О любви к врагам (Лк.6:31-36)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».(Лк.6:31-36)

Такой коротенький евангельский отрывок, но в нем заключена вся евангельская простота, вся евангельская правда. Каждый из нас очень хорошо знает эти слова, и даже люди, далекие от христианства, знают, что Христос учит любить своих врагов, учит быть милосердным. Они это знают потому, что Евангелие очень простое, оно всем понятно, оно находит отклик в каждом человеческом сердце. Но когда Евангелие становится для человека не просто книгой, не просто знанием, не просто призывом, а действием в жизни,  вот тут мы начинаем сталкиваться с проблемами.

Из этих евангельских слов мы видим, что Господь к нам относится  не так, как простые люди,  которые ничего в жизни не знают, кроме обычных человеческих законов. Евангелие говорит о том, что Он к нам относится  как к Самому Себе.  Он   в нас видит то, чем Он является Сам. Это конечно трудно себе представить… Как мы можем сравнить себя с Богом? Но Он Сам нас просит об этом, Он предлагает нам именно это - поступать по Нему, не как-нибудь иначе, а именно как Отец Небесный.

Если принимать Евангелие  так просто,  как оно звучит, без всяких измышлений, то становиться страшно, становится неудобно, ведь так жить в этом мире очень невыгодно.  Получается, что человеку никак невозможно не проиграть. Мы должны принять по-настоящему и серьезно, что если мы хотим жить в мире по законам Бога нашего, если мы хотим жить в мире по евангельскому слову, жить, поступая совершенно в разрез с представлениями обычного человека – любить врагов, отдавать все тем, от кого мы не можем ничего получить взамен, помогать тем, которые никогда на нашу помощь не ответят, – то тогда мы в этом мире обязательно проиграем, нас обязательно кто-то обойдет,  кто-то перешагнет через нас и получит первый приз, – но не мы.

И мы должны это знать и это принять. И мы не должны ставить перед собой никаких других целей, не желать никаких других наград, кроме этого слова, когда Господь нас сравнивает с Собой. Это самая величайшая награда, которую Господь нам подарил, самая величайшая радость которую Господь нам вручает через Евангелие –  возможность поступать так, как поступает Он, жить подобно Его жизни, наполнять свою жизнь иными целями, иными высотами.

И вот эту  проблему надо решить, потому что, с одной стороны,  нам очень хочется быть с Богом, а с другой стороны, нам хочется быть просто добрыми, просто хорошими, просто честными, просто удобными в своей среде. Нам хочется,  чтобы в любой момент нашей жизни мы могли бы себя оправдать тем, что если к нам отнеслись плохо, то и мы имеем на это право, что если нас кто-то столкнул за поворот, то и мы можем таким же образом поступить по отношению к другому человеку. Вот так выглядит на самом деле наша жизнь. А Господь в сегодняшнем Евангелии призывает нас быть не просто обыкновенными  людьми. Он снова нам показывает, что христианство – это не религия, это не сборник обрядов, это не свод законов, а это настоящая и истинная жизнь с Господом.

Тот, кто поступает, как учит Евангелие, в этом мире очень часто будет проигрывать. Он может оказаться на «вторых», «третьих» или даже «десятых» ролях и в бизнесе, и в политике, и в каких-то других областях… Он может не находить  взаимопонимания в обществе…  Все может быть с таким человеком… Но это совсем не значит, что он живет неправильно, что у этого человека что-то в жизни не получилось. Потому что, если нам хоть раз в жизни удастся поступить так, как поступает Христос, и если мы когда-нибудь найдем в себе мужество, именно мужество,  так  отнестись к человеку, как учит сегодняшнее Евангелие, это значит, что мы приблизились ко Христу, это значит, что мы уже стоим рядом с Ним, это значит, что Он, действительно, не просто сравнивает нас с Собой, а мы по настоящему стали на него похожи.

 Аминь.

2010

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие совершенно ни во что ставит всех нас. Господь говорит: «Если вы любите любящих вас, то какая вам в этом благодать? Потому что и грешники любят тех, кто их любит. Если даете взаймы тем, от кого ждете обратно,  ничего в этом нет благодатного. Так же и грешники поступают.  И если вы милосердны к тем людям, которые и вам отвечают милосердием, в этом нет ничего особенного, потому что это заложено в природе человека».

В чем смысл того, что мы христиане? Чем мы христиане от других отличаемся?

Ведь принято считать, что Бог один, а людей много, и много разных религий, и много разных вер. Но Бог-то один.   Какая ему разница,  в какого Бога человек верит? И все религии призывают к тому, чтобы  быть честными, хорошими,  не убивать, не воровать... Все так считают. И христиане так считают.

Так что такого от меня,  христианина, требуется? Я же живу хорошо.  Делаю добрые дела. Взаймы даю, когда просят. Помогаю.  Люблю кого надо. Все у меня, у христианина, хорошо.  Совесть меня не обличает.  А вот Евангелие обличает.

