Главная » В неделю по Воздвижении

В неделю по Воздвижении 


(Марк 8:34-9:1)

 

 

                    Спаситель у креста.
                 Кипр, посл. четв. XII в.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!



Сегодня,  в  неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста,  звучит Евангелие от Марка, где Господь каждому из нас говорит такие слова: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Мк, 8:34-35)

А  следующее евангельское чтение говорит нам о самой главной заповеди, которую все мы, христиане, очень хорошо знаем. Мы часто ее слышим, встречаемся с ней в Евангелии, но знаем мы, скорее, не ее, а – о ней. Знаем,  что самая главная заповедь – это возлюбить Господа Бога своего всем сердцем и всею душою своею, всею крепостью, всем помышлением своим, а своего ближнего – как самого себя. (см. Мф, 22:37-39)

Мы привыкли относиться к слову «заповедь», как к некоему приказу, в некоторых языках мира оно так и переводится.  Но разве можно приказать кого-то любить? Разве можно любить по приказу? Разве можно принудить к любви, заставить любить, сделать любовь чьей-то обязанностью? Даже заповедь о любви невозможно воспринимать как обязанность: невозможно вот так  просто попробовать и полюбить Бога... вот так напрячь все свои силы, все свое сознание… Нет, невозможно!

Как же тогда полюбить?

Некоторые думают, что для того, чтобы полюбить Бога, надо что-то специально делать: например, вычитывать много молитв, или  совершать какие-то особые посты, или спать на земле, скудно питаться, - то есть вести очень жесткий аскетический образ жизни. Многие пробовали так поступать… и ничего не получалось, потому что никакой методикой, никакой практикой любви в себе не пробудить. Не родится в душе  любовь ни от каких внешних действий.

 А вот Евангелие говорит: «Если ты хочешь за Мной идти…». А это очень важный вопрос: «Хочешь за Мной идти? Хочешь быть со Мной? Хочешь Меня любить?»  Вот если  хочешь – отвергнись себя… Вот, оказывается, в чем дело! Вот, оказывается, что мешает,  что является преградой для этой любви!

Отвергнуться себя… это очень страшные слова.  Очень неприятно их слышать. А  Евангелие продолжает очень жестко: отвергнись себя,  возьми крест свой, душу свою погуби…  Как-то не по себе становится от этих слов.

Но, с другой стороны,  если человек кого-то любит по-настоящему, разве он думает о себе? Разве он помнит себя, если  полюбил  всем сердцем, всею мыслию и  всею душою? Ведь случалось такое с нами!  Разве можно помнить о себе, подсчитывать свою выгоду, решать какие-то свои проблемы, мыслью своею находиться где-то совершенно в другом месте, когда ты рядом с тем, кого  полюбил? Очевидно же, что нет.  Настоящая любовь – она вот такая. Когда ты кого-то полюбил, ты о себе уже забыл. Это, собственно говоря, и есть – отвергнуться себя, когда ты способен о себе забыть, о себе не помнить, от себя  отвернуться ради любимого.

Христос об этом и говорит: «Если ты этого хочешь, то  иди за Мной, взяв свой крест». А крест – не только в том негативном значении, которое  мы обычно  вкладываем в это слово. Мы с крестом связываем наши неудачи, мы с крестом связываем наши потери, мы с крестом связываем все мрачные и тяжелые жизненные обстоятельства, которые наваливаются на наши плечи. А ведь это  неправда! Ведь крест – это Евангелие! Вот открытый словесно для нас Крест – это Слово Божье, радостное, великое, оживляющее Слово Жизни!  Крестом приходит радость всему миру, потому что это слово о Самом Господе нашем Иисусе Христе.

Поэтому когда Господь призывает взять крест свой, Он говорит: «Откройте для себя Евангелие по-настоящему и постарайтесь с ним жить!» Вот  что значит возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всею мыслию, всем помышлением. Ну, а если ты это попробовал сделать, если у тебя это немножечко, хоть раз,  получилось, то ты, конечно же, сможешь и ближнего своего полюбить, как самого себя. Аминь.

