это поиск  духовного, а не земного.

И вот Христос зовет нас за Собой. Христос ждет от нас определенной решимости. Но прежде всего, Он ждет вот этого честного вопроса, для которого каждый из нас должен сначала созреть. Чтобы задать такой вопрос, надо уже быть готовым получить на него ответ. Но если мы не зреем, если нас устраивают только внешние вещи, мы никогда никуда не придем, а будем ходить по кругу, оставаясь на месте. И все  божественное рядом с нами будет становиться просто человеческим, а все человеческое – оскудевать, кончаться, ведь оно не вечно.

 Но если мы хотим наше человеческое сделать вечным, надо доверить себя Богу до конца. И тогда, услышав слова Христа  о том, что невозможное человеку возможно Богу, мы сможем не испугаться и, в отличие от евангельского юноши,  все раздать и пойти за Христом.

Аминь.

27.01.2013

    

 

 

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

"Удобнее верблюду пройти 

сквозь игольные уши, нежели

богатому войти в Царство Божие"

Евангелие-апракос, 1693 г.

 

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о юноше, который подошел ко Христу и спросил Его: "Учитель Благий, что мне сделать благого, чтобы наследовать Царствие Небесное?" И Христос ему сказал: "Заповеди знаешь? Вот, соблюдай их". Все эти заповеди, о которых сказал Христос – не убивай, не кради, почитай отца твоего и мать твою, люби ближнего, как самого себя, – сохранил юноша от юности своей, но Христос на это сказал:  "Пойди, все, что имеешь, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах". И юноша отошел скорбящим.  Как трудно имеющим богатство войти в Царство Небесное, легче верблюду сквозь игольное ушко пройти, – сказал тогда Христос Своим ученикам, и ужаснулись ученики: "Кто же может спастись, Господи?" И Христос ответил: "От человека это невозможно, но все возможно Богу". 

   Вот Евангельское чтение, которое как будто говорит о внешнем богатстве. Можно было бы понять его так, что бедному человеку спастись легко, а богатому трудно, но, конечно, речь идет не об этом. По-человечески войти в Царство Небесное невозможно, вот о чем совершенно прямо говорит сегодняшнее Евангелие: человекам это невозможно

   Когда мы начинаем рассматривать свою христианскую жизнь или как-то внешне о христианстве рассуждать, нам кажется, – как все просто! Надо заповеди соблюдать, никому не причинять зла, не воровать, не убивать, и вроде бы мы все такие и есть: никого не убиваем, ничего не воруем, помогаем, когда можно, во всех отношениях проявляем себя хорошими, порядочными людьми. Казалось бы, это и есть христианство. Об этом и Евангелие говорит, и, кажется, как доступно для каждого человека жить во Христе! А многие люди и вообще считают так: "Раз я никому плохого не делаю, то я Царствия Небесного достоин, так что мне и Церковь-то не нужна. За что же меня Господь будет судить, коли я и так хорош? У меня все в порядке. Может быть, мне чего-то и недостает, может быть, я чего-то не доделал такого небольшого, вот надо спросить – что, Учитель Благий мне еще сделать, чтобы Царство Небесное наследовать?"

   Но если мы всерьез начинаем свой христианский путь и реально сталкиваемся с исполнением заповедей Христовых, и задумываемся, что же значит жить во Христе, тут-то оказывается, что все совсем наоборот. Оказывается, что ни одной заповеди исполнить нельзя. Во всей полноте и до конца ни одной заповеди человек исполнить не может.

    Мы говорим – не убивали… А с другой стороны, сколько раз убивали – взглядом, словом, ненавистью, желанием внутренним, чтобы этот человек просто исчез с глаз долой. Мы и хотим, и пытаемся в себе самом что-то этому противопоставлять, но не получается. И все равно убиваем, и все равно ненавидим, и все равно не желаем видеть каких-то людей, хотим вычеркнуть кого-то из своей жизни.

    Мы говорим, что не крадем, но и это оказывается совсем не так, потому что во всех мелочах обнаруживается желание воспользоваться не своим, пожить за чужой счет, не ответить благом на благо.

    И так, какую заповедь не возьми, оказывается, что сохранить заповеди невозможно. А Христос еще и такие страшные слова говорит этому юноше: "Все, что имеешь, пойди и раздай". И мы хорошо чувствуем это слово Божие, которое к нам обращено: "От всего, что у тебя есть дорогого, пойди и откажись. Все, что у тебя есть самого тебе необходимого, пойди и раздай. И тогда ты будешь спасен". И оказывается, что это действительно совершенно невозможно. 

   И вот, когда мы это понимаем, когда становимся перед подобной реальностью, когда просим, – да будет Царствие Твое, – а войти в него не можем, тогда становится страшно. Ужасно понимать, что действительно легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели человеку в том состоянии, в котором он находится, войти в Царствие Небесное: в греховном состоянии, в состоянии безбожном, самолюбивом, в состоянии гордыни, в желании пожить для себя. В таком состоянии войти в рай невозможно. 

   Кто же может спастись, спрашивает юноша Христа. Христос на это отвечает совершенно прямо: "Никто не может спастись", – чтобы мы никогда не подумали, что какие-то наши дела, что наша внешняя добродетель, милость, которую мы ближнему оказываем, все нужное и праведное может нас спасти. Самому человеку невозможно спастись, никак, ни грешнику, ни праведнику. Апостол Петр говорит, – праведник едва спасается (см. 1 Пет 4:18).  А что же делать грешнику?

Но Христос добавляет, что невозможное для человека возможно для Бога. Только от Бога возможно спасение, когда человек, невзирая на все свои внешние добродетели, на все свои прекрасные качества, плюсы своего характера и способности, может совершенно об этом не думать, совершенно в этом для Христа обнищать и просто доверить Ему свою жизнь. 

   Только Христос может даровать спасение, как Свою великую любовь. И, зная об этом, будем уповать только на Него. Зная об этом, будем идти за Ним, совершенно не думая о себе, и тогда Господь откроет для нас Царство Свое Небесное.

 Аминь.

2004