Какой смысл нам быть христианами, если мы так же чувствуем, так же думаем, так же поступаем, как и все  вокруг нас, ничуть не лучше, а некоторые даже похуже?  В чем смысл нашей веры, если мы любим любящих нас, помогаем помогающим нам, заботимся о заботящихся о нас, принимаем участие в тех, кто нам по настоящему близок?  Какой в этом смысл? Что в этом хорошего?

 Ничего в этом хорошего нет, потому что вера христианская совершенно в другом заключается. Господь  совсем иначе относится к нам и  по-другому нас называет. Он называет нас Своими  детьми, а Себя называет нашим Отцом. Будьте вот так милосердны, как Отец ваш небесный. То есть будьте не верующими, не религиозными, а  детьми Божиими. А чтобы стать  Божиими, надо с Богом соединиться,  по-настоящему  стать Ему  равным, чувствовать совсем другими чувствами,  определять свою жизнь совсем другими поступками, – как Господь велит.

А Господь говорит, – А вы  любите ненавидящих вас. Да кому же это в голову придет, любить ненавидящих?  Врага своего разве можно любить?  Невозможно. Совершенно невозможно полюбить врага.  Невозможно дать взаймы человеку, который явно тебе ничего не даст  взамен.  Невозможно открыть свое сердце тому, кто обязательно тебя предаст.  Невозможно. А Господь говорит, что только так и можно поступать,  если хотите быть детьми Божиими.  И это самая главная проблема нашей жизни.

Невозможно по своему человечеству поступать так, как велит нам Господь.  Это не в силах человеческих. Абсолютно невозможно никому из людей любить ненавидящих, любить врагов своих.  И тем не менее, Господь нам говорит, что именно это и делает нас христианами.  А Силуан Афонский говорит даже, что единственное, что делает нас христианами, это любовь к врагам и ничто другое.

Как такое может быть? Есть ли вообще в этом  смысл?   Для  многих людей не верующих в Бога, не христиан, для кого Бог в душе,  а в Церковь ходить не надо, это абсолютная бессмыслица. Так нельзя поступать,  это совершенное безумие.

И действительно, христианство – это в большей степени безумие, чем какая-то другая вера разумная и правильная. Она совершенно не правильная.  Потому что правильно врагов не любить, взаймы давать  тем, кто тебе отдаст, хорошие дела делать тем, кто тебе воздаст за это.  Так все поступают и это правильно по-человечески.  А по Божески не правильно. 

Потому что вера наша заключается не в том, чтобы сделать добрые дела добрым людям, не в том, чтобы  любить тех, кто любит нас, и не в том, чтобы стать порядочным человеком. Потому что христианство, это  не религия порядочных людей. Это религия людей непорядочных.  Потому  что  в Евангелии говорится,  как Господь  пришел к непорядочным людям.

Вот пришли два человека в храм, один порядочный, а другой непорядочный. Один хороший во всех отношениях, который  любит любящих, и даже больше того делает. А другой – отвратительный и непорядочный человек, жестокий обманщик,  который не то что взаймы не дает, а сам последнее отбирает.  И один Бога благодарил за то, что он порядочный,  а второй плакал о том, что он непорядочный.  И того, кто плакал, Господь принял.  А  порядочного Господь отверг.

 А первый человек, который вошел в рай, был самым страшным непорядочным человеком, разбойником. Вот такая безумная вера! В рай попадают непорядочные,  а  –  Распни! –  кричат порядочные.

Весь Новый Завет говорит нам, что все наоборот в Царствии Небесном, все не так, как на земле. Разные это законы – законы духовной жизни и законы мира сего.

Господь благ ко всем, благ по Своей природе. По Своему существу Он есть любовь.  Поэтому, если в нас есть Божье, то именно оно нас должно заполнять.Мы не можем взять от Бога количество благодати  (с которой так удобно!), чтобы стать порядочными людьми.  Бог отдает только всего Себя.   И когда мы приходим в Церковь, мы можем или все получить, или пустыми остаться.  А так, чтобы придти и понемножечку что-то взять, а остальное отвергнуть, невозможно.  Не нужно это никому, потому что это не спасает. 

Не является пропуском в  Царствие Небесное наша порядочность. Нельзя войти в рай будучи просто хорошим человеком. Для этого надо стать  преображенным, совершенно другим. Как сказал апостол Павел: «Надо переродиться в Боге, чтобы новый человек родился, а старый окончательно погиб» (см. Еф. 4, 22–24).

 И для  этого необходимо  так себя для Бога открыть,  открыть все свое сердце,  всю свою душу, весь свой ум, всю свою жизнь, чтобы Господь полностью воцарился в каждом из нас,  чтобы Он Собою нас наполнил. А иначе невозможно.  Если мы будем Ему отдавать только маленькое местечко в своем сердце, не самое главное, а остальное будем занимать своей собственной порядочностью,  мы не сможем ни в чем найти опоры. Потому что опору мы ищем не в Боге,  а в законах тления и смерти.

