О богатом урожае  (Лк 12:16-20)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии рассказывается  о человеке, у которого  был очень большой урожай. Увидев плоды своих рук, он обрадовался и сказал: «Как хорошо! Вот теперь я разрушу свои старые житницы и построю новые, большие, чтобы весь  урожай туда собрать! И скажу душе своей – душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, говорится в Евангелии, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 Евангелие описывает нам ситуацию, которую мы все для себя желаем: чтобы  все было хорошо, чтобы всего было достаточно. И вот вдруг наконец-то  получилось: так много  добра привалило, что и девать-то уже некуда!  Наконец-то  жизнь удалась, и можно сказать себе: «Теперь у тебя все есть,  можно жить хорошо и спокойно!».

Казалось бы, что в этом плохого? Ведь так люди и живут. Человек не может жить иначе. Если человек  не будет так развиваться, то не будет развиваться экономика,  не будет развиваться наука… Никакого прогресса не будет, мир вообще остановится, в нем не будет  ничего нового: не будет айфонов и айпадов, новых компьютеров, не будет никаких технологий, нанотехнологий, ничего этого не будет. И действительно – не будет, так и есть.

 И вся система нашего жизнеобеспечения построена на  том, о чем гласит сегодня Евангелие, на том, что сегодня Господь говорит богачу, – безумный, безумный и безумный!, – потому что,  если человечество таково, как этот богач, то тогда в нем нет никакого смысла. Если вот это главное, если ради этого мы живем, если ради этого мир существует, тогда вообще в человеке ничего нет человеческого, ни одного человеческого смысла. Безумие, полное безумие… 

А человек   же не таким сотворен Богом,  не ради этого сотворен. Господь зовет нас на небо,  Господь призывает нас к Себе, для нас открыты двери Царства Небесного. Это Царство Небесное благословляется каждую литургию, а сердце наше даже здесь, в храме Божием, даже когда к Богу мы устремляем наши сердца,  просит этого – земного, земного, земного, побольше земного. Дай нам тут устроиться на долгие годы, дай нам здесь жить в покое и радости, дай нам здесь вот так пожить, чтобы мы могли все время говорить: «Нам больше ничего не нужно, кроме этого богатства».

А Господь открывает нам совсем другие врата, Он совсем другие житницы для нас готовит. Он действительно хочет, чтобы мы богатели, раскрывает наши души и  дает нам это богатство. И человек, который стремится к настоящему богатству в Боге,  тоже поступает подобно этому богачу: он все время разрушает свои старые житницы. Все время обновляется, все  старое, мелкое, узкое и гнилое обязательно должно разрушиться. Человек должен себя разобрать,  расширить для истинного богатства в Боге, чтобы наши внутренние амбары  восприняли хлеб Божественный,  когда принимаем Тело и Кровь Его, чтобы это в  нас жило, чтобы это нас питало, чтобы это стало нашим истинным достоянием и богатством.

 Евангелие дает нам образ богатства в Боге неоскудевающего,  когда Господь в пустыне, в самом безжизненном, казалось бы, и бесполезном месте, питает и кормит толпы людей пятью хлебами. И  эти пять маленьких хлебов в  страшной безжизненной пустыне  оказываются хлебом насущным для тысяч людей и не оскудевают, а умножаются. Это другой образ богатства,  богатства в Боге,  – умение  себя расточать,    раскрывать,  свою скорлупу,  в какой-то момент расколоть, как орех, и стать доступным для Бога и для человека.

 Наша душа все время ищет полноты, она нам не дает покоя, мы все время стараемся ее чем-то наполнить. Нам без полноты плохо, мы чувствуем свою скудость.

Но когда эта полнота в Боге, когда эта полнота в Его любви, в Его радости - это совсем иная полнота, чем у евангельского богача. Да, он тоже говорит слова, которых жаждет наше сердце: «Наконец-то на сердце покой, наконец-то на сердце полнота, наконец-то можно ни о чем не думать!» Это хочет сказать наше сердце, но в Боге, когда можно в Боге ни о чем не думать, когда можно в Боге ни о чем не беспокоиться, когда можно в Боге  даже не молиться, потому что если ты в Боге, ты можешь ни о чем Бога не просить, потому что Он и так все знает, Он и так все тебе подает.

