Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Об исцелении двух слепых

Об исцелении  двух слепых ( Мф. 9: 27 – 31)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь исцелил сначала двух слепцов,  а потом  немого бесноватого.  Христос шел, благовествуя Царствие Божье,   исцеляя всякую болезнь и всякую немощь людскую.

Встречаясь с такими удивительными случаями чудес, мы должны понимать, что за каждым исцелением стоит не просто  конкретный человек, – хотя, конечно, это были  совершенно реальные люди, которым посчастливилось встретить в своей жизни Христа и получить от него исцеление своих немощей и болезней, – но за каждым человеком стоит все человечество, потому что человек – это  образ того, каким стало человечество после грехопадения, во что превратился человек, отпавший от Бога, как смерть и грех способны исказить его прекрасную природу, одухотворенную и обожествленную Святым Духом.

Читая первую страницу Книги Бытия, мы видим, как прекрасно творит Господь  мир, в какой  удивительной гармонии  он начинает свое бытие. И Сам Господь в конце каждого периода творения с радостью говорит, что это «весьма хорошо».      А когда Он творит человека, мы слышим  удивительные слова, что по образу Своему и по подобию сотворил  его,           мужчину и женщину, сотворил их (см. Бытие.1:26-27). И дальше мы читаем  о том,  как Господь от этой земной гармонии взял перст и вдохнул в него дух жизни, вдохнул в него Себя, обогатил человека Духом Святым.

 Высота человеческой природы необыкновенна, высота человечества,  связанного с Богом действительно прекрасна,  и это мы видим, когда встречаемся в нашей жизни с примерами настоящей святости, когда  слышим или читаем о том, какими прекрасными могут быть люди. Но при этом мы  видим, и насколько человек может быть неприятен, зол, страшно искажен грехом. Мы видим и как мир, искаженный грехом, может быть ужасен и отвратителен. И вот Господь приходит, чтобы  исцелить «всяк недуг и всякую немощь людям». Это значит, что Господь приходит не для того, чтобы исцелять только лишь болезни человеческие.  Мы часто болеем очень тяжело, иногда  смертельно, и далеко не всегда Господь является буквальным исцелителем,  таким «медицинским работником». Но почему же тогда  в Евангелие говорится,  что Господь пришел исцелить «всякую болезнь и всякую немощь»?

  За каждой болезнью стоит другая болезнь – искажение всей природы человечества первородным грехом, который принес в  мир зло:  болезни, смерть,  войны, несчастья, природные катаклизмы. Вот это Господь и пришел исцелить через каждого из нас, и прежде всего – в каждом из нас. Мы несем в себе свое собственное помрачение, часто даже и не понимая, насколько мы искажены, и когда Господь исцеляет, как в сегодняшнем Евангелии,  за  исцелением внешним стоит исцеление внутреннего искажения.

Приходят два слепца и просят Христа, чтобы Он их исцелил. Понятно, что свою слепоту человек не может не признать, даже если  он с ней  смирился и  вполне может существовать. Да, конечно, с одной стороны, слепота будет приносить ему какие-то неудобства, неприятности, создавать определенные сложности, но с другой стороны, эта же слепота  дает человеку возможность не действовать, не быть активным, не брать ответственность за свои поступки, полагаться на помощь или волю других, жить подаянием  и оправдывать слепотой свое бездействие.

 Это образ такого искажения, который характерен для многих из нас, потому что мы в своей  духовной слепоте многого в жизни не замечаем. И  чаще всего мы не замечаем, как в нас нуждаются люди, не видим того, чего они хотят или ждут от нас. Наше зрение направлено только на себя, на то, что  необходимо и выгодно нам самим. А вот что касается того, чего люди от нас ждут,  тут проявляется страшнейшая внутренняя слепота. Мы не видим нашего ближнего, не хотим видеть в нем  образ и подобие Божье. За какими-то тяготами и неприятностями нашей жизни мы не видим Самого Христа, Который всегда стоит рядом с нами. Мы многого  не видим,  мы слепы.

Или вот  немота, о которой  сегодня говорится в Евангелии, когда человек,  например,  не может слова доброго сказать, не может выразить ни своей любви, ни своей нежности, ни своего участия в жизни другого человека. Он как мертвый соляной столб ничего не чувствует, ничего не понимает, никого не принимает.

 Этих форм искажения нашей внутренней природы очень много, и они, прежде всего, связаны с тем, что мы направлены только на самих себя. Внимание к самому себе  делает нас и слепыми, и глухими, и немыми, и расслабленными. Встречая в Евангелие примеры исцеления, мы понимаем, какие формы человеческого искажения Господь исцеляет через эти внешние образы, но  это искажение мы умудряемся не только не видеть, но даже превращать его в форму религиозного образа жизни, делать формой нашего благочестия. Искажение мы принимаем за истинность, и, следовательно, нам не надо меняться,  нам не о чем Бога просить и нам некуда идти, потому что это и есть норма. И это самое страшное, что может быть в нашей жизни, потому что Господь приходит исцелить  всякую немощь и болезнь, а мы за этим исцелением к нему не обращаемся.  

Мы чувствуем собственную боль, собственную немощь и об этом просим. Но совершенно не чувствуем, когда болит у другого,  когда страдает ближний,  и не просим у Бога об избавлении от этого нечувствия. Мы не просим у Бога,  чтобы  боль чужого человека в нас отзывалась, как наша собственная. Мы даже  боимся этого, стараемся отстраниться, – а не дай Бог, чужая боль станет нашей, чужое несчастье войдет в нашу жизнь и заставит нас поменять себя и   свой образ жизни… Вот это и есть  глухота, слепота и немота, потому что мы боимся оживить нашу бесчувственную  жизнь.

Но часто жизнь  в нас оживает, и у человека,  который был  слеп, глух и нем,  это происходит  через боль. Мы этой боли боимся, но она есть признак жизни, а безболезненность есть признак смерти. Когда  слепец вдруг начинает видеть, свет  непривычен для его глаз и вызывает боль, но нам  не надо этой боли бояться:  мы были мертвыми и вдруг начали понемногу оживать. Нас вдруг коснулись чужая боль, чужое горе, чужая жизнь, и мы это почувствовали, а это значит, что Господь нас в чем-то исцелил. Он нас исцеляет через прикосновение друг к другу, он нас исцеляет через несение наших скорбей и болезней, через несение нашего креста. И если мы это принимаем, если мы с этим смиряемся, если мы в этом видим Его божественное присутствие, Его смотрение о каждом из нас, то тогда мы, подобно евангельскому слепцу, становится настоящими чадами Божьими.

 Аминь.

11.07.2010