Господь сказал апостолу Павлу: Сила Моя совершается в немощи, – когда тот просил Бога дать ему сил, земных, человеческих.Тогда я буду хвалиться своими немощами, – ответил апостол (2 Кор. 12, 9).

Каждый из нас чувствует свою немощь. Все мы знаем, как тяжело ходить в храм, читать правило, идти на исповедь, посещать больных. Как необыкновенно тяжело простить обиду, просто страшно тяжело. Как же мы немощны! Где же сила-то наша? Почему же она не совершается в немощи? Почему когда нам надо сделать что-то для Бога, ну никаких сил на это нет?

Но как их оказывается много, когда нам необходимо устраивать нашу земную жизнь! Как здорово мы умеем все делать для себя! Мы спать не ложимся, мы так много всего делаем! И оказывается, что мы очень сильны для того, чтобы укрепить свое мирское бытие. Но такой силе Бог противится. Он от такой силы уходит. Вот когда человек немощен жить по законам мира сего, тогда Господь дает ему силы для того, чтобы этот мир победить. Над таким человеком  мир уже не властен, не способен его закабалить и сделать своим. И тогда человеку становится понятно, как можно любить ненавидящих, помогать обижающим, бежать за своим бывшим учеником, потерявшим веру и ушедшим в разбойники, как бежал апостол Иоанн Богослов, чтобы спасти его и с любовью прижать к своей груди. Потому что тогда уже не человеческая, а Божия сила проявляется в каждом из нас.

Каждый чувствует свою немощь по-настоящему. Как тяжело придти в храм, как тяжело читать  правило,  как тяжело придти на исповедь, как тяжело посетить больных.  Как  необыкновенно тяжело простить обиду, просто страшно тяжело. Как же мы немощны! Где ж сила-то наша?  Почему же она не совершается в немощи? Почему, когда нам надо сделать нечто Божие, ну никаких сил на это нет.

Но как их оказывается  много, когда нам необходимо устраивать нашу жизнь! Как мы здорово умеем все делать для себя.  Откуда только силы берутся!  Мы спать не ложимся, мы так много всего делаем! И оказывается, что мы очень сильны, мы все можем сделать для того, чтобы укрепиться  свое мирское бытие. Мы великолепно можем справляться, когда устраиваем собственную жизнь. Мы всем своим бытием показываем,  насколько мы сильны и защищены в этой жизни.  Мы на постаменте, вокруг нас крепкие стены нашего земного бытия,    и мы сильны. И в этой силе ничего божественного  таиться не может.

Потому что Бог гордым противится. Он противится такой силе,  Он от такой силы уходит.   Вот когда человек немощен жить по законам мира сего,  тогда Господь дает такие силы, что он может этот мир победить. Этот мир над ним не властен,  не способен этого человека закабалить  и сделать своим. И тогда становится понятно, как можно любить ненавидящих, помогать тем, кто от тебя отворачивается,  бежать за своим бывшим учеником, потерявшим веру и ушедшим в разбойники, как бежал апостол Иоанн Богослов, чтобы спасти его и с любовью прижать к своей груди. Потому что тогда уже не человеческая, а Божия сила проявляется в каждом из нас.  Тогда можно, потому что тогда сила Божия проявляется в каждом из нас. 

Человек способен открыться для Бога. Перестать жить умом мира сего и начать жить умом Божиим, перестать надеяться на законы земного бытия и укрепиться в законе Божием. Перестать поступать как принято и начать слышать, как Господь Свою волю ему открывает. Таким образом, человек  становится Божьим сыном.  Вот тогда он становится  способен принять в себя Бога.

А когда мы принимаем в себя Бога, для нас не стоит вопрос, кого любить, а кого не любить, кого приблизить, а кого отдалить. Для человека, в котором царствует Господь, нет разделения, как нет разделения для Бога. Бог не может любить одних и не любить других, прийти для спасения одних и не прийти для спасения других. Мы для Него все дети, каждый в отдельности и все вместе. Для человека, который с Богом, уже не важно кого любить: любящего или ненавидящего. Он не понимает, как можно вообще кого-то не любить, как можно за кого-то не пострадать. Не понимает, потому что в нем действует уже не человеческое, а Божественное.

И сегодняшнее евангелие нас призывает, чтобы мы еще раз  оценили: «Мы кто?  Мы в какой храм пришли? Какому  Богу поклоняемся?  Мы для чего в купели крестились? Для того, чтобы быть порядочными людьми или для того, чтобы стать людьми Божьими? Если для того, чтобы стать Божьими людьми,  то мы все силы своей души должны употребить на то,  чтобы Господь воцарился в каждом из нас.

 Аминь.

2001