День Святой Троицы,  Пятидесятница   (Ин.7:37-52;

8:12)

 

Во имя Отца, Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день, который мы называем Днём Святой Троицы, по-настоящему открывает для нас смысл нашего богопочитания, нашего богопоклонения, нашего обращения к Богу.

Самое главное знание, которое человек в этой жизни должен получить, – это знание того, какой Он – его Бог.  Что значит для него глубокое истинное знание Бога, в Которого он верит? Как ни странно именно этот вопрос не часто тревожит сердце человека, даже  человека верующего. Чаще всего мы хотим от Бога очень много доброго и хорошего, прекрасного и замечательного, но только не Самого Бога.

 А сегодняшний день, день сошествия Святого Духа,  показывает, что Господь нам отдает Самого Себя. Ещё раз отдает: однажды Бог отдал нам Своего Сына,  Сын отдал нам Свою жизнь, а теперь Бог Отец отдает нам Духа, посылает живого истинного Бога. Бог всё время предлагает человеку только одно:  Он предлагает ему только Самого Себя.

А человеку это оказывается не очень нужно…  Сам Бог человеку оказывается не очень интересен...  Как часто встречаешь людей, называющих себя христианами, но которые не читают Евангелие.  Как часто встречаешь христиан, которым не интересен Христос, для которых не важно, кто такая Матерь Божья, но очень важно, что значат её иконы, и что можно от этих чудотворных икон для себя получить. Каждому хочется что-то «божье» приобрести, и  интересен Бог  именно с этой точки зрения: «А что Он даёт? Что Он  принесёт в мою жизнь?» И вот все отношения с Богом – молитвы Богу, движение к Богу, даже исполнение  Божественных заповедей –  сводятся именно к этому: «Мне от Бога надо вот этого».

 А сегодняшний день говорит о том, что Бог  посылает нам только Самого Себя,   Господь открывается нам только в Самом Себе, и ничего другого в нашей вере нет и быть не может. «Взыщите прежде Царства Небесного и правды его», – звучит слово Божье. Вот сегодня Церковь празднует пришествие правды Божьей,  празднует рождение самой себя, как хранительницы и основательницы этой правды. «Столп и утверждение истины», – так о Церкви говорит апостол Павел, который из себя создавал духовный дом Божий, а мы, члены Церкви,  – живые камни, которые эту Церковь собой строят. Мы пришли сюда для того, чтобы Богом напитаться, Богом наполниться, для того, чтобы Богом жить, чтобы одного Его хотеть по-настоящему и к Нему единому стремиться.

Сегодняшний день, день Даров Святого Духа,  как раз для тех, кто этих даров жаждет. Это очень важно для нас –  понять, нужны ли нам эти прекрасные дары, о которых говорит Священное Писание: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, кротость, вера, воздержание...  Принявшие эти дары Божьи распяли себя со своими страстьми и похотьми, они Духом живут и Духом дышат. А мы приходим в Церковь за этим? Нам это нужно? Эти дары мы хотим по-настоящему иметь? Ради этих даров мы каждое утро встаем и каждый вечер ложимся с молитвою? Или нам нужно что-то другое? А  ведь дары эти – для нас, и получить их не так трудно.

А нам кажется, что очень тяжело эти дары получить, что они для иных, великих людей, называемых святыми... Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, многие святые, которые смотрят  на нас с  икон … вот у них эти дары есть. А нам они недоступны, и поэтому нам нужно чего-нибудь небольшого, чего-то такого простенького: здоровья, конечно, успехов в труде, счастья в личной жизни... Ну что нам ещё нужно, чтобы нормально в этом мире жить?..  Но вот интересно, что именно этих даров Церковь не дает.

Церковь не занимается проблемами человеческого счастья, но она дает нам Бога. Церковь дает нам жизнь истинную. Церковь дает нам любовь Божественную, которая может так наполнить  человека, что вся его жизнь  изменится. Может быть, он никогда не станет счастливым, но он будет с Богом в постоянной радости, несмотря на все окружающие его скорби и несчастья. И мы это знаем из жизни тех, кто этой любви коснулся, кто её получил, потому что  они хотели именно этих даров,  хотели только Бога, только Его одного. И Господь им дал Себя.

