Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Крещение Господне

Крещение Господне   

 

 

Мф. 3, 13-17

13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.


Тит.2,11-14,3,4-7

11.Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

12. научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,

13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

14. Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

6. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,

7. чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.



 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем  евангельском тексте говорится, как  Христос приходит на Иордан, чтобы креститься от рук Иоанна Крестителя, а тот возбраняет Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14, 15).

О какой же правде говорит Христос? Какую  правду приходит Он исполнить на Иордан? В чем она заключается эта  правда Божья, Его справедливость божественная?

 Иоанн проповедует Его пришествие на Иордане, к нему стекается огромное количество людей, разных людей. Все думают: "Не он ли Сам Мессия долгожданный?" Он отрицается, говорит: «Я только глас вопиющего в пустыне. За мною идет Тот, у Которого я не достоин даже обувь развязать». И обличает тех, кто к нему приходит. Приходят и фарисеи, приходят и мытари,  приходит грешный народ, которому Иоанн Креститель проповедует покаяние. Приходят люди, которые, внутренне готовясь к пришествию Бога на земле, ожидают пришествие Мессии. И особенным образом чувствуют свое несоответствие  этому пришествию. И правда Божия приходит.

И вот когда перед тобой свет, когда перед тобой правда, когда перед тобой чистота, конечно же,  в присутствии этого света ты ощущаешь всю свою помраченность, в присутствии правды всю свою ложность, в присутствии благодати всю свою пустоту и искаженность. Иоанн Креститель, проповедуя покаяние,  призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие  Небесное».(Мф13:2) Это  ощущение, что Царствие Божие близко, совсем рядом, а человек в присутствии этого Царствия Божия  такой неготовый, такой дурной, такой искаженный, –  не может самого человека  не привести к покаянию,  к пониманию его места перед лицом Царствия Божия, к неспокойствию, тревоге его души.

И вот эти люди, встревоженные словом покаяния, приходят к Иоанну и окружают его всей толпой: и мытари, и грешники, и лжецы, и прелюбодеи, и гордецы, и все-все-все –  такие же, какие мы здесь стоим. И вот, среди них появляется Христос и говорит: «Сейчас я правду правду Свою исполнять».

 В чем заключается правда Божия по отношению к грешному человеку? В чем может заключаться правда судьи по отношению к виноватому? В чем правда по отношению к гордому, по отношению к лжецу,   мытарю,  фарисею? В чем она?  По-человечески мы знаем, в чем  состоит правда: вор должен сидеть, преступник должен быть наказан, злодей должен быть обличен. "Даждь им, Господи по делом их!" (Пс. 27:4)  Правда – это справедливость,  – вот она в чем! Мы взыскуем  такую правду. Нам очень хочется, чтобы именно эта правда восторжествовала, наконец, чтобы все получили по делам их! 

 Но Христос приходит со Своей правдой. Он приходит  как-то по-другому ее исполнить. Он  среди этих людей – грешников, воров, лжецов, прелюбодеев, гордецов, фарисеев, стяжателей – вдруг оказывается ничем от них не отличимым. Стоит посреди них такой же, как они. И так же, как они, приходит окунуться в эти иорданские воды. Они приходят для того, чтобы снять с себя грех, а Он приходит, чтобы взять на Себя эти грехи.

Так вот в чем – эта правда Божия.  Не в том, чтобы ударить, не в том, чтобы наказать, не в том, чтобы уничтожить, не в том, чтобы воздать по заслугам, а в том, чтобы взять на Себя и исполнить эту правду Собою.

"Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков". (см. Тит. 2:11). Так нам об этом сегодня сказал апостол Павел.  Так он правду Божию определил. Вот зачем приходит Христос на Иордан. Вот для чего Он, как равный среди всех грешников,  погружается в эти воды, в которых люди хотят очистить свои грехи, отдать их. А кому их можно отдать? Кто их может взять? Кому нужны эти грехи человеческие?!

Оказывается, они нужны Христу, чтобы их исчерпать Своей любовью,  Своим смирением,  искупить их Самим Собой, Своей собственной жизнью, чтобы каждого человека, каждую душу  к Себе приблизить и Собой обогатить.

«Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – поет сегодня Церковь. Мы  облекаемся в эту правду. Мы  облекаемся в эту благодать. Мы облекаемся  в эту милость, которую Господь пришел сегодня нам даровать.  Мы ею одеты. Мы ею согреты. Мы укутаны этой милостью, этой любовью Божьей, которая выше всякой человеческой правды, которую нельзя даже справедливостью назвать, потому что какая же это справедливость, когда Бог – чистый, непорочный, всесильный и всемогущий – берет на Себя всю нашу грязь?

