О расслабленном  (Иоанна 5:1-16) 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено рассказу о расслабленном, о том, как в Силоамской купели  происходило чудо: каждый раз, когда ангел Господень сходил в воду, она возмущалась, кипела, и тот, кто первым входил в эту воду, получал  исцеление от любой болезни.  Вокруг купели лежали слепые, хромые, расслабленные, и среди  прочих, лежал человек, который страдал  расслаблением тридцать восемь лет. К нему подошел Христос и спросил: «Хочешь ли ты быть здоровым?»  И тот сказал: «Да, Господи, хочу, но вот человека у меня нет, который поднес бы меня к купели, и всегда кто-то впереди  меня успевает пройти». И Господь ему на это сказал:  «Если хочешь быть здрав, тогда возьми одр свой и ходи».  И человек, услышав это слово и приняв его глубоко,  смог поступить по слову Божию. Он вдруг он почувствовал, что   здоров,  взял свой одр и пошел. Ему говорили: «Что же ты делаешь в субботу, что не должно?»  Но у него была настолько твердая вера в слово Божие, что он не смущался никакими человеческими помыслами, никакими человеческими резонами:  «Мне сказал так человек по имени Иисус,  и я  буду  поступать по Его слову».  А потом Господь его встретил в храме, и сказал: «Ты стал здрав, и больше не греши».  Вот такими словами заканчивается сегодняшнее Евангельское чтение.

Оно повествует  о таком состоянии человека, которое называется расслаблением. Это не просто внешний паралич.  На самом деле,  под расслаблением разумеется результат человеческого грехопадения, когда человек не существует более, как  цельное существо, как существо богоподобное. Ведь богоподобие в человеке – это не только человеческая душа,  это не только дух человеческий,  не только его чувства, но это и тело, это весь человек в его цельности и целомудренности.  Дух, душа и тело – это все есть образ Божий,  единый человек, не разрушаемый, не разделяемый на части.

Господь создал человека цельным и нераздельным,  где дух, душа и тело – это единый организм, единое существо, в котором одно без другого не существует. А  грехопадение внесло в человеческую природу страшную сумятицу, человек  вдруг стал сам себе противоречить, стал сам себе рабом, потому что  дух, душа и тело стали  существовать каждый сам по себе, автономно.  Мысли одни, чувства другие, а направление воли третье, и всему этому тело не подчиняется,  протестует против этой дисгармонии человеческой натуры, раздвоенности, растроенности… не знаю,  на сколько уже частей разделил себя человек. Все вступает в противоречие, воля не работает, мысли нельзя собрать, чувства совершенно ложные, тело болит и истлевает.   И все это есть результат грехопадения.  А плод грехопадения – это расслабленность, когда человек не может  себя собрать воедино,  не может  быть по-настоящему человеком. Что бы человек ни сделал, все не то…  как бы ни хотел что-то сделать правильно, как положено, все из рук валится...   Прежде всего, человек страдает параличом воли, а воля – это особенное  свойство Божие.  Мы говорим – воля Божия, да будет воля Твоя… Мы говорим о воли, как о проявлении некоей силы, которая  является двигателем человеческого существа.  Если есть у человека воля, он двигается.

А еще воля  равна  свободе,  потому что воля и свобода –  это два синонима.  Человек  хочет  воли, человек стремится к свободе, но оказывается, что стремление  к свободе вне Бога, как раз  и лишает человека  силы жить. Уходя от Бога, ища какой-то свободы вне Бога, он лишается сил, разума, правильных чувств  и начинает болеть, потому что всякая  свобода вне Бога заканчивается для человека грехом, который еще сильнее бьет по человеку, еще сильнее  угнетает его, еще сильнее делает его немощным, бессильным, беспомощным, безвольным, а значит, несвободным, не имеющим сил  ни рукой, ни ногой двинуть,  ни направить свою волю на добро.

И вот так жизнь человека проходит, вся жизнь может так пройти… человек тридцать восемь лет лежал в полном расслаблении. На его глазах происходили чудеса,  люди получали исцеление, больные вставали и шли…  Он лежал у овчей купели и видел, как благодать Божия снисходит, как эта благодать других людей  ставит на ноги и дарует им исцеление… Каждому из нас знакомо это состояние, очень  характерное для духовной жизни. Он находился  в том месте, где люди получают исцеление, провел всю жизнь рядом с благодатью  и тридцать восемь лет  ожидал, когда эта благодать его коснется, и он получит исцеление, а он его не получал…  Но при этом человек не терял надежды на то, что жизнь его изменится.

