Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня в Церкви совершается чин прощения. Надо сказать, что в последнее время этот очень древний христианский чин стал немного похож на ролевую игру – умилительную, добрую, сладостную. Все так возбуждены и ждут, что вот наступит этот момент, и будет так приятно просить друг у друга прощения! А это неправильно! Просить друг у друга прощения – это всегда очень и очень неприятно, это большой труд, а не легкий труд единственного вечера перед Великим Постом.

Христос сказал своим ученикам на последней беседе, обращаясь к апостолу Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31-32). Образ Петра – символ Вселенской Церкви. Ему, которому Господь сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), ему, который изображается на иконах держащим ключи от райских врат, ему, как первоверховному, который ведет всех нас за собой и возглавляет как Церковь, сказаны эти слова, а значит, они сказаны каждому из нас. И надо признать, что что-то не так, потому что такого разделения между христианами, как в последнее время, не было никогда. Действительно – рассеял всех, как пшеницу, чтобы все были далеко-далеко друг от друга, чтобы все были разобщены, чтобы все были разделены, чтобы каждый был сам за себя.

И надо сказать еще одну вещь: мы, христиане, не храним в себе ни мира, ни любви. Это – оскудение веры, которое разделило мир жутким баррикадами страшной ненавистью. Христиане говорят устами: «прости меня» – а в глазах классовая вражда.

Все это кипит, разрывает Церковь, раздирает мир, и поэтому какой смысл сегодня в этом дне? Вот так просто прийти и сказать: «Простите меня, Христа ради» – «Бог простит»? Как это все хорошо! А выйдешь в мир – а там нет никакого прощения, и никому, и никогда, и от нас нет прощения.

Ведь мы даже не очень понимаем, что это такое – прощение. А кого простить? А за что простить? А можно ли простить? А надо ли простить? Мы не знаем даже, что это такое. У нас есть только опыт прощения нами хорошими наших хороших друзей. В нашем опыте есть только это приятное, сладкое чувство, когда нам на ногу наступили, и мы наконец-то способны это простить.

Но сейчас в мире уже все совсем по-серьезному, по-настоящему серьезно. Христиане не любят друг друга, христиане ненавидят друг друга, христиане разделены национально, политически, как угодно. Все в этом мире соединяет людей только на почве вражды, делит на плотные, монолитные группы, враждующие одна с другой. Где наша вера? Где Евангелие в нашей жизни? Где что-то такое, что могло бы явить этому миру правду о нашей вере, правду о Христе?

Мне кажется, что сегодня, в Прощеное воскресенье, мы с вами должны думать об этом, а не о том, как мы сейчас будем друг к другу подходить и ласково друг друга прощать. Это все очень мило, конечно, это замечательно, но мы должны подумать о чем-то более важном. Мы что-то в этом мире умеем по-настоящему хранить? Мы что-то в этом мире можем по-настоящему явить? Мы можем в этом мире сохранить кого-то, когда он уже на грани отпадения, на грани разлучения, на грани того, чтобы хлопнуть дверью и плюнуть нам в лицо?

Об этом, мне кажется, нам всем, христианам, надо думать и молиться в день Прощеного воскресенья. Конечно, хочется снять всякую шелуху, потому что накипело за это время у каждого очень много, но эта накипь – не против нас, тут собравшихся в этом прекрасном храме, в этом замечательном приходе, где мы все знаем друг друга. Это ржавчина, которая разъедает наши сердца. Как ее с себя сбросить? Как убрать ее из сердца? Об этом давайте будем думать и молиться этим Великим Постом. Давайте будем к себе ужасно внимательны, чтобы всякий зародыш злобы, отторжения, ненависти, розни мира сего мы могли исторгнуть прежде всего из себя и по-настоящему себя исцелить.

Может быть, тогда что-нибудь у нас и получится.

Аминь.

2018



 

Мы вступаем в Великий пост. Сегодня прощеный день. Мы собрались в храме, чтобы по-настоящему,  всерьез взглянуть на себя и друг на друга.