Эта любовь, эта милость –  это  и есть правда Божья, ради которой Он явился. Солнце этой правды воссияло нам в Его Рождестве святом. Эта правда сегодня является на Иордане, эта правда сегодня освящает вселенную. Великое освящение воды, которое мы совершаем сегодня, есть знак этого освящения, знак чистоты, омывающей и смывающей всякую грязь  любовью и милостью. И в это облекается каждая наша душа.

 И для чего же это все происходит? А для того, чтобы  «очистить Себе народ особенный, ревностный добрым делам» (Тит 2:14). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею  возрождения и обновления  Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:4-7). Господь творит  нового человека. Господь творит из нас новый народ.

 Так  давайте с вами вспомним по-настоящему то крещение, в которое мы облеклись и родились  Господу, то обновление жизни, и будем с этим жить, подражая Спасителю нашему и исполняя Его правду так, как Он исполнил ее для нас.

 Аминь.

                                                                                                                                          19.01.2014



Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В Сегодняшний день Святая Церковь отмечает праздник Крещения Господня, который ещё называют  Богоявлением. Евангелие так описывает  это событие.  Иоанн Креститель проповедует в Палестине исполнение библейских пророчеств, смысл которых  заключается в одном: Господь должен послать на землю Спасителя, Мессию, который придёт в этот мир и спасёт человечество от дьявола, спасёт человечество от греха, спасёт человечество  от смерти, к которой его через Адама и Еву приговорил первородный грех. Тысячелетиями эти пророчества хранятся в богоизбранном еврейском народе, тысячелетиями они переходят из поколения в поколение, от рода в род, от одного пророка к другому. И вот настаёт время, о котором возвестили пророки, когда должен  прийти Спаситель.

Пророку Иоанну, которого позже стали называть Крестителем, Предтечей, Господь посылает Cвоё Слово, которое возвещает ему о том, что он должен идти  к людям и готовить их к пришествию Спасителя. Иоанн Креститель идёт и проповедует покаяние, для того, чтобы люди смогли приготовить себя к пришествию Господа, потому что непросто человеку встретиться с Богом. Страшно впасть в руки Бога Живого, особенно, когда ты грешен, нечист и искажён. В Священном Писании сказаны такие слова: «Господь наш есть огонь поедающий». Это огонь, который испепеляет всякую нечистоту. Для того, чтобы люди смогли быть хоть в какой-то степени готовы к принятию своего Бога,  Иоанн Креститель проповедует покаяние, и в знак того, что люди, пришедшие к нему, искренне готовы изменить свою жизнь и стать другими, они исповедуют свои грехи. А Иоанн омывает их водами Иордана в знак того, что они очищены от греха и готовы к тому, чтобы Господь пришёл в их жизнь и  стал их Богом.

Иоанн Креститель видит, что к нему на крещение идут люди с двойными мыслями, лицемеры, которые только внешне пытаются продемонстрироватьь  знаки покаяния, но внутренне меняться не собираются. И он обращает к ним свои гневные жесткие слова. Порождения ехиднины! – говорит он фарисеям, – кто вам внушил бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния  и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам» (то есть, у нас есть какие-то особенные преимущества перед другими, у нас есть, чем оправдаться), ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

И вот среди этого народа,  среди толпы грешников, мытарей, солдат, простых людей, оказывается Христос, Сын Божий, о котором мы знаем, что он совершенно безгрешен.   Истинный Сын Божий, воспринявший полноту человеческой природы и  ставший Сыном человеческим, не имея в себе никакого греха, вдруг находится в толпе среди людей грешных, которые жаждут встречи с Богом, которые без Бога жить не могут и не хотят. Христос оказывается среди таких людей – искажённых, грубых, болезненных и вместе с ними, как один из них и им  равный, ничем Себя не выделяя, подходит к    Иоанну Крестителю. И никто в Нём не узнает  Спасителя, особенного избранника Божия, потому что  в толпе грешников Он  так же смиренно, как все остальные, предстоит перед Иоанном Крестителем. Так же смиренно, как последний из грешных, Он подходит к Иоанну Крестителю,  чтобы тот и Его, чистого,  омыл водами покаяния,  которые восприняли в себя  человеческую нечистоту. Иоанн Креститель узнаёт своего Спасителя и говорит: «Что же Ты делаешь? Разве ты должен креститься у меня? Это я должен у Тебя креститься! Я не имею права ремень Твоей обуви завязать!» На это Христос говорит очень странные слова: «Сделай это, потому что так нам надо исполнить всю правду».

