О богатом улове.   (Лк. 5,1-11)

 

 

Призвание апостолов Симона и Андрея
Равеннская мозаика. V в.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня евангельское чтение говорит об удивительном рыбном лове. Господь на Генисаре́тском озере проповедует народу, а потом повелевает Петру отплыть на глубину и закинуть сети. На что Петр говорит Христу: «Господи, мы всю ночь трудились и ничего не поймали. Но по слову твоему я закину сеть». И они поймали великое множество рыбы, так что даже сеть начала прорываться, и им на помощь пришли другие рыбаки, братья Иоанн и Иаков. Когда они вытаскивали сеть,  лодки стали тонуть. Пётр, увидев это, в ужасе сказал: «Господи, выйди от меня, потому что я – человек грешный». Христос сказал ему на это: «Не бойся, отселе будешь ловить человеков». Когда они приплыли к берегу, то оставили весь улов и пошли за Христом.

А апостольское чтение начинается с таких слов: «Бог, который повелел из тьмы воссиять солнцу, также каждого из нас Своим светом озарил» (2 Кор. 4:6).  В этом свете, свете Христовой истины,  всё так озарилось, что оказалось, что  в этом мире ничего не страшно. Нас гонят, –  говорит апостол Павел, – а мы на месте. Нас убивают, а мы все равно живы. Нас притесняют, но мы всё равно здесь. Мы  живём не смотря на то, что мёртвость носим в себе. Но жизнь действует в нас, потому что свет воссиял для нас» (см. 2 Кор. 4:8-10).

И действительно,  бывает так, что пока Христос не придет в  жизнь человека, она подобна той ночи, безрадостной, бессмысленной и бесполезной, как та ночь, в которую апостолы ловили рыбу. Всю ночь они трудились и ничего не поймали. Вот так  человек всю жизнь может  жить бессмысленно: он  трудится, заботится, огромные силы прилагает для того, чтобы каким-то образом устроить свою жизнь, а  всё без толку. Что бы во тьме ни случилось, все  уходит,  не принеся никакого плода, пока  в жизни не  появится какой-то смысл и  что-то ее не озарит. Даже такие простые хорошие и правильные вещи, как любовь, дружба, верность, долг, честь, благородство, не будучи светом Христовой истины, а только каким-то ее отблеском, могут озарить человеческую жизнь и сделать её достойной. А вот когда Христос приходит со Своим Светом, тогда  всё встает на свои места и становится иным.

И для апостола, который слышит слова Христа, этот Свет восходит, и он говорит: «по слову Твоему, Господи, поступлю». Он не говорит, что поступит  по разуму или по опыту,  как действуют другие в этом мире. Ведь днём, при свете солнца рыбу никто не ловит, но он закидывает сеть  «по слову Твоему». И  исполняя слово Божие, апостол вдруг не только получает такой результат, которого никогда в своей жизни не имел, но в этом Свете видит ещё и себя. Свет вдруг воссиял для него так, что  он увидел себя в присутствии Христа и ужаснулся, потому что  вдруг понял, кто он такой, и не смог себя таким вынести. Присутствие Христа оказалось для него нестерпимым.  «Господи, выйди от меня, потому что я – человек грешный». А Христос ему говорит: «Не бойся». Не бойся быть тем, кто ты есть, ведь когда ты видишь себя в Свете Истины, ты можешь к этой Истине приблизиться, можешь стремиться к ней, подражать и хоть немного ей соответствовать. А по-другому не выйдет.

И тогда апостол и его друзья, будущие апостолы, выловив  это огромное количество рыбы, сошли на берег, всё оставили на берегу и пошли за Христом. Воссиявший для них Свет Истины оказался  дороже любого улова, любого  земного результата. Они нашли такое, чего бы никогда в  той тьме, в которой жили, обнаружить не смогли: самое главное – это Христос. И они не испугались всё оставить и пойти за Христом.