И вот этой полноты, вот этого богатства человек может достигнуть только одним путем – когда он способен внутри себя разрушить старые житницы,  когда он способен себя расколоть, когда он способен треснуть перед Богом по-настоящему и стать доступным для Его любви. И вот к этому Господь призывает нас сегодня собравшихся.

Апостол Павел сегодня нам говорит: «Проснись, спящий, восстани, спящий, воскресни из мертвых и освятит тебя Христос!» Мы пришли сюда спящие, мы пришли сюда, чтобы клониться долу, чтобы думать и просить о земном:  «Господи, дай нам земного, дай нам земного, дай нам земного!»  А на литургии мы молимся совсем другими словами: «Господи дай нам вместо земных небесная, вместо временных  – вечное, вместо тленных нетленная». Давайте приходить сюда за этим, и вот этого у Бога просить, и  открывать для Бога свои сердца, и желать в Него богатеть. Аминь.

                                                                                                                                                      2012






Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о богатом человеке,  который собрал в поле хороший урожай. И он рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда собрать мне плодов моих. Вот что сделаю: сломаю житницы мои, построю большие, и соберу туда весь мой хлеб и всё моё добро. И скажу душе моей, – душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с теми, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет.

Вот такое Евангелие, в котором описано совершенно обычная ситуация, когда жизнь наша складывается хорошо и благополучно, о которой большинство людей мечтает, именно таким образом и хочет устроить свою жизнь. Как было бы хорошо, если бы у нас тоже было как у этого богача…  чтобы и у нас, наконец-то, прибавилось богатства…  чтобы и мы могли сказать своей душе те же самые слова, которые являются слоганом современного мира: «Душа моя, покойся, ешь, пей, веселись». Что, собственно говоря,  ещё человеку надо? Именно это-то и надо, наверно. Именно к этому люди стремятся: чтобы вокруг всё было хорошо, чтобы дом был «полной чашей», чтобы ещё к этой «чаше» прибавлялось, чтобы можно было спокойно оглядеться вокруг себя и сказать: «Как же хорошо всё вокруг складывается. Слава Тебе, Господи!».

Человек сотворён Господом из двух стихий, из двух природ, из Неба и земли. Небесного в нас, казалось бы, столько же, сколько земного. Более того, то Небесное, которое Господь в нас вложил, это дух Его жизни,  жизни вечной. А земное – это просто прах земной, ничего не стоящий, ничего из себя особенного не представляющий. Но оказывается, что дойти до Неба бесконечно тяжело, а к земле прирасти очень просто. И всё время тянет человека прирастать к  земле. Кажется очень важным и необходимым именно тут, на земле, устроить себя надолго и навсегда, чтобы именно этот мир – видимый, осязаемый, понятный - стал удобным, прекрасным миром.  Как же хорошо, когда у тебя всё есть, когда тебя окружает благополучие, когда у тебя есть крепкое здоровье, когда у тебя всё по законам этого мира складывается правильно. А Господь неожиданно говорит богатому человеку: «Безумный, душу твою в любой момент могут взять у тебя».

 Ничего  этот богатый человек плохого не сделал,  у него просто урожай был богатым. Казалось бы,  как по-другому он должен был поступить? А как мы должны поступать по-другому? Слова Господа о том, что это безумие, что это не те законы, по которым должен жить человек, пугают нас,  потому что жить по-другому мы не привыкли.

Идти путём Спасения для каждого из нас желанно, ведь мы знаем, что благ Господь,  что Он уготовал любящим Его такое, что не видело око, не слышало ухо и на ум человека не восходило, об этом говорит нам апостол Павел. И когда мы читаем Евангелие, нам встречаются такие страницы, такие слова, которые сердце наше просвещают и греют, показывая нам, что  истинное наше сокровище не здесь, не на земле, а вот там, где Господь, там, куда Он зовёт, и убеждает взыскать прежде Царства Небесного и Правды Его, а всё остальное приложится.