Какую же правду надо исполнить Христу? Какую  правду Он пришёл исполнить на Иордан, находясь в толпе грешников, злодеев, в толпе лукавых, нечистых людей? Ведь мы тоже стремимся к правде. Мы тоже это слово любим. Мы хотим, чтобы к нам относились по правде, справедливо. Мы обижаемся, когда происходит что-то не по правде. И по нашему пониманию правда состоит в том, что должник должен отдавать свои долги, преступник –   по правде – должен быть наказан и сидеть в тюрьме, злодею – по правде – должно быть воздаяние, чтобы за свои злодеяния он тоже получил в ответ злодеяния. Вот такое человеческое отношение к правде у нас есть. И когда с нами поступают не по правде, мы  обижаемся, мы скорбим, мы возмущаемся, мы протестуем, потому что мы хотим, чтобы всё было правильно.

Какую же правду пришёл исполнить Христос? Какая правда Бога по отношению к человеку? Какая правда у Всемогущего, Безгрешного, Всесильного, Вездесущего Бога  по отношению к тому, который перед ним всегда грешит? Его правда только в одном, – Он берёт на себя грехи  мира. Он берёт на себя все преступления, неправды, злодейства, измены и обманы человеческие – всё, что происходит в этом мире.

 Вот она какая – правда Божия! Вот в чём она заключилась! Господь приходит не со справедливостью, а  с любовью. Господь приходит не для того, чтобы судить, взыскивать долги, наказывать, а с тем, чтобы миловать, с тем, чтобы прощать, с тем, чтобы взять на себя всю неправду, всё искажение, все грехи, все злодеяния людей этого мира, и тех, которые на Иордан пришли, и тех,  которые сегодня пришли в храм, и тех, которые никуда еще не пришли.   Вот, оказывается, какова она, правда Божия! Вот, оказывается, в чём заключается пришествие Бога в мир! Вот как приходит к людям Спаситель, Который берёт на Себя все наши неправды, чтобы, в конечном итоге, пойти на крест, за всех нас умереть, наши грехи победить Своею смертью, сойти во ад, исчерпать его до конца Своей любовью и даровать нам вечную жизнь.

Каждому из нас, принявшему  Его как своего Бога и Спасителя, нужно ответить на эту любовь, на это прощение, и попробовать в жизни поступать  по такой правде, которую принёс в мир наш Спаситель, с которой Он пришёл в мир, и которой Он явил Себя нам как Бога.

Когда Иоанн Креститель окунает Иисуса Христа в  воды Иордана, в эти страшные воды неправды, отверзаются небеса и раздаётся голос Бога-Отца: «Это Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение». Эти слова свидетельствуют всему миру о том, что  в мир пришёл истинный Сын Божий. Он пришёл с любовью, как Сын. Но эти  слова относятся не только ко Христу, не только лично к Спасителю, но и к каждому из нас, потому что Он воспринимает  каждого из нас как Своего родного,  даёт нам возможность через Святое Крещение, наше рождение в Боге, получить Его имя. Ведь мы с  Сыном Божиим, носим одно и то же имя: Он – Христос, а мы – христиане, мы – Христовы.   Поэтому слова «это сын мой возлюбленный»» относятся и к каждому из нас. Очень важно это знать и понимать:  какова эта любовь Божия, каков этот  призыв Божий к каждому из нас, какая это ответственность – быть сыном Божиим.  

Мы слышали сегодня в апостольском чтении, как апостол Павел в послании к своему духовному чаду Титу  говорит, что Господь,  Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:14). Господь ждёт от нас, чтобы мы были новым народом, чтобы мы были ревностны в добрых делах,  слышали и понимали Его слова, чтобы мы, Его возлюбленные дети, жили ревностно в подражании Христу. Каждому человеку, который встречает нас на дороге, должно быть понятно, что мы – христиане по тому, как мы относимся друг к другу, по тому, как мы относимся к чужим и дальним, и по тому, как мы в этом мире живём и поступаем – ревностно в добрых делах. Господь ждёт в нас ответа на свою любовь.

Постараемся услышать этот призыв и дать свой настоящий христианский ответ.

Аминь.

19.01.2011