Главная » Страница настоятеля » Проповеди » В день памяти новомученников российских

     В день памяти новомучеников и исповедников Российских.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».(Рим. 8:35-39)

Вот такие слова звучат в день памяти новомучеников и исповедников российских. Для нашей Церкви, пережившей период страшнейших гонений,  день почитания наших новомучеников – это, наверное, самый главный праздничный день, самое главное наше торжество.

Я вспоминаю те годы, когда  не только память новомучеников не была осуществлена в Церкви, но многие священники  даже боялись на литургии поминать за упокоение имена тех, кто пострадал за веру.  Всякое упоминание тех, кто отдал свои жизни за Христа  в советский период,  было   чревато последствиями. Мало кто решался тогда помнить об этих людях. Но, с другой стороны, для каждого верующего человека эта память была необыкновенно драгоценной. Великой святыней и великим богатством для христиан того времени были напечатанные зарубежом маленькие  картонные иконочки  с изображением новомучеников и исповедников российских.  Великим счастьем  считалось иметь у себя дома  какую-нибудь  случайную фотографию епископа, который был на Соловках, или  иконочку, написанную в Джорданвиле, которая с таким трудом переправлялась в Россию и считалась антисоветской пропагандой. Как почитались эти новомученики в те годы, когда официально они  не почитались!

На самом деле, сердца верующих людей тогда были полны щемящим и глубоким, радостным и  истинным почитанием новомучеников и исповедников российских. А если сегодня у современного православного русского христианина спросить, – А есть ли у тебя дома икона новомучеников и исповедников российских? –  очень многие спросят, – А зачем?

 И действительно, странно сегодня молиться нашим великомученикам, когда мы живем в такое благополучное время, когда все так хорошо,  как нам кажется. А тогда, при советской власти, когда этого почитания как бы не было, на самом деле – оно по-настоящему  было, потому что все понимали, что стояние за веру – это великий подвиг, что вера наша – это величайшее сокровище, за которое не жалко жизнь отдать. 

Что же сейчас для нас значит почитание этих людей, которые  отдавали свои жизни за Христа в тот страшный период гонения на Церковь?

Вот мы почитаем великих мучеников древних времен, но иногда  с удивлением понимаешь, что почитание их – очень странное.  Великомученик Георгий с годами и веками вдруг превратился в покровителя земледельцев и скотоводов… Святой великомученик и целитель Пантелиймон превратилсяя в волшебника, дарующего нам здоровье… А сам подвиг мученичества,  стояние за Христа, великое свидетельство веры уходят на задний план.

 Об этом пишет преподобный Симеон Новый Богослов в своих Главах: «Вера – это готовность умереть ради Христа  за заповеди Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь; нищету вменяет в богатство; худость и ничтожество – в истинную славу и знаменитость; и, в то время, как ничего не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь; особенно же вера – это стяжание неисследимого богатства познания Христа».

Оказывается, что такая вера очень дорого стоит. Она стоит всей нашей жизни. За заповеди, которые даются нам Богом, говорит прп. Симеон, можно и умереть, если это для тебя богатство, если это для тебя ценность, если это для тебя самая настоящая жизнь.

Наша вера становится для нас чем-то обычным, чем-то проходящим… Хотя, конечно же, она у нас есть, она всегда с нами. Но кроме этого нам, православным христианам, надо еще так много успеть, столько  желаний и планов осуществить, собрать все это  в свои закрома. Каждый день нам надо так  много делать, чтобы обустраивать свою жизнь, чтобы она текла в нормальном русле, чтобы мы чувствовали себя уверенно. И конечно, нам нужно, чтобы наши святые  помогали, чтобы наши нивы росли плодородно, чтобы наши волы не умирали, чтобы у нас было крепкое здоровье,  хорошая работа, чтобы у нас все было хорошо. Вот в чем святые должны нам помощь оказывать! Вот зачем нам нужны великомученики и целители. Вот зачем нам нужен великомученик Георгий.

Но  тогда непонятно, с какой же молитвой нам обращаться к нашим новомученикам и исповедникам российским…  Потому что они совсем рядом с нами, их дети и внуки еще ходят среди нас.  Их глаза с живыми горящими глазами на расстрельных документах еще смотрят нам в душу. И мы не можем  у них просить благополучия... Мы не можем у них просить счастья...  Мы не можем у них просить ничего, кроме мужества так жить по вере, так исполнять заповеди, чтобы быть готовыми ради них умереть.