 Но стремиться к небесному нам бесконечно тяжело. Наша природа  всё равно заставляет нас жить подобно евангельскому богачу, и словом «добро» называть не духовные богатства, а материальные блага. «Много у меня добра» –  говорит он о тленном богатстве. А Евангелие сегодня ещё раз пытается заставить нас взглянуть на Небо,  оценить свою жизнь,  чтобы каждый   понял, в чем наше богатство, что для нас добром по-настоящему является, где и ради чего мы живём.

Мы приходим в храм, как в Небо, которое устроено на земле, где Господь раздаёт свои дары и богатства. И прежде всего Он отдаёт Самого Себя в Таинстве Причащения Тела Его и Крови. К этому ли богатству мы стремимся? К этому ли благу мы себя готовим каждую Литургию, когда приходим в храм? Этого ли по-настоящему жаждет наша душа? Или мы приходим сюда, чтобы просто отдать свой долг Богу, а потом вернуться в тот мир, который нас ждёт, который мы любим, и в котором мы хотим покоиться, есть, пить и веселиться,  и забыть о том, что сегодня Господь призывал нас: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте от Нея вси: сия есть Кровь Моя …».

 Это для нас очень важный вопрос, и поэтому, когда мы приходим на Божественную Литургию, когда мы в храме предстоим, Господь даёт нам истинное благо, он даёт нам Самого Себя. И как часто это благо нами не воспринимается, как часто мы его не хотим, не принимаем, отворачиваемся от него. И, конечно же, так поступать могут лишь безумцы, настоящие безумцы, потому что Господь нам Себя подаёт, а мы ищем чего-то другого. Пусть наше священное Евангелие, которое мы слышим в храме, просветит, и вразумит, и научит нас искать прежде всего Царство Небесное и Правду его. Аминь. 

05.12.2010

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Послал Господь одному человеку богатый урожай. Обрадовался человек и подумал: «Что же мне делать? Некуда мне это богатство вместить. Разорю-ка я свою прежнюю житницу и построю новую, которая вместит все  это богатство. И скажу себе: «Душа моя, много у тебя блага, пей, ешь, веселись». А Господь сказал ему: «Безумный,  ночью от тебя душу твою заберут. Кому все это останется?». Вот такая коротенькая притча, которую Господь рассказал своим ученикам

В этой притче раскрывается некий духовный закон: чтобы заполнить себя чем-то новым, надо прежнее разорить.

  Если на эту притчу  посмотреть с  духовной стороны, то можно увидеть  совершенно замечательные вещи. Если  богатый человек – благочестивый,  желающий умножить свои духовные дарования, то в ответ на его желание Господь посылает ему Свои духовные богатства. Но не вместить духовное богатство  в старую житницу, сначала надо разорить все прежнее, грешное, старое. И   человек разоряет старые житницы, становится иным,  внутренне преображается, и постепенно  богатство духовное становится главным в его жизни.   Этим богатством человек оправдается,  когда Господь его призовет. Вот так  должно быть с людьми, живущими по Богу.

 И так же бывает с нами, когда мы живем не по Богу, потому что для нас действуют те же непреложные духовные законы, только приносят они совершенно другие результаты.  Господь к нам приходит со своими дарами,  их можно вкладывать в житницы, а можно уделить  для погибели, можно духовно обогатиться, а можно совершенно себя разорить. Вот об этом сегодняшняя притча. 

А какие у Бога дары? Вот вы сегодня слышали: любовь, мир, долготерпение, благость, скромность, воздержание, –  вот все, что Господь нам приносит. Но оказывается, что мы не можем принять эти духовные дары, пока  своих прежних житниц не разорим, пока не сделаем себя духовно умнее, пока  не станем таким вместилищем, житницей новой не станем для Бога.     Мы должны преобразиться, мы должны чего-то из прежнего своего разорить, разломать, разбросать для того, чтобы освободить в себе место богатствам Господним, чтобы  милость, которую Господь нам посылает, нашла  место в нас.