2016

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Евангелии есть такое страшное место, которое, когда читает человек, всегда для  него как Страшный суд.  – Кто хочет  за мной идти, да отвергнется себя, возьмет крест свой и за мной идет ... Вот такие страшные слова,  которые совершенно отражают суть духовной жизни и до конца каждого из нас обличают,  до конца каждого из нас пронизывают,  каждого из нас делают совершенно безответным перед Богом.  Потому что Крест Христов совершенным образом определяет человеческую суть,  определяет сердцевину его бытия, определяет   его жизнь. 

Каждый из нас этот крест носит на себе, каждый из нас этим крестом ограждается. Под словом крест каждый   из нас понимает что-то свое, конечно же. В основном это  груз неразрешимых проблем, которые нас в этой жизни как бы убивают, не дают нам жить, всячески раздавливают нас.  Эти проблемы мы называем своим крестом и мучаемся ими.  И для нас, по нашему человеческому понятию, крест – это мука.

Крест это действительно мука. Это орудие муки, это тот инструмент, который в древности был самым мучительным орудием казни.  Это действительно так. Но это орудие муки для христиан является радостью. Мы поем: «Се бо прииде крестом радость всему миру».  И всячески крест этот мы почитаем, носим его, укрепляем им свою веру. И тем не менее, что же такое крест?  Как жить с этим крестом? Что он значит в жизни христианина?

Один мудрый христианин сказал: Кто живет без креста, тот живет без надежды. Потому что жизнь этого человека - это постоянный уход от Бога, постоянное  прятание в суеты этого мира, желание сбросить с себя ответственность, забить свою голову, свое сердце только внешними удовольствиями и призрачными мечтами. Такой человек не имеет надежды, никакой надежды.  

А если человек несет крест, он такую надежду имеет. Потому что жить по кресту Христову - это не просто  начать свою жизнь с нуля,  это не просто начать  свое движение к Христу с какой-то точки из ничего, – это  возможность идти за Господом из самой страшной пропасти, последовать  за Христом и изменить свою жизнь из такого состояния,  когда человек уже и человеком называться не может.  Это возможно только с помощью креста Христова. Этот крест, который каждый из нас обязался нести за Господом нашим.  Это дает нам потрясающую надежду на то, что мы, собранные здесь, такие немощные, часто отягченные совершенно неразрешимыми проблемами в нашей жизни, изломанные прошлыми грехами,   имеем возможность, взяв крест, совершенным образом измениться, совершенно преобразиться,  выйти из смерти в жизнь, возродиться и воскреснуть в Господе нашем Иисусе Христе.  И вот это и есть величайшая радость, счастье  жизни христианской.  Потому что  наша жизнь – спасение в нашей надежде,  потому что Господь Своим крестом, на котором Он распялся, дошел до таких глубин  падения,  что пронзил этим крестом всю сердцевину человеческого отчаяния и греха. Не осталось ничего, что бы этот крест не победил, что бы он не сломил. . И не осталось ничего такого, до чего бы этот крест не достал, не дотянулся бы своей тягой к жизни и бессмертию. 

И поэтому наш крест является единственной нашей надеждой на спасение, единственным нашим упованием на то, что наша жизнь изменится, если мы этот крест возьмем и за Христом его понесем. Это и значит – суметь отвергнуться себя. Это и значит суметь отбросить все,  что мы называем своим,  но что на самом деле не наше: грехи  не наши, пристрастия не наши,  изломанность души, смертность – не наша,  это не то, что  Господь нам дал, потому что к Богу это не относится,  а что не относится к Богу, не может относиться и к нам.  И как бы это к нам ни приросло, как бы это ни стало  нашей маской, которая исказила наше собственное лицо,  и каким бы  образом это ни стало нашей кожей, но это не наше.  Этого надо совлечься, как бы больно, как бы мучительно, как бы страшно это не было.  Если мы сумеем так вот совлечься себя, отбросить себя,  не испугаться погубить вот эту свою надуманную, пустую, бессмысленную жизнь, тогда  мы приобретаем Христа, тогда мы приобретаем истинную жизнь вечную, которую Господь нам даровал своим распятием и своим воскресением.

Аминь.

2000