Главная » Введение во храм пресвятой Богородицы.

Введение во храм пресвятой Богородицы

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы, праздник, с которого начинается наше настоящее движение к Рождеству Христову. Именно в этот день начинают петься первые рождественские песнопения – радостные, светлые: Христос рождается, славите! Христос приходит с небес, встречайте Его!

О введении во храм Пресвятой Богородицы мы не найдем ни слова ни в Евангелии, ни в посланиях святых апостолов. Это событие стало нам известно из апокрифических книг, но оно вошло не только в наше Предание, но и в богослужение. В Священном Предании говорится о родителях Пресвятой Марии – Иоакиме и Анне. Они были людьми святыми, на каждом богослужении мы поминаем их имена, называем богоотцами, а детей у них не было. Они терпели поношения от людей, потому что в ветхозаветном мире считалось, что если у семьи нет ребенка, это наказание Божие: никогда в этой семье не родится Христос. Ведь все чаяние ветхого Израиля было только об одном: чтобы в мир пришел Мессия, Помазанник Божий, Спаситель мира, по-гречески -- Христос. Та семья, которая не имела возможности родить детей, была исключена из этого ожидания, из этого стремления послужить миру тем, что из твоей семьи, из твоего рода родится Христос. И настолько это положение было жестким и жестоким по отношению к ним, что даже жертвы на храм священники отказывались у них принимать, как об этом повествует Священное Предание.

И вдруг в старости, когда нет уже никакой надежды, преодолевая все законы природы, преодолевая даже человеческое отчаяние, человеческое неверие, у них рождается чадо, девочка, которую они посвящают Богу. Они приводят ее на воспитание в Иерусалимский храм, и она сама, как повествует об этом Священное Предание, поднимается по высоким ступеням в храм, где ее встречает первосвященник.

Не мог в этой семье родиться Христос, и вдруг в этой семье Христос-то и рождается! И мы поем сегодня Христос рождается, славите, потому что ожидание рождения Христа исполнилось, потому что эти люди сумели доверить себя Богу, несмотря на все естественные препятствия, которые не давали им поверить в то, что это может случиться, несмотря на все то, что их окружало – этот мир, такой видимый, материальный и такой совершенно понятный мир. Ну не бывает так на свете, не может такого быть, чтобы у тебя родился Христос!

А – может… Значит, и у нас может. Вы понимаете, как это удивительно и прекрасно, что и мы оказываемся к этому способны, если доверимся Богу, если сможем не поверить этому миру до конца, не согласиться с законами падшего бытия, а несмотря ни на что уверовать в Законы Евангелия, в Закон Божий, в Закон жизни Христовой, в Закон Его любви.

Ведь на самом деле нет у нас никаких земных оснований верить Евангелию, ничто нам в этом мире не дает возможности проверить Евангелие житейским способом. Законы Божии – иного порядка, иного бытия, чем законы земного мира. И перед нами всегда стоит страшная проблема: чему верить, как жить, на что опираться, как идти дальше? Разве можно идти дальше, когда вокруг творится такое? А Евангелие нас учит о прощении, о мире, о молитве и о любви. И когда мы доверяемся Евангелию, когда законы этого мира отступают на второй план, мы даем Христу место для рождения,  и Он в нас рождается.

Пусть каждого научат Иоаким и Анна вере и такому доверию Слову Божию, доверию Богу, любящему нас, чтобы мы прошли путь Рождественского поста, чтобы вместе со всей Церковью воскликнули: Христос рождается, славите!

2015





Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы идем навстречу светлому празднику Рождества. И предваряет его день введения во Храм Пресвятой Богородицы.

    Мы очень мало знаем о земной жизни Пресвятой Девы Марии. Евангелие нам не раскрывает Ее жизни, не рассказывает о Ее биографии. Только самые главные эпизоды, которые связаны непосредственно  с делом нашего спасения,  говорят о Пресвятой Деве Марии. То, что мы знаем о Ней, дошло до нас из Священного Предания, как и эта история о том, как  святые праведные Иоаким и Анна, привели свою дочь  в храм, когда девочке Марии было около трех лет. Они отдали Ее на воспитание в  общину девочек из благородных семей, которые традиционно воспитывались при Храме Соломона, чтобы потом   выйти замуж и продлить род своего народа,  исполнив обетование,    данное еще при изгнании наших прародителей Адама и Евы из Рая, и которое хотела исполнить каждая еврейская семья.  Господь сказал Еве, что семя жены будет поражать семя змея в голову.  Это обетование о том, что сатана будет повержен, а род человеческий спасен, передавалось из поколения в поколение, и было самым главным пророческим благовестием, которое хранил избранный еврейский народ. Именно здесь, в недрах этого народа, родится обетованный Мессия, Помазанник, Cпаситель мира. Посему всякая еврейская семья ожидала этого и служила своим потомством делу исполнения  пророчеств.

    Приведя свою дочь в храм, праведные Иоаким и Анна посвятили  Ее Богу, как были посвящены Богу и остальные девы, которые воспитывались при храме. Но с самого первого момента было видно, что на этой девочке – особенная печать  божественного благословения. 

Сейчас  мы легко приходим в храм. Для нас сейчас прийти в храм – это немного  преодолеть себя, чуть пораньше проснуться, не более того,  а здесь уже никаких особенных трудностей нет. Мы можем себе позволить в храме поразговаривать, поотвлекаться, заняться своими мыслями, встретить  друзей, радостно спросить: «Как вы живете? Как ваши дела?». И вот так в пространстве божественного присутствия мы все время  возвращаемся к себе.

