Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Усекновение главы Иоанна Крестителя

Усекновение главы Иоанна Крестителя (Мк.VI, 14-30)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 В сегодняшний день Церковь торжественно отмечает день усекновения главы Иоанна Крестителя. Людям, живущим нецерковной жизнью, празднующим обычно радостные события, наверное, довольно странно узнавать о том, что христиане празднуют подобный день. Ведь в этот день было совершено страшнейшее преступление, произошла трагедия. Ну как можно праздновать день, когда совершилось беззаконие, и нечестивый царь Ирод убил одного из самых лучших людей, когда-либо рожденных на земле? Так когда-то сказал Христос: «На Земле не восставал больший человек, чем Иоанн Креститель». И вот в этот день ему беззаконно, предательски отрубили голову во время пиршества, во время блудных плясок.

И мы это празднуем,  мы совершаем торжество в этот день. Это особенный день для Церкви, великий праздник – усекновение главы Иоана Крестителя. Что же мы празднуем? Чему радуемся, когда этот день должен был быть полон слез, скорби и осознания того, что злоба в этот мире так безнаказанно и так нагло себя проявляет с древних времен и до сегодняшнего дня? А празднуем мы победу, празднуем мы то, что вот так просто правду Божию убить невозможно.  Каким бы образом этот мир не восставал,  победить эту правду невозможно,  никаким образом с этой правдой не справиться. Тому свидетельством и является наше поклонение и почитание Иоанна Крестителя.

Давайте вспомним, что же случилось. Иоанн Креститель, пророк Божий, родственник Христа по крови, вышел проповедовать покаяние, приближение Царства Небесного. Он возвещал, что теперь для каждого человека открыта возможность стать другим, изменить себя, а вместе с этим и изменить весь мир. Ведь мир так удивительно сотворен Богом, что он очень зависит от каждого из нас. Состояние человечества складывается из состояния каждого из нас. Наше состояние делает мир либо замечательным, прекрасным и райским, либо отвратительным и мерзким, полным греха и беззакония, невинных смертей, трагедий и катаклизмов.

 И вот Иоанн Креститель пришел в этот мир проповедовать, что Царство Небесное к нам всем приблизилось, и  каждый может в это Царство войти, изменив себя и,  вместе с этим, весь мир в  Царство Небесное подвигнуть. Он показал пример того, как это можно сделать. Он сам был таким удивительным примером, о котором говорили, что он глас Божий, вопиющий в пустыне. И вот этот глас был услышан. Мы знаем как. Приходили к нему на Иордан люди разных сословий, разных уровней жизни, совсем разных по своему нравственному состоянию: и мытари, и солдаты, и фарисеи – всякие люди. В те дни пришел к нему Христос, ничем себя из этих людей не выделяя. И эти люди отходили от Иоанна Крестителя совсем иными, они становились учениками Христа. Первые ученики Христа, апостолы Андрей и Петр, были учениками Иоанна Крестителя, они от него пришли к Христу. Вот так он и приводил людей ко Христу, а вместе с этим он возмещал правду Божию во всем и навсегда.

Как источник чистого света, он не терпел никакую тьму. Он узнал о том, что Ирод, властвующий тогда в Иудее, и внешне пытающийся сохранять Закон Божий, поступил беззаконно. Он  совершил два преступления – одно против собственного брата, забрав у него жену и женившись на ней, а второе – против Бога, открыто нарушив заповеди Божие, показав всем людям, что ему, как царю, можно все, что над ним не властен никакой закон, ни человеческий, ни божеский. Вот против этого Иоанн Креститель и восстал, он открыто обличал Ирода, и за это Ирод посадил его в темницу.

И в темнице Иоанн Креститель не молчал, не смирял себя тем, что он уже ничего не может сделать. Он так сумел с Иродом говорить, как мы слышали сегодня в Евангелие, что Ирод слушал его с удовольствием и очень многое делал так, как Иоанн Креститель ему говорил. Как надо было говорить с этим изуродованным человеком, чтобы тот слушал! Заметьте, Ирод был сыном того Ирода Великого, который убил отца Иоанна Крестителя, Захария. И вот Иоанн Креститель вдруг с ним говорит, как с человеком, говорит с любовью, говорит проникновенно, говорит, пытаясь спасти его грязную душу, вывести ее из ада. И Ирод, который был на человека-то уже не похож, оказывался способным Иоанна Крестителя слышать с удовольствием, исполнять его наставления. Он боялся с ним что-либо сделать, как пишется в Евангелие.

