Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Во 2 неделю Великого поста. Об исцелении расслабленного

Во 2 неделю Великого поста.

 

Об исцелении расслабленного (Мк.2:1-12)

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, как Господь исцеляет расслабленного человека, которого приносят в дом, где проповедует Спаситель. Многие собрались в Капернауме на проповедь Христа, и так плотно стояли люди, что в дом войти было невозможно, не было свободного места даже у дверей. И вот, четверо людей, которые знали, что в мир пришел Спаситель, решили исполнить долг любви по отношению к своему ближнему.

Эти четверо принесли своего больного друга и встретились с колоссальным препятствием: в дом войти нельзя. И они решаются на такой странный и, с человеческой точки зрения, безрассудный поступок: они поднимаются на кровлю дома, разламывают ее, делают в потолке огромную дыру  и в эту дыру спускают к ногам Спасителя  парализованного человека.  И Господь, видя веру их, говорит: «Прощаются тебе грехи твои. Возьми одр твой и иди».

В нашей жизни часто случается так, что мы делаем добрые дела в свое удовольствие.  Мы понимаем, что человеку необходимо идти путем любви и исполнять заповедь о любви к ближнему.  И когда в нашей жизни встречается возможность сделать какое-то доброе дело,  и оно нам по силам, мы его делаем, конечно, с удовольствием.  Оно приносит нам радость,  обогащает,  дает возможность уповать на милость Божию и ожидать от Него милосердия по отношению  к нам. Получается, что мы относимся к добрым делам, как к возможности что-то у Бога заслужить. Вот наступает Великий пост, и мы думаем, что нам надо сделать какие-то добрые дела, каким-то образом оправдать свое христианство, почувствовать себя с евангельской или духовной точки зрения человеком, который правильно поступает.

Но когда делаешь добрые дела в свое удовольствие, они исполняются только постольку, поскольку приносят нам радость, до какой-то определенной меры. Как только встречается небольшое препятствие, и  мы видим, что дело не идет, когда в ответ на наше добро мы видим противление, неблагодарность или даже злобу ближнего,  мы разводим руками и дальше не двигаемся. Более того, у нас всегда находится хорошо сформулированное оправдание, почему мы, сделав столько дел, спокойно останавливаемся и говорим: «Ну вот все, мы сделали свое дело любви и больше  ничего сделать не можем».

А это Евангелие говорит о добрых делах не как об отдельных поступках,  а как об избранном пути. Любовь не может быть отдельным делом, это всегда – жизнь. Это  то, что человек, однажды  избрав, несет с собой до конца,  строя из этого совершенный путь своей жизни, который имеет начало, а  конец его только в Самом Боге, в Иисусе Христе.

 Обычно мы идем своим жизненным путем, мы знаем задачи, которые этот путь перед нами ставит, и мы их исполняем. Но  наш собственный путь – очень земной,  ведущий нас не к Богу, а к самому себе, и   проделываем мы его  исключительно ради себя. А когда нам надо сделать что-то особенное, ради Бога или ради ближнего, мы просто уходим со своего пути,  немножко сворачиваем в сторону, делаем доброе дело и обратно на свой собственный путь возвращаемся.

А вот  люди, которые несли расслабленного, жили любовью и определили это как путь. Они решились исполнить акт любви по отношению к своему расслабленному другу, которому была возможность по-настоящему глубоко помочь, принести его к Христу.  И когда оказалось, что  дальше идти невозможно, было бы естественным сказать: «Ну прости нас, ведь мы сделали для тебя все, что могли…  Ну невозможно подойти ко Христу... Может быть, как-нибудь в следующий раз…»

Так бы поступил каждый из нас, так мы обычно и делаем. А они сделали по-другому. Они пошли до конца, невзирая на препятствия, потому что они исполняли не  отдельное доброе дело, а встали на путь любви. Этот путь обязательно должен их ко Христу привести, что бы ни встречалось по дороге, какие бы искушения не уводили их в сторону. И они дошли несмотря ни на что: ни на толпу людей, ни на  укорения от тех, кто пострадал от их действий. Ведь  они сломали крышу,  нанесли ущерб дому хорошего человека, который принял у себя Христа и открыл двери для  всех. Но это человек тоже шел путем любви, он не закрыл двери, сказав, – Простите, мест больше нет, остальные в дом не вмещаются. Крышу ему снесли, он и это  принял ради Христа.