В нашей жизни всё происходит точно так же. Мы, собравшиеся сегодня здесь в храме, это как раз те, для кого Истина воссияла, для которых взошло это Солнце Правды. Из Евангелия, из всего опыта Церкви, из небольшого, но собственного опыта мы знаем, что есть Истина. И кто мы в свете этой Истины нам тоже показано. Всё это нам известно. Но испуг остался. Страх потерять свой земной улов не дает нам возможности по-настоящему идти за Христом.

Господь показывает, в чём смысл жизни. Господь рассказывает в своём Евангелии, как жить христианину. Господь нам, как и  апостолам в сегодняшнем чтении,  говорит: «Не бойтесь». Ничего не бойтесь, когда вы с Истиной, когда вы со Светом, когда вы со Христом. Даже смерти не бойтесь.

 А у нас улов. А у нас сети. Нам хочется и истину  иметь в каком-то достаточном для себя объеме, и улов при себе оставить. Ведь оправдать себя в своем земном улове мы, христиане, можем легко и просто. Ведь это же всё с помощью Божьей сделано! Как же это можно оставить! Мы всё время пытаемся найти богословские обоснования для того, чтобы прожить на этой земле удобно и выгодно, и, одновременно,  хорошо и благочестиво,  чтобы быть и  с истиной, и  с уловом. Но это невозможно. Когда мы остаемся с уловом, нам  некуда идти. Нам  хочется его хранить, а хранилища укреплять и увеличивать.  А  за Христом так  не пойдешь. За Христом можно идти только налегке.

После того, как апостолы пошли за Христом, они не перестали быть рыбаками. В Евангелии  нам рассказывают, что апостолы продолжали ходить на рыбную ловлю, и даже после Своего воскресения Христос  встречает их  на этой  ловле, и они  снова получают огромный улов. Человек, идущий за Христом, не перестает быть человеком, не лишается всего того, что   ему  Господь послал для его становления. Без Христа он просто рыбак, а во Христе он уже апостол. И поэтому каждому из нас  хорошо бы сегодня посмотреть на наших апостолов, которые идут за Христом и, не испугаться им подражать.

Аминь.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

В сегодняшнем послании апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит такие слова: «Кто сеет скупо, тот  скупо и пожнет». (2 Кор. 9,6).  И далее говорит, что  Господь, который всегда очень щедро сеет, способен обогатить нас всякою благодатью.

В этом послании говорится  не только о том, конечно,  что каждый христианин должен проявлять милосердие от сердца и  приносить себя в жертву служения ближнему своему; и не только о том, что  существует заповедь  десятины, которую  каждый верующий должен отдавать на храм; но, прежде всего, о том, что духовная жизнь складывается, как некое сеяние, как расточение самого себя. И там, где существует щедрость такого сеяния,  Господь посещает благодатью, которой очень много   у  человека,  не боящегося себя расточать, не цепляющегося за свои привязанности, которые становятся нашим существом,  ложным и ветхим.

Когда человек сам сознательно ограничивает свое общение с Богом, тогда  это и есть  – скудность сеяния. А как человек себя ограничивает? По разному. Он может  ограничивать свое общение тем, что не молится как следует, много и  регулярно.  Он может ограничивать свое общение с Богом тем, что причащается редко. Он боится  расточить себя  в молитве, боится  расточить себя в посте, боится расточить себя в  том, чтобы в храм ходить, как это Господь заповедал.

А иногда бывает так, что человек и в храм ходит регулярно, исповедуется и причащается  еженедельно,  и молится по утрам, но все равно и этим он ограничивает свое общение с Богом, даже этим. Даже за этими благочестивыми делами  все-таки может  стоять  подспудное желание сказать Богу:  «Это я Тебе отдал, а вот теперь я  позволю себе от Тебя на какое-то время отвернуться, пожить своим,  пожить для себя,  чтобы Ты мне сейчас не мешал, в этот момент меня не трогал».  Даже так можно ограничить свое общение с Богом.