 Вот мы сегодня за этим пришли: чтобы открыть свои сердца для Бога, чтобы Дух Святой пришёл и вселился в нас и очистил нас от всякия скверны, чтобы Он нами жил, а мы бы Им жили, и ни для чего другого. И  если мы это знаем, если мы в это верим, если мы этим живем, тогда действительно то, что Господь говорит в Евангелии, по-настоящему касается каждого из нас. Мы взыскиваем Царства Божьего и правды его, а все остальное к этому прилагается. Господь нам дает все  необходимое для того, чтобы Царствие небесное в нас жило и расширялось. Поэтому сегодня и всегда будем просить у Бога только Его одного. Аминь.

23.06.2013

 

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня – праздник Святой Троицы, день, в который Господь послал Cвятого  Духа на святых Своих учеников и Апостолов. Отмечая праздник рождения нашей святой, соборной и апостольской Церкви, мы не просто вспоминаем событие, происшедшее 2000 лет назад, а снова, как Апостолы, собранные в сионской горнице, ожидаем обновления нашей жизни, ее освящения и оживления.

Мы называем этот день праздником Святой Троицы, потому что именно в этом дне во всей полноте,  доступной для нашего понимания, явлена Божественная Любовь к человеческому роду. Дух Святой, сходя на Апостолов, завершает дело божественного домостроительства – спасения человека.

 Мы знаем, что Бог есть Святая Троица, и хотя наше богословие достаточно мощно разработало ученье о Боге-Троице, это все равно остается недоступным для  нашего понимания. Бог – невидим, неизречен и непостижим.  Как говорили богословы в древности: «О Боге можно сказать не то, что Он есть, а то, чем Он не является».  Но здесь через явление Святого Духа Господь явно открывает нам свою удивительную любовь. Посмотрите, как в этот день явлено миру действие Божественной Любви.

Отец посылает Своего Сына на смерть ради нашего спасения. Сын, любящий нас, такой же безмерный, бесконечный, непостижимый, как Отец, вдруг становится человеком, маленьким ребеночком, приходит в  мир и берет на Себя все наши грехи,  идет на смерть, спускается в ад, воскресает и дает нам вечную жизнь. Он идет к Своему Божественному Отцу и берет с Собой на небо каждого из нас, потому что Он возносит туда, к престолу Божьему, всю нашу человеческую природу. И третье лицо  Божественной Троицы, Дух Святой,  Своей Любовью снисходит к нам, спускается на землю,  умаляет Себя так же, как умаляет себя Сын Божий.  Непостижимый Дух Святой вдруг спускается к нам сверху вниз.

 Здесь на земле все происходит по законам падения, все естественным образом спускается вниз. Господь нам дает возможность высоко подняться, а мы даже нашу духовную жизнь все время сводим до житейского благополучия и дальше идти не хотим. И наша жизнь  в Церкви,  начинаясь как жизнь духовная, часто становится жизнью религиозной. Она определена церковными законами, она во многом благочестива, мы стараемся все делать правильно. Если бы мы этого не делали, то неизвестно,  во что бы мы превратились, может быть,  вообще не могли бы людьми называться. Этой  религиозностью, в хорошем даже смысле слова,  мы ограничиваем свое общение с Богом. Для Бога у нас есть определенное место, определенное время, определенное состояние, которые мы Богу отдаем, как некую дань, а остальное, простите, –  наше.  Вот утром и вечером помолились и хватит...

Великим постом  мы чуть-чуть поднимаемся над собой, взбираемся на маленькую ступенечку духовной жизни, но проходит Пасха, и мы снова сползаем  вниз,  снисходим с себе,  даем себе всякие утешения и послабления. Мы не можем постоянно держаться наверху.

А в этом дне, Святой Пятидесятнице,   Господь  открывает нам то, о чем говорил святитель Афанасий Александрийский: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». А вот стать Богом никому из нас в голову не приходит, никто не думает о том, что мы призваны к жизни в Боге, что мы призваны к святости. Иногда то, что Господь открывает нам в Евангелии,  мы читаем с ужасом,  понимая,  что нам это недоступно.  

Вот так, по законам грехопадения, все  в нашем мире идет вниз, и  Дух Святой подчиняется нашим законам, Он к нам снисходит. И  как же Он  приходит? Он приходит к святым Апостолам в виде грома, шумного ветра и огня.

 Являясь в виде  буйного ветра,  Дух Святой просто должен снести все стены, которыми мы ограждаем себя от Бога, все подпорки, которые мы себе ставим, чтобы на них опереться и остаться  со спокойными мыслями о собственном  благочестии. 

Он оставляет нам только одну опору, только самого Бога,  и учит нас, что  жизнь в Боге – это жизнь в Духе,  что не на что человеку опереться, что нет никаких гарантий,  нет никаких условий, а есть только Бог любящий и человек,  знающий об этой любви.

