Главная » Воскресная школа » ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА

 

О.А. На чем мы остановились, и что вы дома читали?

- Мы читали про грехопадение. Как Адам и Ева съели яблоко…

О.А.  Ну, про яблоко, как мы с вами знаем,  там ничего не говорилось,  там написано про   плод с древа познания  Добра и Зла.

Змей был хитрее всех зверей полевых, о том, как он оказался в раю, и как  начал с Евой разговор, достаточно  странно и нагло…

- А как он в Раю оказался?

О.А. на этот вопрос я тебе не могу ответить. Вероятно, там фейс-контроля не было.  Вероятнее всего, он оказался там, потому что так было попущено Богом.

 - Это странно

О.А. Это может показаться странным, но дает нам возможность о чем-то подумать.

Во-первых, почему Господь посадил  в Раю древо познания Добра и Зла?  Это не странно?

- Это странно… Может быть Он хотел испытать людей?

О.А. Без всякого сомнения, Он это сделал специально. Наверное, он хотел испытать людей.  Но может быть в этом заложено и что-то другое. Давайте с вами подумаем. Древо называется  - Древо познания Добра и Зла. Чему оно может служить?

- Может служить злу.

- И добру может служить. Если ты знаешь зло, то понимаешь и что такое добро.

О.А. Мы с вами говорили в прошлый раз,  что знать добро - это одно,  а знать зло – нечто совсем другое. Знающий добро вполне может обойтись без всякого знания зла. А человек, знающий зло, вряд ли сможет до конца познать добро, если это зло к человеку приразолось, как болезнь, если он этим злом заражен. 

Но мы знаем и еще одно. Бог может творить зло?

- Может…  Он же всемогущий.

- Не может…

- Он может, но не хочет.

О.А. А я думаю, что он не может.

- Потому что Бог – это любовь.

О.А. Конечно.  Что значит, -  может, но не хочет? Любовь может хотеть или не хотеть зла, если это настоящая истинная любовь? Конечно, когда мы говорим, что Бог  – Всемогущий, мы не можем Ему отказать в возможности делать какие-то вещи, которые делаем мы.  Но, тем не менее, мы с вами знаем, что Бог не может творить зала, они вообще никакого отношения к Нему не имеет.  Значит, если мы с вами знаем это доподлинно, то  и Древо познания Добра и Зла может служить только добру. Тогда, почему  Господь не дает Адаму и Еве  возможности к нему прикоснуться, есть от него плоды?

15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

13.  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт 2:15-17)

- Может быть,  у них не было такого понятия, что такое добро? Они жили и жили, и им было хорошо.  А если они съедят это плод, то будут смертными, и поймут, что такое добро, которого у них больше нет.  А до этого они были бесконечными, ну почти как Бог.

О.А. Нет, это не совсем логично, хотя и  понятно в тех категориях добра и зла, в которых живет современный мир. Современное человеческое сознание пытается нас приучить к тому, что человек должен все в жизни попробовать. И человек никогда не узнает, что такое добро, если не узнает, что такое зло.  «Все надо в жизни попробовать! Все надо испытать! Всему надо научиться, и только тогда узнаешь, что это такое! » Библия учит нас с этим не соглашаться, но такие идеи в современном мире достаточно громко звучат.

И это примерно, то, что сатана говорит Еве. Он говорит более упрощенно, но смысл его искушения Евы и, в конце концов, Адама, заключается именно в этом.  «Вы должны это попробовать, и когда попробуете, вы все будете знать. А когда вы все будете знать, вы будете, как Боги, - свободные и всемогущие. Тогда Бог вам будет не нужен, вы и без него все будете знать и всем владеть. Попробуй и все!  Как ты будешь знать, что такое добродетель, если не согрешишь? Без зла не существует добро».

Вы видели такое изображение, оно часто бывает на значках или татуировках, - инь и янь.

-  Это символ добра и зла.  Кажется, китайский. Это круг, разделенный волнистой линией на белую и черную половинки.

О.А. Да, одна часть – белый головастик, другая – черный головастик. В белом головастике есть черное пятнышко, а в черном – белое.  О чем говорит такой знак? Это знак языческий, конечно.

Он означает, что добро и зло существуют в этом мире на равных, одна половина не существует без другой.  Добро перетекает в  зло, и зло  в добро. В добре есть черное, в зле – белое пятнышко.  Такое ощущение, что мир живет в гармонии, когда добро и зло  в равной степени существуют.  И могут поменяться местами. Что такое Добро? Сегодня оно добро, а завтра может стать злом…   Не существует каких-то четких критериев правды, морали, добра и зла.

 Знаете, как это удобно?

- Да.

О.А. Как легко в  таком случае себя оправдать, вывернув все наизнанку. Как это удобно!