 Такая  молитва не рождается в сердце благополучного христианина. Такая молитва не может прийти к нам, если мы нашу веру используем для своего благополучия. И  сегодняшний день памяти наших новомучеников – это свидетельство того, что вера Христова – это путь ко Христу. Вера Христова – это постоянная тревога о Боге. Вера Христова – это постоянное желание ничего не иметь кроме  Самого Христа.

Апостол Павел, чьи  чудные слова о том, что никто нас не отлучит от любви Божией, мы сегодня слышали,  говорил еще, что он ничего не хочет  видеть в своей жизни, кроме Христа распятого (см. 1 Кор. 2:2). Вот бы нам научиться такой вере! Вот бы нам научиться так любить Христа! Вот бы нам научиться так заповеди Божии хранить, как их хранили наши новомученики и исповедники российские! Вот этому мы можем у них поучиться.  И вот об этом мы можем их попросить. И вот в этом они могут нам помочь, потому что для нас нет ничего более важного. Аминь.

10.02.2013

 


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В истории нашей Церкви были такие значительные периоды, когда она жила подвигом мученичества. Первые три века христианства ознаменованы стоянием за веру, свидетельством о Христе и принятием на себя страданий за Христа.  Мы хорошо знаем имена этих мучеников и великомучеников: святой великомученик Георгий Победоносец,  святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые сорок мучеников Севастийских, и многие-многие тысячи, сотни тысяч мучеников, которых мы славим, почитаем, любим дни их памяти, читаем им акафисты.

Но со временем способ поклонения святым мученикам в сознании людей трансформировался. Мне доводилось проходить мимо одной иконной лавки, где я увидел выставленные в витрине иконы, рядом с которыми находились   надписи, от чего эта икона «помогает»: у иконы святой Матроны Московской была надпись – «От всего», у иконы Серафима Саровского – «от боли в спине».  Меня ужаснуло такое  совершенное непонимание того, что мы – христиане, что мы в Церкви живём, что Христос ради нас пострадал.

Когда мы обращаемся к  великомученику и целителю Пантелеимону, чтобы получить от него здоровье, кому сейчас придёт в голову вспомнить, как этот человек проливал кровь? У кого мы просим здоровья? У человека, пострадавшего за Христа, отдавшего всё своё здоровье, как жертву Христу.

Мы сегодня почитаем память мучеников и исповедников российских. Но мы не привыкли почитать память мучеников по-настоящему, проще действовать по принципу «кто от чего помогает». Святой Спиридон Тримифунтский или святитель Николай для чего существуют? Чтобы  помогать нам в житейских делах, решать проблемы с жильем и бизнесом, выстраивать нашу земную жизнь. И тогда получается, что к новомученикам  и исповедникам российским  нам, в принципе, не за чем обращаться.

От чего помогают новомученики  и исповедники российские?  Я скажу от чего:  они очень хорошо помогают от благополучия. Каждый из нас по-фарисейски стремится сделать свою жизнь надежной и  благополучной, сытой и довольной.   Вот от этого они очень хорошо помогают, потому что они помогают нам следовать за Христом. Они помогают нам вспомнить о том, что каждого из нас Христос призвал в какой-то момент встать, всё бросить, взять свой крест и за Ним пойти, а если надо, – пострадать, а если надо, – умереть за Него. Они как раз в этом нам помогают. А нам меньше всего это надо, к сожалению.

Сейчас мы будем служить молебен новомученикам  и исповедникам российским  и просить их именно об этом:  чтобы они нас вразумили, чтобы они нам дали настоящую живую веру, ангельскую веру, Христову веру, чтобы идти за Христом, слышать Его слова, чтобы мы тоже могли, когда придёт наше время, всё бросить и не побояться за Ним идти, и не бояться страдать ради Него.

Если мы так будем почитать наших мучеников и святых, нам будут не страшны  ни боль в спине, ни    неудачи в работе, ни какие-то другие временные трудности, потому что если мы со Христом, то всё остальное не имеет большого значения,  всё остальное как-нибудь устроится – в богатстве или в бедности, в болезни или в здравии, это не так важно, не это главное. Главное – сам Христос.

Вот об этом свидетельствуют наши святые, память которых мы сегодня совершаем.

          Аминь.

13.02.2011