Дух Святой разрушает даже наши религиозные благочестивые представления  о Нем Самом, чтобы мы знали, что только в Нем одном мы можем жить, надеяться, верить, терпеть, прощать и любить.

Господь Дух Святой является Апостолам в виде огненных пламенеющих языков, потому что свойство огня –  все время возносится вверх,  стремиться  горе.   Дух Святой призван так зажечь наши сердца, чтобы  возглас Горе имеим сердца стал нашим постоянным внутренним ощущением, чтобы  жизнь в Духе Святом так  нас объяла, чтобы в этом пламени мы действительно с Богом соединились.  Так Максим Исповедник говорит, что человек обожженный, то есть  соединившийся с Богом,  похож на меч, который куется в огненной печи, когда непонятно уже, где огонь, а  где  железо.

 Вот так мы призваны с Богом соединиться: чтобы все у нас с Ним было едино. Пришествие  Духа Божия в день Пятидесятницы, сегодняшние молитвы Церкви снова и снова каждого из нас призывают так соединиться с Богом, так к Нему прилепиться, так на Него надеяться, так стремиться к Нему, чтобы все Его стало нашим, и чтобы все наше стало Его. Поэтому мы говорим: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Аминь.

23.05. 2010 

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем рождение Церкви, мы празднуем благодать Духа Святаго, которая озарила святых Апостолов, а через них наполнила вечной жизнью  всю вселенную и дала надежду и упование на то, что  никто на этой земле не может быть забыт, но каждому даровано стать причастником Божественной природы, наполниться Святым Духом и войти в Небесное Царство.

Когда мы читаем Евангелие или святых отцов, когда мы видим цель, которую явил нам Господь, мы понимаем, что для земного человека совершенно невозможно войти  в Царство Небесное. И об этом открыто и прямо говорит Евангелие. Когда  Апостолы спрашивают Христа,  как же можно спастись,  Христос им на это отвечает: «А людям это невозможно». Только с Богом это можно сделать.

  И сегодняшний день есть свидетельство того, что человек, настолько пораженный грехом, что его все время клонит вниз, который сам спастись не может,  тем не менее может быть спасен, будет обязательно спасен, потому что Господь каждому из нас даровал с Ним соединиться, через  Него Самого, через Господа нашего Святаго Духа.

Когда Сам Господь приходит на землю, до глубины  ада снисходит,  чтобы в самой преисподней земли спасти и самых отверженных, то нам  понятно, что спасение так близко к каждому из нас, что надо только руку протянуть,  только по-настоящему захотеть.  В сегодняшнем Евангелии говорится об этом желании. Кто жаждет, – говорит Господь, – пусть придет ко Мне и пьет. Только бы была в нас эта непрестающая жажда Бога,  непрестающая жажда спасения, желание от этой земли оторваться, ни к чему не прилепляться до конца, жить как не на родине,  потому что у нас одно отечество – Царство Небесное,  о котором мы  просим каждый день:  Да приидет Царствие Твое. Если мы об  этом просим с жаждой и  упованием,  с настоящим желанием спастись, то  Царство Небесное к нам приходит. Потому что нет  на свете ничего, что было бы так близко человеку, как Царство Небесное. Христос так и сказал: «Не ищи его нигде, потому что Царство Небесное  внутри каждого из нас». 

И сегодня мы об этом просим, это празднуем и радуемся тому,  что Господь снова и снова обновляет нашу жизнь,  снова и снова дает возможность нам - обветшавшим, ленивым и нерадивым - вдруг преобразиться, наполниться Его жизнью и  как можно крепче ее хранить. 

Аминь.

2007

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В одной из своих проповедей замечательный современный богослов священник Александр Шмеман говорит о том, что все в мире подлежит закону падшести: все падает сверху вниз, подчиняясь закону тяготения. И духовные законы падшего мира - такие же. В нашей жизни все время совершаются падения, каждый знает это по себе: как тяжело подниматься, как тяжело идти в гору.

Но когда Господь возносится на небо, Он побеждает закон тяготения, показывая истинные законы бытия, а каждому человеку – его истинное призвание. А истинные законы духовной жизни – это всегда законы восхождения, законы вознесения.
Поднявшись со Своими учениками на гору Елеонскую, Господь сказал им, что Он пошлет им Утешителя Духа, Который не оставит их никогда. И вот что интересно: Дух Святой снисходит на Апостолов. Зная законы, по которым мы живем, Он к нам снисходит, Он подчиняется законам нашей жизни. Как умалили Себя Сын Божий, приняв образ раба, так и Дух Святой умаляет Себя, снисходя к нашей падшести, от Бога к человеку, от Неба к земле.