Конечно, этот день каждый из нас переживает особенным образом, с большой надеждой на то, что  наступит пост,  и мы сможем измениться, что  наконец-то что-то в нас  прорастет,  станет  иным,  похожим на Царствие Небесное.  Это правильно,  Великий пост, действительно,  дан нам для того, чтобы в нас  отразилось Царствие Небесное.  А Царство Небесное – это Царство любви.

А этого как раз очень не хватает в нашей жизни. Христос сказал, что по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12).  И действительно, мы  видим,  как мало людей любит друг-друга по-настоящему, как много подмен и мало истинной любви.

Источником любви  в мире является Церковь, и нет другого источника для любви и преображения этого мира.  И самая большая трагедия,  когда и в самой Церкви любви мало, когда  мы  ее хранить не можем. Вот это – огромная беда.

Ведь  на самом деле, смотришь  на себя и  окружающих людей и понимаешь, что ничего  нам не надо кроме любви. В чем еще человек нуждается? Да ни в чем. Все остальное является только  подменой. Если человек не знает истинной любви в Боге, он  постоянно пытается компенсировать ее отсутствие разной ерундой,  пустотой, развлечениями, какими-то внешними вещами…

А как на самом деле хочется  любви…  Но она  дается никак иначе, как только через подвиг во Христе,  через постоянное  раскрытие себя для другого человека, открытие дверей  своего сердца для каждого. Это очень тяжело, даже мучительно –  быть доверчивым, совершенно открытым для всех. Так и написано у апостола Павла, что любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор.13, 7). Об этом мы часто слишком поздно, только в последний момент вспоминаем.

Все, что произошло с нами дурного, произошло только потому, что мы не умеем любить по-настоящему. Все жизненные ошибки,  недоуменные вопросы,  невозможность поменять свою жизнь или  идти дальше, потому что мы не знаем, куда идти,  произошли только по одной причине: нет этой любви, она не хранится. Даже в Церкви люди перестали друг другом дорожить,  видеть друг друга в свете любви. Мы хорошо  понимаем, как легко отказаться от любви,  как легко все  забыть, вычеркнуть,  – из-за гордыни,  самости,  желания замкнуться на себе и жить своим миром,  никого не впуская. Мы знаем, как много хотим друг от друга получить, и как мало способны друг другу отдать.

Это самая большая наша проблема. С этим в пост идти нельзя. Если человек не открыт для другого, не способен собой для другого пожертвовать,  не готов свои личные страстные амбиции, свои пусть даже благие желания  убрать в сторону ради другого, такая жизнь ни к чему не приведет,  все будет бессмысленно и бесполезно.

И вот сегодня Господь дает нам такой  замечательный день, когда Он понуждает нас взглянуть друг на друга с любовью, как на очень дорогих друг для друга людей. Нам кажется, что мы еще можем что-то успеть друг другу отдать,  примириться, выяснить отношения, но этого может  и не случиться, ведь  жизнь проходит очень быстро. Мы с вами прекрасно знаем, как легко, как внезапно человек может из  жизни уйти…  Поэтому так важно помнить, что надо дорожить каждым днем, каждым человеком,  друг другом дорожить. Мы живем внутри Церкви, где  нам дана  колоссальная возможность любить друг друга. Если здесь мы не сумеем стяжать любовь,   ни в каком  другом месте мы ее никогда не найдем. Надо учиться этой любви, и тогда что-то может поменяться и в нас, и вокруг нас. Ради этой любви, собственно  говоря, надо жить. Христианство только ради этого и существует. Христос только с этим к нам пришел, чтобы мы  научились у Него любить друг друга.

И вот сегодняшний день – такой долгожданный,  такой желанный! Все  взволнованы,  настроены очень высоко,  все ждут и  любят этот день. Сейчас, когда мы внутренне готовы посмотреть друг на друга другими глазами,   попросить прошения и от сердца друг друга простить, давайте это сделаем по-настоящему. Важно не то, как мы эмоционально его переживаем, а как мы потом  стараемся это в себе хранить, как мы стараемся переступить через себя  ради ближнего, который нуждается в нас, который смотрит на нас с надеждой и упованием на то, что мы можем ради него хотя бы немножечко забыть о себе.

2007