Главная » Притча о талантах

 Притча о талантах  



 (Мф. 25, 14-30)

 

 


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о талантах, в которой вроде все понятно, и само слово «талант» вошло в нашу речь благодаря этой притче. Мы этим словом обозначаем человеческие способности, то, что надо в жизни по-настоящему реализовать, приумножить, чем надо жить и принести свой естественный плод от божественных даров. А в евангельском контексте это слово имеет очень простое значение: талант — это мера серебра, большое количество денег, которое Господин раздает своим рабам, когда уходит куда-то надолго, чтобы они их употребили в дело. Нам здесь описывается финансовая операция: кто-то кому-то дает определенную сумму денег для того, чтобы тот их инвестировал, как мы теперь говорим, в какое-то дело, и это дело принесло бы потом доход.

Когда речь касается таких простых, человеческих дел, встает очень серьезный вопрос. Ведь давать кому-то деньги — это очень непросто. Уж самому близкому-то человеку дать деньги, чтобы он их употребил в дело — и то большой риск. Люди, которые в современном мире занимаются бизнесом, прекрасно знают, каким страшным разрывом между людьми это грозит, как самые близкие люди становятся врагами, потому что кто-то вовремя деньги не отдал, кто-то их проиграл, или они были неправильно пущены в дело и исчезли.

В этой притче говорится не только о том, как мы должны употреблять наши таланты, беречь их и умножать, но и о том, как Господь относится к человеку. Господь дает нам Свои Дары зная, как мы с ними можем обойтись.

Один не захотел рискнуть и поступил логически правильно: «А что со мной будет, если вдруг то, что мне дано, у меня не умножится? А если я это неправильно употреблю и потеряю? Лучше не рисковать. Лучше скрыть их где-нибудь в земле, закопать, а потом вернуть и сказать: ”Вот тебе твое! Я ни в чем не виноват, с меня спроса никакого”».

А вот со всех остальных спрос большой. Одному пять дано, он принес еще пять, а если бы не принес? Дано тебе пять талантов — а ты взял и пришел с пустыми карманами или, еще хуже того, весь в долгах. Это то, что всегда с нами происходит.

И вот что удивительно: несмотря на то, что каждый раз мы ощущаем себя именно в таком положении — нам было дано, а мы потеряли, не на то  использовали, — Господь нас все равно любит. Господь нас не уничтожает! Каждый раз Он снова и снова дает нам возможность жить дальше снова обогащенными Его дарами!

Это нам доподлинно известно из другой евангельской притчи — из притчи о блудном сыне. Сын все богатство промотал, все таланты уничтожил, а отец встречает его и снова обогащает в еще большей степени. Почему? Потому что очень важно в этом мире научиться жить по-настоящему во всей полноте. А это невозможно без риска.

Господь каждому из нас вручает страшный риск быть христианином. Быть христианином — это значит постоянно находиться в зоне свободы, в зоне личной ответственности, в зоне принятия своих собственных решений, в зоне мужественного стояния. Ты все время оказываешься в ситуации, когда можешь проиграть, у тебя нет ничего, на что бы ты мог опереться, нет никакой уверенности в том, что то, что ты делаешь, каким-то образом будет тебе выгодно, будет для тебя по-настоящему правильным.

То, что нам Господь вручает — как веру в Него, как Слово Свое евангельское, как заповеди Свои, как возможность жить по Его воле, — это огромное богатство и, одновременно, очень серьезный риск. Риск в этом мире оказаться никем, риск в этом мире, как пишет апостол Павел в своем сегодняшнем Послании, быть «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор. 6: 5, 8). Вот об этом риске пишет апостол Павел: «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6: 8-10). Вот об этом риске сегодня и Господь говорит, когда раздает таланты.

Оказывается, можно войти в Церковь, считать себя верующим человеком, — и абсолютно ничем не рисковать. Ведь все известно, все до тебя решено, все ответы на все вопросы давно даны. Ты знаешь, как ставить свечку, ты знаешь, как правильно поститься, ты знаешь, как готовиться к Причастию — все ты знаешь. И ты можешь совершенно ничем не рискуя быть как бы христианином, потому что ты ничего не делаешь, потому что ты только одного боишься — как бы что-нибудь не сделать неправильно, как бы в этом смысле не согрешить. «Не согрешить» не потому, что ты боишься греха, а потому что ты боишься отвечать за свои поступки. Среди нашего народа православного даже есть такая замечательная поговорка: «Побольше поспишь — поменьше согрешишь».

Вот такое сонное Тело Христово – эти непроснувшиеся люди, не ставшие христианами, потому что это так опасно — вставать с постели! Это так опасно — выходить из дома! Вообще ходить — опасно, ведь можно же упасть, и поэтому так хорошо никуда не идти! Так хорошо ни за что не отвечать! Так хорошо ставить свечи, соблюдать посты и делать все по правилам! А потом думать о Боге, как вот этот, последний: «Ты человек жестокий, ты будешь наказывать. Я не хочу, чтобы меня наказывали, я не хочу за это отвечать, я не хочу туда, где пугают адом».