И если существует такое  духовное состояние, если человек способен так Богу сказать,   то духовная жизнь   его –  очень скудная, как бы он ни старался, как бы он ни трудился, подобно Апостолам, которые  всю ночь трудились и ничего не поймали. Жизнь такого человека похожа на ночь. Она темна и беспросветна. Если человек сознательно скуп по отношению к Богу, скуп по отношению к Отцу своему небесному,  способен от Него на какое-то время убегать, прятаться и отворачиваться, жизнь его помрачается. Для того, кто отворачивается от солнца, для того, кто прячется от света,  вся жизнь – как ночь.

И вот Симон говорит: «Господи, всю ночь мы трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему я заброшу сеть». Когда Апостол поверил, уверился,  открыл Себя для Господа до конца, тогда совершилось  чудо, о котором говорит нам сегодняшнее Евангельское чтение. Рыбаки  стали тянуть сети, и рыбы оказалось так много, что они вынуждены были позвать на помощь еще одну лодку с братьями Иаковом и Иоанном, и  обе лодки стали тонуть. Вот знак того, что Господь отвечает просто на решимость человека, просто на желание его быть с Богом,    не ограничивая себя в поиске Его воли,  а  наоборот,  постоянно взыскуя ее.  Если человек идет этим путем, как бы ни было это  абсурдно по отношению к собственной жизни, каким бы странным и невыгодным это ни казалось,  в ответ он получает такую милость Божию, такую безмерную благодать и одновременно просвещение глубокое.

Ведь ночь проходит. А когда проходит ночь, свет все показывает. В этом свете апостол Петр видит, кто он такой, каков он на самом деле. Когда вступает свет, происходит то же, что с   Петром, который сказал: «Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный». Свет воссиял для Петра. Он вдруг увидел, что с ним происходило все эти годы, каким он был в отношении к Богу, каким он был в отношении к ближним. И это – Апостол, благочестивейший человек, о котором нельзя было сказать, что он ограничивает свое общение  с Богом, который одним  из первых за Христом пошел! Но и он, увидев себя, сказал: «Выйди от меня, потому что я – человек грешный». Вот так свет воссиял от Бога для Апостола.

А Христос ему сказал: «Не бойся. Не бойся себя таким, не бойся, что увидел себя грешным. Не бойся, что, наконец, свет для тебя воссиял, и тебе стало страшно от видения своих грехов.  Не бойся!»

И нам Господь так говорит, когда вдруг осветит наши души, когда луч света проникнет в нашу тьму, и мы видим весь ее ужас: какими и мы бываем по отношению к Богу  в своей  безумной, бессмысленной, такой  мелкой  и безблагодатной жизни, когда отворачиваемся от Бога, и, подобно скупому рыцарю, хотим  считать сундуки собранного добра. В такой момент хочется скрыться даже от самих себя, закрыть глаза и   сделать вид, что ничего не произошло.  Потому что очень страшно видеть себя грешным. Очень неприятно жить с этим. А Господь говорит: «Не бойся», – потому что  благодать, которую Он подает человеку,  делает его иным.

А потом Господь говорит Петру: «Отселе будешь уловлять людей». Через видение своих грехов,  своей немощи и помраченности ты сам становишься способным  просвещать других. И вот что делают  люди, которые слышали Его слова:  они бросают все свое, оставляют то,  что составляло смысл их существования, и идут за Христом. И нет уже никакой преграды между Апостолами и Христом, они сидят близко и рядом друг с другом.

И  нас в этот день Господь призывает сеять щедро, оставить все: свои дела, свои попечения, и быть вместе с Ним, потому что ночь…  она проходит,  день приблизился. И мы не чада ночи, а сыны дня.  Да воссияет свет Христов в каждом из нас подобно тому, как он просветил апостола Петра, чтобы и нам Господь щедротами Своими послал Свою спасительную благодать, чтобы мы, подобно Апостолам, пошли за Ним в Царствие Небесное. Аминь.

 

2003 г.