И сатана предлагает  Адаму и Еве именно эту модель мира.  Бог говорит: «- Не прикасайся!» Сатана говорит: «Попробуй!»  Бог говорит: «Не трогайте! Умрете! Будьте осторожны!» Сатана: «Попробуйте, и вы все будете знать, у вас все будет, вам Бог будет не нужен!». Вот такой момент грехопадения.

Почему же все-таки древо познания Добра и Зла существует?  Почему же оно растет в раю, в самом прекрасном месте?  Надо человеку знать, что такое добро и зло или не надо?

- Не надо.

О.А. А вот Антоний Великий, первый монах, с которого начинается монашеский путь, можно сказать- отец монахов,  оставил свои писания, которые можно прочитать в  первом томе Добротолюбия.  Это огромная пятитомная книга, написанная монахами  для монахов, которые жили в монастырях, в пустыне, старались победить в себе любой росточек зла.  И вот  Антоний  Великий учил, что по-настоящему умный человек  - не тот, кто много знает, умеет в мире изворачиваться, устраиваться, всего достигать… а умным модно назвать такого человека, кто точно знает,  что  такое добро и зло. Самая главная мудрость – различать добро и зло, и доброму отдавать свое сердце, а от злого как можно дальше отходить. Вот что такое настоящий ум.

И вот мы встречаем в Библии древо добра и зла, значит, оно посажено для каких-то добрых целей. А для каких? Для чего человеку надо  знать добро и зло?

- Чтобы умным быть.

О.А. Правильно. Но есть еще одна очень важная вещь.  Мы должны не только не делать зла,  от зла отдаляться,  но мы должны зло побеждать.

- А если Бог знал, что человек согрешит, зачем он создал это дерево?

- Бог же все знает, так зачем он это делает?

 О.А. Вот это один из самых интересных вопросов.  А вот смотрите, какая вещь интересная: зло начинает существовать в мире, как проявление свободы.

Бог все знает, но  с этим  знанием не поступает, как мы.  Если мы что-то знаем… вот, например,  компьютерная игра серьезная, большая. Самое большое удовольствие мы получаем, когда до конца доходим.  Если бы мы были для Бога сами компьютерной игрой,  тогда все было бы проще. Создал бог таких интересных существ, смотрит, как мы бегаем и играет нами, а надоест, нажмет delit. А если Бог есть всезнающая и всесовершенная любовь, то все по-другому.

 Самое простое проявление любви – это отношение к нашей собственной семье.  Или отношения с теми, кого мы приручили. Человек готов ради любимого существа на какие-то жертвы и самоограничения. Поэтому Бог  Себя, как бы это ни странно звучало, Себя ограничивает ради нас, ради любви.

Допустим,  два друга или две подруги, например, Катя и Кристина,  встречаются и думают, как они будут проводить вечер. Одна хочет в кино, а другая в МакДональдс. Что может случиться?

- Они могут поссориться.

- А могут пойти и туда и сюда.

О.А. Но не в одно и то же время. Поэтому один должен другому - что сделать?

- уступить.

О.А. То есть человек, когда он уступает кому-то, с кем он в хороших дружеских отношениях, ограничивает свою свободу. «Мне хочется другого, но я сделаю так, как ты хочешь, потому что мне приятно сделать для тебя что-то хорошее». Человек как бы дарит свою свободу другому.  И если бы этого не было, не было бы тогда ни дружбы, ни любви.

И посмотрите, какая происходит удивительная вещь: Бог ради Адама , а значит – ради каждого человека, Свою свободу ограничивает. Дав свободу Адаму, Он не вмешивается, хотя все видит и все знает.  Потому что, если Он будет вмешиваться,  тогда все время будет бить Адама по рукам  не давать ему  свободы.

- Но Он мог бы хотя бы сказать…

О.А.  А Он и сказал. Сказал, - не делайте этого!

-  Он, конечно,  сказал, но он мог бы разъяснить, что в этом случае будет.

О.А. Я думаю, что  даже если нам не объясняют всего подробно, мы должны понимать: раз Бог говорит, значит, за Его словом есть что-то большее.  Раз мы сейчас можем эти слова понимать, значит, и Адам  мог понимать.  Познание добра и зла  - это важно, это необходимо, чтобы быть человеком. Животное  не знает, что такое добро и зло, они живут по инстинктам.

- Животные тоже могут чувствовать  любовь.

О.А.  Они это могут чувствовать через человека, когда он находится рядом. Они чувствуют любовь и привязанность к человеку, прежде всего. Животные не так привязаны друг к другу и даже к своим щенкам и котятам, как они могут быть привязаны к человеку.  Через человека идет Божественное общение с миром.

Так вот Бог ограничивает Себя, чтобы человек сам начал думать своими мозгами. Он так же  может думать, как же ему узнать добро и зло… Адам мог знать добро?

