Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Неделя перед Рождеством

Неделя перед Рождеством   (Мф 1, 1-25)

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особенное воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый завет. Обычно, когда мы берем в руки эту святую книгу с желанием найти в ней ответы на свои вопросы, познать через нее мир, себя и свой путь к Богу, нам не интересна эта первая глава. Мы ее либо пропускаем совсем, либо быстренько проглядываем странные имена, звучащие для нас словно на иностранном языке, ничего нам не говорящие и ни о чем не возвещающие. 

И вот сегодня мы слышали перечисление этих многочисленных родов, думая, что это, наверное, для того, чтобы рассказать нам о том, что у Христа есть Своя человеческая родословная, что Он не появился откуда-то внезапно, а продолжает перечень тех имен, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете. Там часто перечисляются роды племен Израилевых, но их мы тоже обычно пропускаем, стремясь узнать о следующих событиях. А на самом деле, стоит внимательно прочитать и понять, что же это за имена, кто же эти люди, о которых говорит сегодняшнее Евангелие. 

Некоторые из них нам хорошо известны: пророк Давид, Авраам, Исаак и Иаков – это те, которых мы считаем своими праотцами, кому посвящено сегодняшнее воскресенье, в которое мы вспоминаем святых отцов, то есть тех, от кого по плоти произошел Христос. Так естественно сегодня перечисление этих имен. Но вместе с ними вдруг встречаются имена таких людей, присутствие которых кажется удивительным, если вспомнить о том, как они жили и чем занимались. Например, Христос в свой род включает ужасного царя Манассию, который умучил пророка Исайю, отступил от Бога, и только в последний момент на смертном одре в слезном покаянии возопил ко Господу, осознав весь ужас своей жизни. Встречается в этом списке и имя Раава, о которой в Ветхом Завете написано, что она была блудницей, но впустила в город израильских лазутчиков, чтобы языческий город был взят сынами Израиля. Потом мы читаем имя Фамари, которая очень странным образом продолжила свой род, переодевшись в блудницу. Очень много и других странных имен, которые по нашему представлению, по правилам этого мира, как бы скомпрометированы: жизнь этих людей не достойна того, чтобы о ней говорили с восхищением. И тем не менее мы видим, что Господь не отказывается от них, не стесняется брать их в свой род, хотя есть и такие имена, которые должны были быть включены в перечень родов, но их там нет. Так, вычеркнуты несколько имен царей Иудейских, которые отступили от Бога, отреклись от истинной веры и полностью посвятили себя служению идолам. Был такой позорный период в истории Израильского Царства после Соломона, когда оно было разделено и в том числе в родах иудейских царей. 

Мы знаем, что Евангелие называется Книгой Жизни. Новый Завет начинается со слов: книга родства Господа нашего Иисуса Христа. А потом мы читаем Евангелия, Деяния апостольские, Послания, в конце – Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, который говорит о последних временах нашей земной истории. Там тоже говорится о Книге Жизни, как в нее вписываются имена, и как из нее имена истребляются. И действительно, мы видим, что какие-то имена вписаны в книгу родства, а какие-то истреблены. И вдруг понимаешь, что Евангельская Книга Жизни не кончается перечисленными родами, но это та Книга, в которую должен быть вписан весь род Христов. Ведь далее говорится о том, как Христос родился на этой земле, а потом о том, что Он всех нас включил в свой род, даровал носить Его имя. Каждый из нас был вписан в этот род через принятие Святого Таинства Крещения, каждый обновляется, когда искренне кается, и снова восстанавливает свой образ, затемненный грехами, когда снова и снова соединяется со Христом. 

И вот оказывается, что Евангелие и есть эта Книга Жизни – нашей жизни. Каждый из нас должен это Евангелие продолжить,  в этом и есть смысл и цель, и сердцевина всего, что есть в нашей жизни: жизнь по-евангельски, жизнь новозаветная. И когда мы живем по Евангелию, тогда мы в этой Книге Жизни, а когда мы не живем по-евангельски, мы себя вычеркиваем. 

Книга Жизни продолжается жизнью каждого из нас, мы сами ее исполняем, мы Евангелие продолжаем до тех пор, пока Евангелие становится нашей жизнью, а наша жизнь становится самим Евангелием, благовестием Христовым. И вот знак того, что мы вписаны в Книгу Жизни: наша жизнь становится благовестием. Она сама становится зовом, возвещением о том, что Христос пришел в этот мир, и мир получил от Бога спасение, потому что этот мир со Христом соединился. Это так важно услышать: сегодняшнее чтение является для каждого из нас напоминанием о том, что мы не чужие Богу, что мы Ему свои, что мы Ему родня, что книга родства продолжается каждым из нас. Это и большая радость, и величайший труд, и ответственность, потому что странно представить себя в перечислении этих родов – рядом с царем Давидом и царем Соломоном, рядом с Авраамом и Иаковом, рядом с теми, о ком сегодня говорит апостол Павел, что они верою заграждали уста неверных, верою побеждали целые народы, сокрушали города, останавливали солнце, были крепки во брани своей

И в этот род каждый из нас вписан, каждому дана та же самая власть, и та же самая сила Божия, и Тот же самый Дух Святой, Который руководит всеми, вписанными в Книгу Жизни Божией. Будем об этом знать. Будем об этом помнить. Будем всю свою жизнь полагать на то, чтобы наша жизнь по-настоящему стала Евангелием, а Евангелие стало нашей жизнью. Аминь.

1998