Главная » О скрюченной

О скрюченной  ( Лк. 13:11-17)

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшняя история — об исцелении женщины, которая была скрючена своим недугом в течение восемнадцати лет. Господь исцеляет ее, дает ей возможность выпрямиться, встать перед Ним в полный рост. Происходит это в синагоге, куда приходит эта женщина в день субботний для того, чтобы услышать Слово Божье — и встречает там Слово Божье воплощенное, то самое Слово, о котором евангелист Иоанн Богослов говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1).

Один из наших современных богословов, Владимир Лосский, как-то заметил, что человек — это единственное из творений Божиих, которое устроено вертикально. Все животные горизонтальны, передвигаются на четырех точках. Только птица и человек тянутся к небу.

И так в человеке все иерархично устроено, что самое возвышенное и самое главное в человеке находится сверху, а все остальное — все ниже и ниже. Странно, казалось бы, что Владимир Лосский обратил на это внимание. Мы обычно на это внимание не обращаем, потому что так естественно, что мы ходим на двух ногах, когда весь остальной животный мир передвигается на четвереньках. Но оказывается, в этом есть свое богословие, свой божественный замысел.

Все в нас Богом устроено по Его образу и подобию. Скрюченную женщину, как сказано в Евангелии, «сатана связал», чтобы ее устроение было иное. Она была приклонена к земле, и все, что она видела, находилось внизу. И так прошла вся ее зрелая жизнь, почти двадцать лет.

Она была связана недугом — а ведь многие из нас сами по себе такие. Нас не интересует, что там, наверху. Нам гораздо важнее то, что происходит перед нашими глазами на земле. Мы своей собственной волей склоняемся к земле, совершенно подчиняя себя законам этого мира, который передвигается и живет горизонтально. Как сказал апостол Павел, говоря о последних временах, у нас нет Удерживающего, — Того Самого, протянувшего нам руку, Кто бы нас поддержал от земли к небу, на Кого можно было бы опереться, чтобы встать в полный рост и взглянуть на небо.

Но Он есть, этот Удерживающий, у каждого из нас, как Он есть у этой согбенной. Он есть, только к Нему надо дойти, Его надо встретить, надо как-то потрудиться. Представьте себе (я это очень хорошо по себе знаю), когда у человека сильно болит спина, когда его болью так скрючило, что он не может выпрямиться. Все мы примерно знаем, что это такое, и прекрасно можем себе представить, что испытывала эта женщина, когда она выходила из дома, чтобы дойти до места, где звучит Слово Божье. Какой подвиг она совершала в течение всех этих восемнадцати лет для того, чтобы все-таки выпрямиться и встать во всю красоту человека!

Апостол Павел говорит: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Эф. 4: 1). Звание, в которое мы призваны — это быть человеком; человеком, сотворенным по образу Божьему, стоящим на двух ногах и тянущимся к небу. Как же это звание нам тяжело дается! Как легко мы с ним расстаемся! Как легко мы приклоняемся к земле! Как легко мы становимся горизонтальными и как спокойно к этому относимся!

Восемнадцать лет эта согбенная женщина выходит из дома, и с трудом, с болью, идет в синагогу, чтобы слушать Слово Божие, идет встретиться с этим Словом, идет для того, чтобы услышать призыв Божий — встать в полный рост, быть достойной своего звания. И… у нее это получилось! Она встала в полный рост, она встретила Христа, Который стал ее Поддерживающим, удержал ее, чтобы она не упала и не стала горизонтальной, Который дал ей возможность выпрямиться.

О том, что случилось с этой женщиной, тоскует каждое христианское сердце. Об этом должно тосковать сердце каждого из нас. Мы должны увидеть радость того, что это может случиться и с нами, несмотря на то что мы горизонтальны, несмотря на то что все самое интересное для нас происходит тут, на земле. Мы в этом прекрасно разбираемся, замечательно «разруливаем» эту жизнь, – и совершенно не знаем Того, Кто зовет нас к Себе, Кто призывает нас к тому званию, в котором мы сотворены по образу и подобию Божьему.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам именно о надежде, которая может стать реальностью для нас, когда мы по-настоящему понимаем, кто мы, в каком звании мы живем и к чему мы призваны. Эта женщина восемнадцать лет шла долгой-долгой дорогой к своему призванию — и она его получила. Путь для каждого христианина примерно такой же, как у нее. Стать человеком очень непросто. Величайшая задача христианина —по-настоящему стать человеком, таким, каким нас хочет видеть Господь, таким, в кого Сам Господь воплотился и дал нам пример, какими мы можем быть. И это очень долгий, повседневный труд. Это значит – ежедневно, с болью и трудом, с понуждением себя выходить навстречу Слову Божию, как выходит эта женщина. Это значит – каждый день терпеть, мучиться, каждый день нести на себе тяжесть этой жути, которой нас мир прибивает к земле, и не соглашаться при этом с тем, что человек таков, каким его делает эта тяжесть — приклоненным и горизонтальным, а стремиться туда, куда мы призваны.

