Главная » КАИН И АВЕЛЬ

  КАИН И АВЕЛЬ

Вы  к сегодняшнему дню читали 4 главу.

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.(Быт 4:1,2)

А давайте вспомним, что мы читали в 3 главе, когда происходит  изгнание Адама и Евы из рая.

Смотрите, какие слова говорит Господь, изгоняя Адама и Еву:

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт 3:14,15)

То есть вражда между змеем – это кто?

- Дьявол.

 О.А.   и между семенем жены – это кто?

- Кто происходит от жены.

О.А.   Но тут такая интересная вещь: дело в том, что  у жены не может быть семени.  Семя – это то семечко, из которого вырастает жизнь.  Жена, как образ земли,  принимает семя.  Мужчина дает семя для того, чтобы родился плод. 

Вы по ботанике знаете, что осеменяет цветок  мужская  особь,  а женская особь принимает. Так вот, у жены не может быть семени. И когда эта загадка осмысливалась святыми  Отцами,  они предположили, что семя жены – это  Некто такой,  Кто родится без семени.  То есть…

- Христос.

О.А. Правильно.    А вражда между сатаной и семенем жены –  это вражда между сатаной и Иисусом Христом.

Помните, мы говорили,  что древо познания добра и зла было посажен для того, чтобы Адам, как  человек, победил змея.  И эта война должна быть продолжена.  Это пророчество о том, что Жена родит  без семени Кого-то, Кто победит сатану.  

В церковно-славянском тексте звучат слова, которые мы лучше знаем, – что семя жены сотрет главу змея. Это  пророчество о том, что будет побежден сатана именно потому, что жена родит Того, Кто победит его.

И вот Ева слышит это пророчество, и у нее рождается сын.  И она воспринимает  это пророчество, как уже свершившееся. Она думает, что не так много времени прошло, и это  «мое семя, которое дал мне Бог»,  (от Бога рожденный… а на самом деле это сбудется, когда пройдет весь Ветхий завет).  Еве кажется, что это уже произошло, и поэтому она говорит: « Я приобрела человека от Бога, того, кто сотрет голову змея».  

Она верит ровно наоборот. Оказывается, Каин будет ужален этим змеем.  Каин воспринимает это искушение, и мы видим, как грех начинает  распространяться  по земле. Это искажение, которое в Адаме и Еве уже есть ( и они живут без покаяния),  это искажение человеческой природы, которое передается через наследство,  через род человеческий, и одновременно с этим  искажает всю человеческую природу.

В человеке же есть и образ, и подобие Божие, и тут оказывается, что сам человек способен сам в себе какие-то вещи побеждать.

Смотрите, что происходит дальше. Авель становится  пастырем овец.  В пастырстве Авеля заложена одна очень важная вещь. Ему, как пастуху (как Адаму),  доверены животные,  которых он должен охранять, спасать от  волков, которых он должен любить, за которыми он должен идти в горы, если овца заблудилась.  Он уже является образом пастыря, священника.

Второй был земледельцем. Это же тоже определенный образ. Тот, кто занимается землей, как бы все время в эту землю смотрит. А когда человек слишком прилепляется к земному,  когда человек  служит этому, как самому главному, забывая обо всем, он забывает смотреть на небо. Кто смотрит  в землю, так к земному может прилепиться, что это земное для него может  стать главным.

В нашем контексте, когда мы говорим, что человек, с одной стороны, имеет образ и подобие Божее,  а,  с другой стороны, он  помрачены грехом, человек должен бороться за свой образ и подобие, он должен  к небесному идти. А может прилепиться к земле, и тогда его уже  и так искалеченный  образ будет искажаться еще сильнее.

Любит ли Бог Каина?

- Любит.

О.А.  Люби ли Бог Авеля?

- Так же любит.

О.А.  Но на что  Он смотрит? Он смотрит на то,  с каким, вероятнее всего,  внутренним расположением человек приносит свою жертву Богу. Когда мы идем на день рождения к нашим любимым друзьям,  мы выбираем подарок. Иногда думаешь, что бы такое подарить человеку, чтобы он обрадовался. И тратишь много сил и времени, чтобы найти что-то такое, чтобы друга порадовать.  А иногда думаешь: « Так, что у меня дома есть ненужного, чего мне не жалко?». Можно принести что0-то от  сердца или отдать Богу то, что самому не нужно.

Человек, которому дарят, искренне думает, что  ему дарят все от сердца и радуется. А Бог же видит наши намерения. Бог  видит наши сердца.  Бог видит, как мы это делаем. И я  могу тут предположить, что Бог увидел, с каким сердцем  делается этот подарок. Один выбирает из своего стада самую лучшую, самую дорогую, самую чистую овечку,  как образ Агнца (это уже образ страдания Христа). А другой может думать: «Бог все равно не ест помидоры,  я получше оставлю себе, а похуже ему отнесу».

Жертва – это образ нашей любви.

- Но мы же жертвы не приносим.

О.А. Как же не приносим?  Такую  не приносим, а какую-то другую обязательно приносим. Если мы не приносим никакой жертвы, то никакая любовь неосуществима.

И тогда получается, что один поступает с любовью, а другой – лишь бы как бы.

Бог видит жертву Авеля и принимает ее. А жертву Каина не принимает. И тут бы Каину  задуматься, почему так произошло, а он начинает злобиться, завидовать. Он начинает ненавидеть своего брата.  И Господь вмешивается, он одинаково с любовью относится к братьям. Ему дорог Каин.  Он приходит и говорит: «Слушай, у тебя на сердце грех. Ты замыслил дурное».  Скорее всего, через совесть, Он говорит ему: «Грех лежит у твоих ног, но ты можешь  господствовать над ним».  Это значит, что любое искушение, которое бы нас ни настегало,  мы можем победить. Какая бы страсть нас не захватила, мы можем вернуться к своему образу, если потрудимся и покаемся в чем-то. 

Через это мы видим, как Бог о Каине заботится, как Он просит Каина не делать этого.  Но Каин совершает преступление.  Бог отворачивается от Каина?

- Нет.

О.А. Он как к Адаму к нему обращается: «Где твой брат?» Заметили? Он говорил, - где ты, Адам?, - а теперь спрашивает, - где твой брат? Он хочет Каина вызвать на покаяние.  А тот отвечает: «Что я слуга своему брату?».

Вот видите,  как продолжает грех умножаться в мире, распространяется, как болезнь. Это свойственно человечеству до сих пор таким же образом. Когда мы с вами находим в себе силы, находим в себе мудрость, находим в себе  смирение осознать свой грех  и попросить прощения, победить его, мы ведь не только свой собственный грех останавливаем,  не только свое собственное зло прекращаем. Мы становимся победителями сатаны. В тот самый момент, когда мы побеждаем грех, мы поражаем его в голову.  Мы, подобно Христу, становимся победителями сатаны.  И это очень важно.

- А как они поняли, что Бог принял одну жертву, а другую нет?

О.А. Я не знаю.  Мне кажется, такие вещи мы понимаем интуитивно. Либо Господь открывает Себя, как  голос в душе человека, или через какое-то видение.  Описано, что сошел с неба огонь и попалил жертву Авеля. Не знаю, мы  же там не были. Мы можем только верить тому, что нам говорит Священное Писание.