Дух Святой снисходит затем, чтобы победить законы естества, чтобы в мире все преобразилось, снова вернулось к Богу, чтобы в каждом человеке и в Церкви Божией действовали не законы падшего мира, а законы Вознесения Господня, чтобы то, что явил Господь в Своем Вознесении, случилось с каждым из нас, чтобы преобразилась человеческая природа, и чтобы каждый из нас стал причастником Божественного естества, как говорит апостол Петр.

В нашем богослужении есть замечательная стихира, в которой говорится, как Дух Святой подает все: Он пророчествует через пророков, Он в Церкви поставляет священников, Он неучей делает мудрецами, простых рыбаков – богословами. Этот образ можно продолжить, исходя из каждого из нас, потому что Он гордецов делает смиренными, грешных – святыми, неумеек – великими людьми. В момент принятия Духа Святого человек становится способным побеждать законы искаженной человеческой природы.

"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8, 12) – говорит Господь в сегодняшнем Евангелии. Тот будет всегда ходить в свете. Эту радость подает нам Господь Дух Святой: увидеть в себе самое главное, которое, может быть, в нас еще и не началось.
Дух Святой сходит на Апостолов в виде огненных языков пламени. А законы огня - это всегда законы стремящегося вверх естества, которое возносится горе, как пламень возносится к небу. Снисходя к каждому из нас, Дух Святой находит то самое главное, что вложил в нас Господь: нашу сущность, наше настоящее призвание, и возжигает его как огонь пламенеющий, давая возможность жить не по плоти, а по духу и слышать то, к чему нас призывает Господь.

Не зря преподобный Серафим говорил, что цель нашей христианской жизни – стяжание Духа Святаго, что вокруг того, кто этот Дух сумет стяжать, тысячи спасутся. Из того реки воды живой потекут, он станет источником, к которому будут приходить люди, чтобы утолить свою духовную жажду, как мы приходим к нашим святым, которые смотрят сейчас на нас со святых икон. Это те самые люди, которые открыли себя для Духа Святого, и дивились всему тому, как немудрые становятся мудрецами, дураки – философами, а рыбаки – Апостолами.

И ведь это каждого из нас касается. Любой падший человек, получивший Духа Святого, может вознестись выше небес. Это для каждого из нас сегодня происходит, чтобы каждого из нас нашел Святой Дух. Ведь Он приходит к нм именно как ищущий нас, как покрывающий нас, как привлекающий нас к себе. Он назван Утешителем именно потому, что приходит утешить, чтобы мы не отчаивались: мы не такие плохие, есть в нас нечто такое, что может жизнь каждого сделать совсем иной - прекрасной, преображенной, великой жизнью. Только бы мы этого захотели. Только бы мы немножко постарались ответить на это призвание, открыли бы свои сердца и пошли за Господом.
Не может Дух Святой действовать на нас без нас, не может позвать нас за Собой, если мы не хотим за Ним идти. И поэтому будем открывать наши сердца и все силы нашей души направлять на то, чтобы Дух Святой пришел, вселился в нас и очистил нас от всякой скверны и спас души наши.

 Аминь.

11.06.2006

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Господь сказал: «Кто верит в Меня, из того потекут реки воды живой». Он сказал это о духовной жизни каждого из нас. Когда человек живет настоящей,  духовной жизнью, он становится таким источником живой воды, который может напоить собой весь мир и преобразить  все, к чему прикасается.

Это и есть признак духовной жизни в человеке,  о которой Господь беседовал с самарянкой. Он говорил, что Бог есть Дух, и настоящие поклонники Бога, то есть настоящие христиане, – это те, которые поклоняются Богу духом и истиной.

И вот сегодня праздник, в который мы Духу поклоняемся. Сегодняшний день напоминает о тех чудных событиях, которые совершил Господь, когда Он послал на Своих  учеников Святаго Духа, Господа Животворящего, Который почил на каждом  верном Христу в виде огненного языка и  соделал его огнем горящим, потому что Господь  Сам о Себе сказал, что Он – огнь. Такое удивительное сочетание  имеет человек  в Духе:  он  становится одновременно и пламенем горящим,  и источником воды живой.