Эта женщина — удивительный пример христианского пути, пути трудного, который мы иногда называем крестоношением. Ведь именно таким образом складывается жизнь во Христе — непросто, небезболезненно, долгим трудом и упованием на то, что, взяв на себя однажды эту надежду как великий труд, ты достигнешь того, чего достигла эта согбенная женщина.

 

Аминь.

 





Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о чуде, которое Господь сотворил в синагоге. Туда пришла женщина, которая восемнадцать лет страдала тяжелейшей болезнью: все эти годы она была скрючена. И Господь исцелил ее в день субботний. Казалось бы, что может быть проще для Бога – взять и исцелить человека. Ведь Он, Всемогущий и Вездесущий, всякий день слышит наши молитвы и все может. Вот только непонятно, почему же все эти восемнадцать лет Он не исцелял страдавшую женщину. Почему не сделал этого раньше? В чем причина? Что стоит за исцелениями, о которых так радостно повествует Священное Писание? Почему Господь одних исцеляет, а других нет? Почему у купели Силоамской Он исцеляет не сразу, а только через тридцать восемь лет? Только ли действие Господне дает человеческому телу возможность освободиться от недуга?

Читая Евангелие, мы должны понимать, что за каждым прикосновением Божественной руки к отдельному человеку стоит прикосновение Божественной руки ко всему человечеству, в том числе – к каждому из нас. Видя чудо исцеления этой болящей, мы должны понимать, что и с нами подобное может произойти, если, конечно, мы поймем смысл действия Господня на эту женщину.

Сегодня Евангелие говорит о безнадежности и настоящей надежде, о которой в одном из своих посланий апостол Павел так пишет: «Надежда не постыжает.»(Рим.5:5) Но эти слова никак не вяжутся с нашим житейским опытом. Этот опыт свидетельствует совершенно о другом: мы часто имеем какие-то особые надежды сердца и духа, и они именно посрамляются, превращаются в пыль и прах, не оставляют после себя ничего, кроме горечи и пустоты сердечной...

Надежда, надежда! – говорим мы. Успокаиваем тяжело больных: «Все будет прекрасно, все будет в порядке!» – хотя понимаем, что это ложь. Пытаемся отыскать надежду там, где ее нет и быть не может. И такая надежда нас все время обманывает.

Женщина, пришедшая к купели после восемнадцати лет тяжелейшей болезни, наверное, ни на что уже не надеялась. Скрюченная, она даже голову к небу не могла поднять – как мы обычно делаем в надежде.

Но все-таки она идет – вот что странно! Хотя немощь ее такова, что ей в принципе трудно передвигаться, тем более уходить далеко от дома. Но женщина встает и идет туда, где звучит молитва, где по-настоящему слышно слово Божье, обращенное к человеку.

Как интересно, как странно! Обычно мы так не поступаем. Обычно мы смиряемся с тем, что ничего уже в нашей жизни не изменится к лучшему, как ни надейся, как ни старайся. Мы скрючены своей беспомощностью, бессилием, невозможностью что-либо изменить и преодолеть. Никак не можем справиться со своими немощами, недостатками, грехами...

И вот, пребывая такими скрюченными, мы бездействуем. Не надеемся не только на себя, но и на Бога. А это очень плохо, потому что Бог по-настоящему приходит к человеку только тогда, когда у того не остается никакой другой опоры, другого упования, кроме как на Бога. Пока теплятся пустые надежды на что-то иное – человек к Богу не будет по-настоящему близок, его упование на Господа и доверие к Нему не проявятся так остро. Но если он расстается с житейскими иллюзиями, рядом с ним сразу окажется Господь.

Так произошло со скрюченной женщиной. Долго болея, она прошла мучительный и скорбный путь, которым другие пойти не захотели... И мы часто в храм не готовы прийти из-за какой-то сущей ерунды. Нам трудно хоть немного подвигнуть себя на молитву, на пост, отложить бесконечные мелкие дела ради слышания слова Божия, ради причастия Святых Христовых Таин! Любое малейшее препятствие служит нам оправданием...

А евангельская скрюченная женщина встает и идет в синагогу, чтобы услышать слово Божие. Согбенная, спотыкаясь, ничего не видя, кроме пыли под ногами – все равно идет. Один Господь знает, как ей трудно и горестно. Но она жаждет слова Божьего, она исполнена упования на Бога, и никакой другой надежды не имеет. И она к Богу приходит. Долгая дорога – длиною почти в целую жизнь. Но заканчивается она встречей со Христом! Именно потому, что нет никого, кроме Христа, кто мог бы по-настоящему оказаться с ней рядом – не иллюзорно, в мечтах, а реально, – в эту субботу, в этой синагоге. Христос пришел туда ради нее, потому что она преодолела положенный путь...

Дорога, пройденная этой женщиной – для каждого из нас. И все чудеса, описанные в Евангелии, касаются каждого из нас. Но захотим ли мы двигаться этой стезей, хватит ли терпения и смирения? Хватит ли истинной надежды, которая не посрамляема и ни на кого, кроме Бога, не опирается?

