О скрюченной  ( Лк. 13:11-17)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В Сегодняшний воскресный день мы слышали Евангелие о том, как Господь исцелил женщину, которая в течение восемнадцати лет была скована очень тяжелым недугом, – она была пригнута к земле, не могла выпрямиться и ходила скрюченной. Господь исцелил её в день субботний, сказав ей: «Женщина, освобождаешься ты от недуга своего». Господь принёс этой женщине освобождение от тяжелейшей немощи, которая сковала её жизнь, которая не давала ей ни выпрямиться, ни нормально двигаться… вообще никак действовать в этом мире она не могла.

 И сегодня мы слышим такие слова из Послания апостола Павла: Господь «пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». (1 Тим. 1:15) И  мы видим, как происходит  спасение грешников, когда человек, идущий к Богу, неся свои немощи и недуги, вдруг получает неожиданную помощь.

В одном из своих поучений преподобный Исаак Сирин говорит о том, что у человека есть такие немощи, такие грехи, с которыми, как бы он ни старался, он справиться не может,         настолько они вошли в его жизнь, сковали, связали, согнули, приковали к земле. Исцелить их может только Сам Господь. И  в образе согбенной женщины мы встречаемся именно с таким случаем, – когда только Сам Господь может прийти на помощь и  исцелить эти немощи.

И в другом поучении преподобный Исаак Сирин говорит:  «Благодать, как скоро усмотрит, что в помысле человека начало появляться несколько самомнения, и стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь, не бежит и не емлется во смирении за Бога. Сим приходит человек в меру мужа совершенного верою и упованием на Сына Божия и возвышается до любви. Ибо чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его».

Пока человек не ощутит себя потерявшим надежду без Бога, пока человек не познает до конца, что он настолько немощен, что без Бога он дальше жить не может, то только в этот момент приходит Божия помощь и Божия любовь.  И сам человек возвышается до любви. Когда же человек живёт тем, что он может сам, когда он  живет хорошо и спокойно,  и все в его жизни налажено,  – тогда благодать Божия может от него отступить до тех пор, пока человек не познает своего будущего.

В образе этой согбенной женщины мы видим человека, познавшего свою немощь. Что бывает с нами, когда мы свою немощь сознаем? Как мы поступаем, когда чувствуем полное бессилие  бороться с грехом, полное бессилие идти к Богу, полное бессилие сделать что-то с самим собой? Чаще всего мы пребываем в унынии, в бессилии и расслаблении. И никуда идти не можем. И делать ничего не хотим. Язык наш не поворачивается даже на молитву. Мы понимаем, что мы настолько немощны, что сделать ничего не можем.  

А скрюченная женщина показывает нам совсем другой путь. Где встречает её Господь? Он встречает её в доме молитвы, в доме слышания слова Божьего. Представим себе, как эта скрюченная, немощная, больная женщина бредет в синагогу, ползет шаг за шагом туда, где звучит слово Божие, где люди собираются на субботнюю молитву.     Понимая, что сама ничего с собой сделать не может, сколько сил она прикладывает, чтобы всё-таки добраться до Бога! Какой подвиг веры, смирения, терпения она проявляет в своем, казалось бы, невозможном состоянии! В таком состоянии человек разве может куда-то идти? Разве может он поверить в свои силы, в то, что он может добраться до Бога? Каждый из нас в таком состоянии сказал бы: «Нет, я в храм не пойду…  я же болею…  я ходить не могу… Разве я могу еще что-то сделать? Разве от меня что-то зависит? Ничего от меня не зависит…»

А согбенная женщина с этой немощью восемнадцать лет шаг за шагом потихонечку идет к синагоге, идет слышать слово Божие без всякой надежды на то, что с ней что-то случится!  И вот Господь встречает её именно там, в синагоге, и говорит ей: «Женщина, освобождаешься ты от недуга своего». В этих словах для каждого из нас звучит настоящая надежда на то, что и с нами тоже может произойти такое же чудо. И для нас, несущих в себе множество грехов, немощей и искажений, которые пригибают нас к земле,  не дают глаза к небу возвести и видеть то, к чему призывает нас Господь – Царство Небесное - и для нас тоже есть  надежда, что Господь, несмотря на наше бессилие, придет и скажет: «Освобождаешься ты от недуга твоего». Придет, если  увидит в нас, как в этой женщине увидел,  настоящее глубокое стремление к Царству Небесному, настоящую любовь к слову Божию, настоящее желание пребывать с Богом, несмотря на то, что наши немощи, наши грехи постоянно ставят между нами и Богом, как нам кажется, непроходимую стену, преграду.  

Аминь.

12.12. 2010