 Единственное, что  Ирода делало человеком – это присутствие Иоанна Крестителя в его жизни. Как присутствие совести в любом состоянии делает нас людьми. И вот Иоанн Креститель выступает как совесть: он, с одной стороны, обличает, а с другой, – просвещает и ведет ко спасению. И Ирод вдруг оказался на пути ко спасению, у Ирода была удивительная возможность, слушая Иоанна Крестителя,  исправить свою жизнь,  понять, кто он такой, радоваться тому, что есть в его жизни рядом, хоть в темнице, но все же голос правды и света, который его начал понимать. Вы представляете, что бы случилось с нашими людьми, как бы изменилась история этого мира, если бы Ирод до конца услышал голос Иоанна Крестителя, если бы Ирод пошел до конца в своем желании слышать голос правды Божией и идти по нему! Как бы поменялось все вокруг нас! Евангелие бы по-другому было написано. Мир стал бы другим!

  Но он этого не сделал, он потерял себя, он погиб. Он услышал голос страсти и греха, он сказал ложь, которая выглядела, как правда. Он поклялся, а это ложное понимание  правды. Он не смог не исполнив своего обещания, данного этому безбожному миру. С каким же ужасом, наверное, взирал Ирод на голову Иоанна Крестителя, потому что с этой минуты он окончательно погиб, с этой минуты он окончательно себя уничтожил, перестал быть человеком.

А Иоанн Креститель, наоборот, особенным образом стал возвещать правду Божию, потому что он первый  среди ада возвестил, что пришло спасение мира.  К тому времени, когда Христос  сошел во ад в своей победе над смертью, весь ад уже был обращен ко Христу и ждал избавления от смерти. Вот она – правда Божия, голос которой невозможно никаким образом заткнуть! Чтобы ее возвещать,  нужно только то, о чем говорил сегодня апостол Павел в Послании к коринфянам: «Братья, стойте в вере, будьте мужественны и все у вас да будет с любовью». Это сказано о каждом из нас, потому что и каждому из нас Господь поручил в этом мире являть свет и правду Божью: не молчать, не прятаться, а вот так просто жить по правде Божьей и всем ее возвещать и  обличать грех,  зло,  лицемерие и  беззаконие.

Мне как-то пришлось недавно в одном из православных Интернет-изданий прочитать очень огорчившую меня статью одного из наших епископов, который написал, что наша борьба с несправедливостью должна заключаться в том, чтобы в ней не участвовать. Владыка имел в виду, наверное, то, что каждый из нас должен не участвовать во зле. Тем самым, отходя от зла, не участвуя в нем, мы боремся с несправедливостью. Но этого мало. Мало нам, христианам, просто быть хорошими и порядочными, мало нам, христианам, просто заниматься своей собственной внутренней жизнью, не обращая внимания на то, что творится вокруг нас, на то, что мир погибает, потому что апостол Павел говорит так: «Не участвуйте в делах тьмы, но паче же и обличайте ее».

 И вот Иоанн Креститель подает нам такой пример, как должен христианин в этом мире жить, как он должен реагировать на неправду, как он должен реагировать на беззаконие, как он должен реагировать на то, что творится вокруг нас. Посмотрите, что происходит вокруг нас! Ведь мы, христиане, тоже несем большую ответственность за то, что зло так  распространяется,  что ложь торжествует,  что беззаконие перешло всякие пределы. За все это и мы тоже несем ответственность.

 Мы должны знать, что наше мужество, наше стояние в нашей вере и любовь должны быть известны не только нам, не только внутри нашего христианского сообщества, но и они должны выйти за пределы наших храмов, они должны быть возвещены в этом мире, который ждет от нас, христиан, от Церкви, от наших священников, ясный и четкий голос правды Божьей.

Аминь.

11.09.2011