Когда мы живем для мира, у нас все получается, когда приходит земное, мирское богатство, мы поступаем правильно, как этот безумный богач поступил.

    Я говорю сейчас о всех явлениях нашей жизни. Когда ее заполняет  наше мирское счастье или благополучие, или   успех в науке или в искусстве, как легко мы расстаемся с прежним, как легко мы разоряем прежние наши устроения, для того чтобы вместить  новое устроение мирское, которое к нам приходит – устроение счастья. Да, для осуществления своей мечты мы  способны разорить прежнее, и принять новое.

А какая  у нас всех  мечта? Та самая,  которую высказал богач в простоте сердечной: как было бы хорошо, чтобы настал когда-нибудь такой момент, когда можно было бы сказать, что  ну наконец-то у нас все хорошо, что  можно  ни о чем не беспокоиться, а есть, пить, веселиться во многая лета. Ради этой мечты мы готовы пойти на  разорения, готовы что-то сломать в своей  жизни.

    А вот когда Господь к нам со Своим богатством приходит, когда Господь нам плоды Духа Своего вручает, нам становится себя очень жалко. Вот здесь мы как раз разорить себя очень боимся. Каждый раз, когда Он приходит, мы действительно чувствуем, что с нас, как говорил Феофан Затворник,  кожу дерут. Никак  мы не хотим себя внутренне разорять для того, чтобы к нам милость Божья пришла,  богатство духовное явилось.

Почему-то в греховном смысле мы поступаем правильно, а в духовном смысле мы так поступить не можем. И вот об этом-то и идет речь. В Бога богатеет тот человек, который умеет богатеть правильно, который умеет разорять свои старые житницы, чтобы вмещать в себя духовные дары.

Много добра, – говорит о себе этот человек,  у тебя, душа. То, что он называет добром, на самом деле, мы обычно называем барахлом.  Что же есть истинное добро, ради чего разоряются наши житницы? Об этом сегодня говорит апостол Павел в своих чтениях. «Братья, яко чада света ходите. Плод духовный есть во всякой благостыне, и правде, и истине» (Еф. 5:8-9). И дальше: «Испытывайте времена, потому что дни от лукавого» (Еф. 5:16). И эти лукавые дни нам все время пытаются навязать  мысль о том, что добро и благо – это не то, что лежит в руках у Христа, это не то, что лежит в сокровищницах Церкви Христовой, это не то, что Евангелие нам проповедует, а то, что нам мир сейчас дает. Вот это главное: его свобода, его права, его возможности, его устроение, когда человек может  во всякий день свою мечту осуществлять – пить, веселиться, радоваться жизни.

Вот какой принцип – радоваться жизни во что бы то ни стало. И ради этого давайте все разорим: Церковь разорим, мораль разорим, духовные законы разорим, самые лучшие традиции наши, потому что они мешают вместить то благо, которое мир сей предлагает. И вот безумные разоряют все, что мешает веселиться во всякий день, мешает жить в свое удовольствие. Так мир разоряется и разрушается до того дня, когда Господь придет и этому миру скажет: «Безумный! Безумный мир! Суд пришел. Что ты ему покажешь?» 

И мы должны очень хорошо понять, что если мы сейчас себя внутри по-настоящему духовно не разорим, то этот мир разорит нас. Этот мир нас подомнет под себя, сломает так,  что от нас самих ничего не останется. Господь в Своем Евангелии говорит о том, что когда придет Антихрист, будут такие явления разорения, чтобы соблазнить даже и  избранных. Речь идет  о  разорении мира ради идеи всеобщего блага, ради идеи всеобщих свобод,  радости жизни, возможности пить, гулять, веселиться и радоваться. Даже избранных попытаются соблазнить  этой идеей разорения. И  поэтому мы должны сейчас очень хорошо подумать, в чем естественное наше благо и к чему мы должны стремиться, как разорять себя таким образом, чтобы наши житницы старые разрушались, а новые для Бога созидались.

Аминь.

1998