- Мог.

О.А. Как?

- Верить в него. И все.

О.А. Так он же с Богом все время общается.  Вот и все!  Чтобы узнать добро не надо срывать никаких плодов . Он с источником добра все время общается, учится у Него.

- А сейчас ослушаться Бога как бы считается грех. А они же бытии в раю – и такой поступок! Это как-то нереально.

О.А. Ты хочешь сказать, что невозможно было Бога не послушать?

- Да.

О.А. К хорошему всегда привыкаешь. Вот ты любишь свою маму?  Знаешь, что нехорошо ее не слушаться? А почему тогда не слушаешься? Вот то-то и оно.

Потому что, когда ты рядом находишься в любви и добре, когда тебя любят и берегут, кажется, что  это так легко дается что ничего не стоит.  Понимаешь, когда потеряешь. Тогда понимаешь, что любовь может быть разрушена. Ты видишь на глазах мамы слезы,  тебе от этого становится горько, и ты понимаешь, что это результат твоего непослушания.

А здесь происходят гораздо более серьезные вещи.  Адаму дана возможность через  Бога очень сильно научиться добру, стать  похожим на Него в добре.  Для чего?  Зло уже существует в мире?

- Не знаю…

О.А.. Ведь существует сатана?  Существует. Он приходит  в рай.

- А почему Бог его не уничтожит?

О.А. Это очень важный вопрос.

-  Может быть, Бог любит и его?

О.А. Во-первых,  Бог все свое творение любит.  Он не любит сатану, как сатану, но Он создал его ангелом. Второе. Есть совершенно четкое понятие: если Бог кому-то что-то дает, какие-то дары, Он их никогда не отбирает. Дары Бога непреложны, вечны. Если Бог что-то однажды создал,  Он это уже не уничтожает.

- Ну почему… Вот если у кого-то родился ребенок, а потом этот ребенок умирает.

О.А. Ребенок умирает, но он  остается жить. Душа ребенка остается живой, и мы чаем воскресения мертвых.

- Ну да… но  все равно…

О.А. Это совсем не все равно. Если бы мы не имели вечной жизни, мы бы в таком случае жить бы не хотели.  А так у нас есть вера и надежда. Бог дает нам вечную жизнь. Сатана, падший ангел , он – творение. И человек – тоже Божественное творение.  Ангелы наделены волей, и люди наделены волей. Уничтожить сатану Богу, конечно, просто, взял, как лампу,  и выключил. Но тогда и с человеком так со всеми его  человеческими ошибками и грехами. « Адам поступил плохо, зачем мне такой Адам? Дай-ка Я его уничтожу и сделаю нового».  Тогда нет свободы. Тогда нет любви.  Тогда опять получается компьютерная игра.

А здесь оказывается, что именно человеку Бог дает возможность победить сатану,  и через это победить зло, которое уже в мире начинает существовать.  И если бы человек послушался Бога и  научился, и из маленького, еще не взрослого и не воспитанного  Адама  стал бы крепким и могущественным сыном  Божиим, тогда бы он, как  человек, победил сатану. И тогда зло было бы побеждено Адамом. Понимаете? Как оно, в конце концов, и побеждено было человеком.  Христу, Сыну Божию, пришлось стать человеком для того, чтобы в конце концов победить сатану и спасти человека от ада. Спасти от первородного греха крестом и Своею Кровью. Иисус Христос  называется в Священном Писании новым Адамом.  Он стал человеком, чтобы как человек победить сатану.  Но Он же пошел на крест ради этого.

А если бы Адам послушался Бога,  то тогда это древо познания Добра и Зла было бы очень важным. Он бы знал, как победить зло,  будучи добрым. Потому что, если ты не добр, ты зло победить не можешь. Зло побеждается чем?

- Добром.

О.А.Это надо очень хорошо понять, потому что мир, в котором мы живем, говорит совсем другие вещи. Вот фильмы, которые мы смотрим, супербоевики, там разве зло побеждается добром?

- Нет. Злом.

О.А. насилие побеждается насилием, хитрость хитростью, сила – силой.  И поэтому мысль, что со злом можно говорить на языке зла,  что зло можно победить злом,  - это ложь.  Евангелие и Библия говорят нам, что добро побеждает зло. Хотя это неочевидно. Христос победил сатану на кресте?

 - Нет.

О.А. Да как же? Конечно, победил! Он ад разрушил! А в глазах людей распятый на кресте человек был проигравшим. Его казнили позорной казнью, убили и погребли. Но суть-то была в том, что Он своей любовью победил зло, победил сатану, ад разрушил! Дал нам вечную жизнь, воскресенье, Пасху!

Это все на сегодня.  В следующий раз мы будем дальше говорить, что случилось с Адамом и Евой после грехопадения. Глава четвертая.