И мы можем отказаться от пустых житейских надежд и понять, что никаких настоящих опор, кроме Истинного Бога нашего, в мире не существует! И тогда Господь поможет нам, скрюченным, сделать то, что мы сами сделать не в состоянии – выпрямиться в полный рост, взглянуть на небо и встретиться с Ним лицом к лицу.

Давайте же поучимся у евангельской смиренной калеки ее хождению ко Христу.

Аминь.

2015

 





Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В Сегодняшний воскресный день мы слышали Евангелие о том, как Господь исцелил женщину, которая в течение восемнадцати лет была скована очень тяжелым недугом, – она была пригнута к земле, не могла выпрямиться и ходила скрюченной. Господь исцелил её в день субботний, сказав ей: «Женщина, освобождаешься ты от недуга своего». Господь принёс этой женщине освобождение от тяжелейшей немощи, которая сковала её жизнь, которая не давала ей ни выпрямиться, ни нормально двигаться… вообще никак действовать в этом мире она не могла.

 И сегодня мы слышим такие слова из Послания апостола Павла: Господь «пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». (1 Тим. 1:15) И  мы видим, как происходит  спасение грешников, когда человек, идущий к Богу, неся свои немощи и недуги, вдруг получает неожиданную помощь.

В одном из своих поучений преподобный Исаак Сирин говорит о том, что у человека есть такие немощи, такие грехи, с которыми, как бы он ни старался, он справиться не может,         настолько они вошли в его жизнь, сковали, связали, согнули, приковали к земле. Исцелить их может только Сам Господь. И  в образе согбенной женщины мы встречаемся именно с таким случаем, – когда только Сам Господь может прийти на помощь и  исцелить эти немощи.

И в другом поучении преподобный Исаак Сирин говорит:  «Благодать, как скоро усмотрит, что в помысле человека начало появляться несколько самомнения, и стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь, не бежит и не емлется во смирении за Бога. Сим приходит человек в меру мужа совершенного верою и упованием на Сына Божия и возвышается до любви. Ибо чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его».

Пока человек не ощутит себя потерявшим надежду без Бога, пока человек не познает до конца, что он настолько немощен, что без Бога он дальше жить не может, то только в этот момент приходит Божия помощь и Божия любовь.  И сам человек возвышается до любви. Когда же человек живёт тем, что он может сам, когда он  живет хорошо и спокойно,  и все в его жизни налажено,  – тогда благодать Божия может от него отступить до тех пор, пока человек не познает своего будущего.

В образе этой согбенной женщины мы видим человека, познавшего свою немощь. Что бывает с нами, когда мы свою немощь сознаем? Как мы поступаем, когда чувствуем полное бессилие  бороться с грехом, полное бессилие идти к Богу, полное бессилие сделать что-то с самим собой? Чаще всего мы пребываем в унынии, в бессилии и расслаблении. И никуда идти не можем. И делать ничего не хотим. Язык наш не поворачивается даже на молитву. Мы понимаем, что мы настолько немощны, что сделать ничего не можем.  

А скрюченная женщина показывает нам совсем другой путь. Где встречает её Господь? Он встречает её в доме молитвы, в доме слышания слова Божьего. Представим себе, как эта скрюченная, немощная, больная женщина бредет в синагогу, ползет шаг за шагом туда, где звучит слово Божие, где люди собираются на субботнюю молитву.     Понимая, что сама ничего с собой сделать не может, сколько сил она прикладывает, чтобы всё-таки добраться до Бога! Какой подвиг веры, смирения, терпения она проявляет в своем, казалось бы, невозможном состоянии! В таком состоянии человек разве может куда-то идти? Разве может он поверить в свои силы, в то, что он может добраться до Бога? Каждый из нас в таком состоянии сказал бы: «Нет, я в храм не пойду…  я же болею…  я ходить не могу… Разве я могу еще что-то сделать? Разве от меня что-то зависит? Ничего от меня не зависит…»

А согбенная женщина с этой немощью восемнадцать лет шаг за шагом потихонечку идет к синагоге, идет слышать слово Божие без всякой надежды на то, что с ней что-то случится!  И вот Господь встречает её именно там, в синагоге, и говорит ей: «Женщина, освобождаешься ты от недуга своего». В этих словах для каждого из нас звучит настоящая надежда на то, что и с нами тоже может произойти такое же чудо. И для нас, несущих в себе множество грехов, немощей и искажений, которые пригибают нас к земле,  не дают глаза к небу возвести и видеть то, к чему призывает нас Господь – Царство Небесное - и для нас тоже есть  надежда, что Господь, несмотря на наше бессилие, придет и скажет: «Освобождаешься ты от недуга твоего». Придет, если  увидит в нас, как в этой женщине увидел,  настоящее глубокое стремление к Царству Небесному, настоящую любовь к слову Божию, настоящее желание пребывать с Богом, несмотря на то, что наши немощи, наши грехи постоянно ставят между нами и Богом, как нам кажется, непроходимую стену, преграду.  

Аминь.

12.12. 2010