Нам иногда кажется, что мы живем  духовной жизнью, потому что в храм ходим, молимся, читаем Священное Писание, исповедуемся и причащаемся, и совокупность этих действий мы для себя называем духовной жизнью. Но на самом деле  признак духовной жизни совсем другой. Вчера вы  слышали чтение Ветхого Завета, в котором Господь говорил: «Я создам Себе новый народ,  у этого народа будет новое сердце». Такие слова говорит Господь о людях, которые живут духовной жизнью: это  новый народ,  у них другое сердце и другая душа, они – новые, не такие, какие у всех людей, не такие, как у нас с вами.

 Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям  копошатся  в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда –  хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И ведь эта тоска  о новом сердце есть у каждого человека. Каждому  дано  почувствовать жажду  другой жизни, жажду иного бытия.

И вот посмотришь  на себя и поймешь: нет этих источников, душа моя, яко земля безводная, искореженная попаляющим грехом.  Нет в ней ничего, что могло бы по-настоящему стать источником  воды живой, все нашей ветхостью иссушено. Видя нашу жажду, Господь зовет нас: «Кто  жаждет, тот пусть  приходит ко Мне и пьет». Но человек, который по настоящему жаждет, приходит и пьет,  должен и сам  обновляться и принимать  удивительное явление Духа Святаго не в старые ветхие сосуды, не в те меха,  которые не могут удержать новое вино. Он в обновленное человечество вливается,  которое  может  принять  благодатный Дух Божий и стать  источником воды живой, чтобы реки потекли, чтобы каждый  приходящий мог утолить свою духовную жажду через верного Христу человека.

Постоянно находясь  у источника живой воды,  мы все-таки ищем иных источников существования,  других возможностей напоить нашу жизнь, считаем, что именно они-то и дают нам  ту  основу,  которая  позволяет  в мире существовать, как-то себя реализовать. Такие источники мир постоянно предлагает, и мы к ним притекаем. Мы думаем, что реализуем себя в искусстве, в работе, в возможности карьерного роста, в чем-то другом, и приникаем к этому, этим живем и питаемся.

 А Господь призывает: «Придите ко Мне и пейте! Станьте источником живой воды!»  И мы  знаем, что это так.  Мы чувствуем, – так действительно    бывает! Но приникаем к этому источнику только тогда, когда нам уж совсем плохо, когда  мы задыхаемся от собственной сухости, от пустоты своего бытия, когда уже деваться некуда. Приникнем к благодатному источнику,  хлебнем из него, и возвращаемся к прежней жизни, приникаем  к другим источникам и пытаемся снова и снова жить плотской жизнью. И так живем, отхлебывая время от времени:  нам надо,  мы придем к Тебе, Господи, и отхлебнем, но жить-то мы будем не здесь, жить-то мы будем не с Тобой, жить-то мы будем сами с собой, со своими интересами.

Вот мы прожили  Великий пост. Какие силы он дал каждому из нас! Как мы старались в эти дни трудиться для Господа! И как мы провели остаток  дней до Пятидесятницы? С какой  радостью мы от этого источника отвернулись, думая,  что вот теперь-то можно  наконец отдохнуть от Бога, немножко расслабиться, пожить своей жизнью, не связанной со Христом.  И сразу уходит почва из-под ног, самые главные вещи моментально ломаются: нет молитвы, нет покаяния, только окамененность, сухость души и дерзкое сердце, которое  страшно  Богу  показать, – вот, Господи, наше сердце.

Но и   видя наше непостоянство, Господь  приходит к нам снова, чтобы каждого человека соделать участником Своей Божественной природы,  дать Дары жизни Своей, чтобы человек сумел, наконец,  по-настоящему определить, где источник его жизни, откуда он черпает силы. Он снова и снова  подает нам возможность  жить с Ним единой жизнью,  чтобы мы свободной волей ее восприняли, отвернулись бы от  мишуры  и приникли к истинному Источнику. Ведь у Бога нет другой жизни, как только жизнь духовная. Бог есть Дух, и тот, кто кланяется Ему в духе и истине,  есть  истинный Его поклонник.  И  у нас с Богом должна быть одна жизнь. У нас не может быть жизней  разных или двойных, но только одна жизнь – Божья, духовная.

Господь подает нам радость обновления Духа Святаго, когда мы в эти дни  приходим в храм и слышим потрясающие молитвы, в которых Церковь молится  даже за тех людей, которые одержимы адскими узами. В этот день Дух Святой проникает во все глубины нашего маленького мерзкого сердца, нашей окамененной души, чтобы  снова и снова показать нам радость духовной жизни и наше высокое предназначение.

Сегодня мы  молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от  любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий,  чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для  духовной жизни.

Аминь.

1998