 Вот так идут ко Христу, не какими-то наскоками, которые доставляют удовольствие, а когда это удовольствия никакого не доставляет. Потому что путь любви – это путь тернистый, это путь сораспятия со Христом, потому что он приводит  к распятому Спасителю. Но он приводит и  к воскресшему Спасителю, потому что иначе как через крест к воскресению не дойдешь.

Путь любви это всегда путь идущий через крест. Если мы хотим  им идти,  с него нельзя сворачивать. Если мы хотим исполнить заповедь Христову, мы должны понять, что это не отдельное дело,  что  после поста мы не должны сворачивать обратно на свой путь, с которого его начали. Иначе пост для нас будет не путем ко Христу, а  просто прогулочкой, неким путешествием, который снова приведет нас к самим себе, потому что самый любимый и дорогой в этом мире –  я сам.

И для нас очень важно понять, – что есть наш путь. Каким путем мы идем, и куда он нас приводит. Что для нас главное – указание евангельского пути или отдельные вспышки просветления, которые потом благополучно затухают.

Мы открываем Евангелие,  а потом закрываем и забываем об этом. А сегодняшнее слово Божие показывает нам, как должен жить христианин, каким образом он идет ко Христу и как приводит того, кто сам идти не может.  И если мы хотим идти ко Христу, и кого-то еще с собой ко Христу привести,  то этот путь и есть цель нашей христианской жизни. 

Аминь.

2010

 

 



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как  четверо людей  принесли ко Христу своего  расслабленного друга.  Дом, в котором проповедовал Христос,  был так заполнен, что в него невозможно было войти.  И тогда эти люди поднялись на крышу, разрушили кровлю и спустили расслабленного человека к ногам Спасителя. И Он,  видя их веру,  сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои».  Этот человек был спасен и исцелен. 

Наша духовная жизнь очень часто складывается не так, как указывается в сегодняшнем Евангелии.  Для многих христианская жизнь становится некоей схемой, и направлена только на самого себя. Самый главный вопрос, который стоит перед ними: «Что мне можно, а чего нельзя».  Такой человек живет как бы в дательном падеже:  «Что мне?» И получается,  что все, что он делает, он делает не для Бога и не для ближних.  Его вообще мало интересует жизнь. Не является целью человека, живущего по схеме,  и соединение с Богом, он или отстаивает богослужения,  или вычитывает правила, а жизни во Христе   для него не существует, потому что он не задает себе вопрос: «В чем смысл моей христианской жизни?  В чем цель моей веры?»

Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что жизнь во Христе и цель христианской    жизни  – это всегда поступать по любви,  какими бы абсурдными или невозможными ни казались твои действия. Эти люди поступают именно так, как нельзя. Нельзя приносить ущерб хорошему человеку, который открыл свои двери для Христа и  для  чужих людьми,  пришедших Его услышать. А они нанесли серьезный ущерб, сломали ему дом.  Но они не жили рассуждением,  что можно, а чего  нельзя,  что  положено или не положено,  они поступили по любви и пошли в этом до конца.   О себе они не думали, а только об этом человеке, ради которого пошли на такой странный поступок.  Но Христос, видя такую веру, не веру закона, а веру любви, которой нет препятствий,  сказал: «Отпускаются тебе грехи твои.  Ты можешь быть свободным и ходить сам».

Вот таким образом Господь учит нас осуществлять свой путь и свою веру, всегда думать о том, почему мы собираемся в храме, для чего участвуем в Таинствах. К сожалению и такие замечательные вещи   мы готовы превратить в мертвую неживую схему.   Человек приходит на исповедь и исповедует одни и те же грехи. Есть же  определенные известные  грехи, человек  их перечислил, и ему кажется, что он исповедовался.  Он приходит к причастию, и для него это тоже схема, он знает, как можно причащаться, а как причащаться нельзя... Но он не думает о том, что соединяется со Христом,  а приходит что-то получить от Церкви и от Христа   в ответ на какое-то формально исполненное правило.

И жизнь человека  может пройти  в недрах  Церкви, наполненная постами, богослужениями, и добрыми делами,  но вне  Евангелия, вне литургической  жизни,   вне любви Христовой. Тот, кто все превращает в схему,  будет все время  оставаться на месте. Когда есть система, человек не отвечает за свои поступки. Ему  не нужна свобода, он просто поступает так, как можно,  и не делает того, чего нельзя. 

Вот этого надо очень и очень страшиться. Надо  думать о том,  с каким чувством и с каким смыслом мы молимся, ради чего причащаемся святых Христовых Таин, и какая схема не дает нам причащаться. Давайте постараемся по-другому посмотреть на свою духовную жизнь и всегда стремиться к  жизни, радости и любви.

 Аминь.

2009