 А иерусалимский храм был устроен так, что для того, чтобы войти в него, надо было очень потрудиться. Высокие ступени, которые вы видите на иконе,  лежащей сегодня на аналое, были определенным символом восхождения в Царство Небесное. На каждой ступени этого храма человек должен был прочесть определенную молитву - один из псалмов восемнадцатой кафизмы, который так и называется – «Песня ступеней». Каждая ступень храма – это молитва. И начинаются они с таких слов: «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя» (Пс. 119:1). Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.

Восхождение в храм, восхождение к Богу – это очень серьезный внутренний процесс становления человека. Это замечательный процесс вхождения в храм каждого из нас, как изменения собственной жизни, своего состояния, как изменение самого себя.  Прекрасное греческое слово  – «metanoia», которое мы переводим как «покаяние», означает изменение самого себя. Это очень важно – понимать, что такое войти в Храм Господень. Прийти в храм и остаться прежним – нельзя. Прийти в храм и не измениться – невозможно.  Всякий раз, когда мы выходим из храма, мы должны быть уже немножечко другими. Мы должны стать преображенными. Мы должны стать гораздо ближе к Богу, чем до того, как мы вошли в него. Аминь.

2012

 



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем введение Богородицы во храм. Это событие мы не найдем в рукописном Священном Писании, для нас его сохранило Священное Предание. Христианская община первых веков сохранила для себя сведения, которые потом изустно передавались, а затем были записаны. Жизнь Пресвятой Богородицы описана в так называемом Протоевангелии Иакова, которое считается апокрифом. Но, тем не менее, Церковь приняла события,  которые описаны в этом тексте, хотя он и не является каноническим.

Мы вспоминаем сегодня, как Пресвятая Дева Мария была приведена Своими родителями, Иоакимом и Анной, на воспитание в Иерусалимский храм. Из того же предания мы знаем, что Пресвятая Дева родилась у своих неплодных родителей совершенно удивительным, чудесным образом. Господь отнял поношение бесчадства с праведных Иоакима и Анны, и в глубокой старости эти люди получили такое благодатное счастье – иметь ребенка. И когда в их семье случилась эта радость, они дали обет Господу – посвятить свое чадо Ему. И вот в исполнение своего обещания они привели  трехлетнюю девочку в Иерусалимский храм, где воспитывались девы, чтобы потом их обручить и выдать замуж за благородных и благочестивых людей.

Когда Матерь Божию привели к храму, по наитию Божию  Ей навстречу вышел первосвященник. В Иерусалимский храм вели высокие ступени. Когда человек в этот храм входил, он на каждой ступени читал один из псалмов, которые так и называются – «Песнь степеней». Эти удивительные песни давали человеку настоящее духовное осмысление того, что значит войти в храм Господень, что значит встретиться с Богом  и с Ним соединиться.

 Предание говорит, что Пресвятая Дева  без посторонней помощи  эти высокие ступеньки преодолела и вошла в храм, потому что Ей надлежало самой стать храмом Бога живого, Ей самой надлежало стать в будущем приятелицей Сына Божия, Который становится для нас человеком и идет на крест ради нашего спасения. Это событие сегодня и празднует Церковь. С этого момента вся жизнь Пресвятой Богородицы, еще маленькой девочки, становится непрестанным служением Богу, постоянным открытием Своего сердца для Бога, постоянным вниманием  Самой Себе и  Богу.

Мы сегодня услышали евангельское чтение о Марфе и Марии. Когда Господь приходит в дом  двух сестер, одна из них остается на кухне служить, готовить пищу, чтобы накормить Христа и Его учеников, а другая, оставив обычное женское занятие, у ног Христа внимательно слушает  Его слова. И когда Марфа начинает сердиться на свою сестру, что она её одну оставила служить, Господь говорит, что она, Мария, избрала благую честь, которая никогда от неё не отнимется.

И дальше в Писании говорится, что одна женщина, видя это, сказала: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»  И Христос тогда говорит: «Гораздо блаженнее те, кто умеют слышать слово Божие и хранить его». Казалось бы, в этот момент эта женщина восхвалила Деву Марию за то, что Она родила Христа. Когда читаешь это Евангелие, кажется странным, что хвалят Его Мать, а Он отвергает эти похвалы. А на самом деле это не так. Он учит нас понимать, что самое высшее в служении Пресвятой Девы не только то, что она родила Христа, но и то, что Она, как никто другой на Земле, умеет слышать слово Божие и хранить его. Она глубже всех это слово сумела воспринять. Она лучше всего сумела этому слову Себя раскрыть. Она с этим словом так сочеталась, что потом стала высшей Херувим и без всякого сравнения славнейшей всех небесных воинств.

 Вот что делает слово Божие с человеком! Вот каким образом слово Христово может каждого из нас преобразить, если мы тоже научимся хоть немножечко внимать тому, что написано в Евангелии, тому, что Христос нам дает как Свое Слово Жизни!  Это Слово, как говорит Апостол Павел, как меч обоюдоострый, способно каждого из нас рассечь, разделить наши ум и душу, помышления и намерения сердечные – и судить каждого из нас,  если мы не будем глухи к нему, если мы не закроем наших ушей и нашего сердца, если мы не будем слышать шум этого мира, который постоянно нас окружает, а будем внимать Слову Божию. И если мы будем ему внимать, тогда и наша жизнь сможет стать служением Богу, так же, как стала жизнь Пресвятой Девы Марии. Тогда и мы свою жизнь положим на такое восхождение к Господу нашему Иисусу Христу, на постоянное стремление ввысь, как эта лестница, ведущая к храму иерусалимскому, потому что мы научимся слышать слово Божие и хранить его.

Аминь.

                                                                                                                      04.12. 2010