И в нашей жизни так часто с нами  случается. Мы находимся в таком месте, где благодать, где люди причащаются и исповедуют свои грехи. Наступает для нас время поста, в которое каждый из нас прикасается к благодати, а проходит пост, и для нас наступает время  расслабления, немощи,  невозможности двинуть ни рукой ни ногой, невозможности себя собрать в определенную цельность, и жить настоящей глубокой духовной жизнью.

И тогда посещает отчаяние, уныние, когда человек смотрит на себя и понимает, что с ним ничего не происходит. Ходит в Церковь, а каким был, таким и остается. Каким был раздражительным, таким и остался. Каким был ленивым, таким и остался. Каким был нерадивым, таким и остался. Почему это происходит? Ведь все рядом, здесь все дышит благодатью. Ведь рядом Христос, рядом  таинства, рядом благодать Божия, которая способна каждого исцелить. Но вот проходит время, проходят годы, и это исцеление, как нам кажется, не настает. На самом деле это не так.

Господь показывает, что тридцать лет лежание возле купели силоамской в расслабленном состоянии не были бесполезны.   Человек всю свою жизнь  потратил на то, чтобы быть рядом с благодатью. Он жил  глубокой надеждой, что найдется кто-нибудь, кто ввергнет его в купель. Все эти тридцать лет он был грешным и, как кажется,  ничего не делал, но на самом деле он очень внутренне глубоко стремился к  исцелению, потому что, как только Господь его позвал, как только рука Господня коснулась его, он отозвался всем существом. Он не случайно получил исцеление, Господь не просто так к нему пришел, а потому что  видел, какой духовный путь прошел, какую серьезную работу сделал этот расслабленный  человек, как все эти годы, он, находясь радом с источником исцеления, внешне исцеления не получал, а внутренне исцелялся. Когда Господь сказал,   – возьми одр свой и иди, –  он не стал рассуждать, говорить, – Я ведь не могу, – он взял и пошел. У него была внутренняя готовность. Упование на Христа являлось центром его  расслабленной жизни. Внешне он был расслабленный, но тридцать лет надежды, упования и веры сделали свое дело, он получил исцеление.

Господь очень часто  ждет от нас только веры и упования. Видя нашу удобоприклонность ко греху,  наше непостоянство, Господь дает нам возможность глубоко исцелиться. Он не дает нам  сразу великих и   богатых даров, которые мы видим у великих угодников Божиих, который могли чисто молиться, понести великие труды по служению ближним,  могли плод дать настоящий, которые были просвещены Духом Божиим … С нами так быть не может. Господь очень часто ведет нас путем этого расслабленного, давая возможность всегда  видеть свое несовершенство, всегда сознавать свои грехи и  уповать на Него.

Образ расслабленного  дает нам пример настоящего духовного терпения, настоящей духовной борьбы, настоящего несения своего креста,  надежды на Бога и веры, что  с нами обязательно случится то, что произошло с этим расслабленным. Пусть мы ничего не можем, но  Господь придет к нам и скажет, – Возьми одр свой и иди, –  и мы встанем и пойдем за Христом исцеленными.

В этом евангельском чтении есть еще один замечательный момент. Для ветхозаветного человека духовное здоровье всегда было связано со здоровьем физическим. Знаком его исцеления духовного было исцеление телесное. Часто нам Евангелие примеры приводит, что человек больной оказывается больным духовно. И вот Христос говорит этому человеку, –Ты больше не греши! – потому что в жизни нет ничего страшнее греха. Самое страшное, что может с нами произойти, это то, что грех может нас побороть. Но, несмотря на то, что грех это самое страшное, что с нами может произойти, мы не боимся греха, мы не бежим от него, мы пытаемся так устроить свою жизнь, чтобы осталась возможность сохранить наши греховные привычки и навыки. Нежелание бороться со грехом – это и есть самое страшное расслабление, которое может с нами произойти.

Если мы хотим быть со Христом,  если мы хотим по-настоящему духовно расти, то для каждого из нас есть только один путь – постоянная борьба со грехом,  постоянное желание подвига,  ненависть ко греху, который не дает нам возможности идти ко Христу.  И это тоже очень важно в сегодняшнем Евангелии.  Ты здоров, но не греши больше, потому что грех есть смерть. Эти слова пусть будут для нас напоминанием того, что с нами произошло. Мы исцелились во время Великого поста, многие из нас почувствовали силу, почувствовали благодать,  обновление жизни, почувствовали, что есть настоящая жизнь духовная. И Господь к каждому из нас обращается со словами: «Ты стал здоров, но не живи прежней жизнью! Тебе помогли стать другим, но не возвращайся ты назад!  Будь исцеленным до конца!».

 Аминь.

2004