Эта напуганность, безжизненность является иногда единственным свидетельством нашей веры. Нас узнают не так, как узнают христиан, о которых пишет апостол Павел, а вот по этому испуганному, закрытому, спрятавшемуся выражению лица. И это страшно. Сегодняшнее Евангелие снова призывает нас не бояться жить, — не бояться жить во Христе, не бояться жить с Евангелием, не бояться даже потерять эти дары, — только не спать, только не быть мертвым, только не стоять на месте!

Аминь.

2018






Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение  посвящено притче о талантах. Один человек доверил своим слугам деньги, таланты, каждому – по способности и усердию.   Одному он доверил пять талантов, другому два, а третьему – один талант, и велел пустить эти деньги в оборот, чтобы они принесли прибыль.

Слуги попытались использовать то, что дал им господин максимально хорошо: у одного пять его талантов принесли огромную прибыль – еще пять талантов, другой тоже вдвое умножил данные ему деньги. А третий  испугался, что может  деньги потерять, и он закопал свой талант в землю, чтобы вернуть господину без потерь и не быть виноватым.

 Обычно эта известная притча о талантах  рассматривается как притча о суде, о том, как люди  отвечают Богу за свою жизнь. Но есть в ней  еще один важный момент: она говорит о величайшем доверии Бога человеку,  о том, как удивительным образом Господь до конца доверяет каждому из нас.

Ведь  дать другому человеку деньги, чтобы он их пустил в оборот, это значит,  подвергнуть их огромному риску. Человек может быть неспособным этими деньгами распорядиться и неправильно их вложить, его могут обмануть, он имеет огромное количество возможностей эти деньги попросту потерять или впасть в еще большие долги. Оперировать чужими деньгами – это очень ответственно и  опасно, а доверить это другому,  значит – очень в него поверить.

Так Господь каждому из нас доверяет до конца,  отдавая таланты, под которыми  мы понимаем способности, дары Божии, которыми Он нас обогащает. Он не просто доверяет нам наши жизни, но доверяет действовать Его именем, Им «прикрываться» и защищаться. И это доверие Божие в ком-то может вызвать радость, а в ком-то – испуг и даже  отторжение, потому что с таким доверием, с такой любовью, жить очень непросто. Гораздо проще жить по правилам и схемам, которые заранее известны и предопределены, когда знаешь, что на каждый конкретный  поступок последует определенный ответ. А христианство не дает нам никаких опор:  ни  уверенности, ни гарантии – ничего, а только знание того, что Бог нам доверяет.

 Слуги из притчи о талантах что-то господину принесли. А если бы они  не принесли никакого дохода, растратили, потеряли,  как бы господин к ним отнёсся? Что бы с ними случилось? А мы знаем, что бы с ними случилось, потому что в другой евангельской притче блудный сын отеческое достояние не умножил, не сохранил, а расточил свое наследство впустую и жил на стороне далече, но когда он вернулся к отцу, тот снова его обогатил.  А вот слуга, который, казалось бы, ничего плохого не сделал, просто зарыл талант в земле и сказал хозяину: «Вот тебе твоё», подвергся осуждению, потому что он не доверил своей жизни Богу.  «Я знал, что ты жестокий человек, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал»,  сказал слуга.  Как часто мы слышим от людей такие слова, что Бог жесток, что Бог несправедлив, – слова раба,  не умножившего  своих талантов, закопавшего их в землю. Он не поверил, что Бог благ, что Он ему доверяет, что Он его любит, а захотел жить в уверенности, что ни за что не отвечает, что у него есть свои правила.

  А в нашей вере христианской нет никаких  правил, которые бы нам что-нибудь гарантировали. Мы не можем спрятаться ни за традиции, ни за какие-то общие установления, и думать, что раз мы их исполняем, то нам гарантировано спасение. Ничего подобного не будет.  Господь доверяет нам нашу жизнь для того, чтобы мы, если хотите, рисковали быть христианами, старались быть христианами всегда и на всяком месте. Если человек стоит на месте,  думая, что если я не живу, значит, я не грешу, если не хожу, значит,  не падаю, то он не приходит ко Христу.

Каждому из нас дана огромная свобода и ответственность,  а это очень сложно. Тяжело человеку жить в свободе, поверить, что Бог так его любит, что не имеет ровно никакого значения,  умножил ли ты свой талант, но важнее другое: с таким же доверием ты относишься к Богу,  как Бог тебе доверяет? Любишь ли ты Бога по-настоящему? Есть ли эти отношения любви и правды?

Мы всегда боимся ошибиться, ищем готовые ответы на все вопросы. Сейчас одни из самых популярных книг среди христиан – это ответы на вопросы о духовной жизни. Мы думаем, что если прочтём все ответы, то будем  жить по-христиански, совершенно забывая о том, что Евангелие учит нас ходить по воде.

Когда человек доверяет свою жизнь Богу,  он перестает бояться. Он  не боится что-то потерять,  не боится даже ошибиться,  уйти не в ту сторону, потому что если он идет к Богу, но по дороге  падает,  заблуждается и ошибается,  Господь   всё равно  ведет его за Собой, всё равно Он человека спасает.

Евангельское чтение о талантах говорит  о том, как мы должны смотреть на наш путь к Богу, на наши отношения с Ним: не бояться жить во Христе и по-настоящему доверить себя  до конца Господу нашему Иисусу Христу.

Аминь.

2010