Лазарева суббота  (Инн. 11: 41-44)

 

 

Сегодня мы празднуем преддверие Воскресения Христова. Сегодняшний день – Лазарево воскресение. А Лазарь был другом Божьим.

Как хорошо быть другом Божиим! Где бы ты ни был, что бы с тобой ни случилось, даже если ты в ад попал, даже если  в гробу заколочен и уже смердишь… –  но если ты друг Божий, то к тебе Господь придет.

И здесь есть еще одна замечательная вещь, которую нам сегодня Евангелие показывает. И Марфа, и Мария говорят Христу: «Вот, Господи, если б ты тут был, ничего бы страшного не случилось, все бы было хорошо». И вот нам тоже так кажется: что-то с нами случается, а Бога рядом нет... А на самом деле Он же есть. Он же есть!

Где бы мы ни были, что бы с нами ни случалось, Он к нам все время спешит.  Он к нам все время идет, как к Лазарю, Своему другу.

 И сегодняшний день для нас – свидетельство о том, что человек так с Богом связан. Бог   связал Себя с человеком  этой любовью,  этой верностью,  этой непостижимой связью. Как такое может быть вообще, что Бог и человек могут быть так близки друг ко другу, что Богу есть до нас дело, что Он плачет о нас?!

Вот какое удивительное событие – воскресение Лазаря! Вот поэтому я вас всех поздравляю с этим прекрасным днем!

Слава Тебе, Боже!

Слава Тебе, Боже!

Слава Тебе, Боже!

2014





Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот и закончился Великий пост. Сегодня последний раз пели песнопение, в котором говорится: «Полезную совершили Четыредесятницу».

Сегодняшний день открывает для нас Страстные дни вхождения в Иерусалим. Господь грядет на Свое страдание, к Своему Кресту и к Своему воскресению.

Прежде всего, он приходит в дом к Марфе и Марии, где друг Его Лазарь уже четыре дня в аду. Господь приходит, чтобы извести его из гроба.

Вся эта богослужебная неделя была посвящена шествию Христа в Вифанию, и в песнопениях этой недели, и великопостной стихире говорилось о смерти Лазаря: как Лазарь, уже умерший, лежит во гробе,  и как он сходит во ад и видит там души всех от века скончавшихся людей,  которые окружают его в надежде и чаянии пришествия Господа. И сам Лазарь  со всеми умершими в аду пребывает. Друг Божий – в аду! Друг Божий – в смерти! И вот к этому другу Божию грядет Господь. И так же Он придет к каждому из нас, потому что Он сказал Своим ученикам: «Я вас не рабами называю, а друзьями Своими».

К каждому из нас, как к Лазарю, идет Господь, потому что каждый из нас в этом мире умер, потому что грех убивает, отделяет человека от Бога. А там, где человек отделен от Бога, там не может быть никакой жизни, ведь Господь – Он и есть жизнь, и если человек не с Богом, то он в смерти пребывает. Все остальное, что люди почитают  за жизнь, – все временное, все умирает… А все что причастно к смерти, жизни – не причастно.  

Хотя сердце  стремится к жизни и плачет о том, что мы умершие, о том, что хочется жизни настоящей, но когда грех поражает нас, когда мы принимаем грех по своей собственной воле, наше поврежденное состояние  влечет нас уйти от Бога, все время влечет нас в эту смерть. Несмотря на то, что мы, подобно Лазарю, смердим уже своими грехами, и нам самим от этого смрада тяжело, и мы понимаем, кто мы есть, и что мы есть, мы ничего с собой сделать не можем, потому что своими грехами заключили себя во гроб, связали, запеленали  и пошевелиться иногда не можем для того, чтобы выйти на свет Божий, чтобы выйти к жизни. Но  Господь всё равно к нам  идет. Он идёт   так же, как Он идёт в Вифанию, так же, как Он пришёл к Лазарю. Он идёт для того, чтобы каждого из нас, связанного грехами по рукам и ногам, как был связан пеленами Лазарь, от них разрешить и спасти.

Господь приходит и очень любовно, и очень легко, одним только Своим словом , как одним только словом Он Лазаря их гроба позвал, так и нас - одним только словом любви и милости разрешает от наших грехов, дает нам возможность прикоснуться к жизни, прикоснуться к настоящему, прикоснуться доподлинно к самому Христу, прикоснуться к Его любви, к Его жизни, и от этой любви – воскреснуть,  и трудиться над собой и идти вслед за Ним. Идти так, как апостолы за Ним пошли, как  воскрешённый Лазарь пошел за Ним до конца. Господь изводит нас из смерти, потому что нет другой  жизни, как только жизнь Христова.

В одной молитве Василия Великого говорится: дай мне ночь живота моего прийти… то есть ночь этой жизни. Мы называем эту жизнь – ночью, чтобы встретить свет Христова воскресенья. Если мы не живем, как Лазарь, то есть  здесь – как в жизни будущего века, если в нас воскресение не проросло до конца, то мы и не живем совсем. Нам очень важно понять, что мы сейчас на земле  – в жизни будущего века пребываем,  живем уже воскресением Христовым.

 Помышляют потом иудеи Лазаря убить, свести обратно во гроб, чтобы свидетельство веры, истины Господней не воссияло для всех. Но разве можно убить того, кому Господь даровал жизнь? Так же и мы: если Господь даровал нам жизнь, значит, она должна свидетельствовать о Нём, должна всем показывать, как благ Господь, что Он есть истинная наша жизнь. Истинная наша жизнь должна быть свидетельством воскресения из мертвых, свидетельством пасхальным, тем,  с чем Апостолы пошли по миру и этот мир к жизни вечной приобщили  через свою собственную жизнь. Господь этого и от нас ждёт: чтобы мы, воскресшие от греха, освобожденные от пут греховных, шли всегда вместе с Ним и никогда никуда от Него не отходили.

Аминь.

2010