Главная » Наверное Боги сошли с ума.

 



Наверное Боги сошли с ума

 (The Gods Must Be Crazy)

 





Режиссёр: Джейми Юйс

В ролях: Мариус Вейерс, Сандра Принслу, Лоу

Вервей, Майкл Тис, Ник Де Ягер, Вера Блэкер 

 

В дикой пустыне Калахари мирно живет племя бушменов. Но однажды во время охоты главный герой Хико находит странный предмет – неведомо откуда взявшуюся бутылку из-под кока – колы. Не иначе, как с небес ее сбросили боги, сделав людям подарок. И стекляшка, без которой бушмены всю жизнь прекрасно обходились, вдруг понадобилась всем сразу. Чтобы прекратились ссоры и смута, Хико решает отнести этот дар за «край света».

 

 

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА

 

о. А. Чем вам понравился фильм?

- Смешной очень.

о. А. Смешной – это как бы второй план. Ведь там много и трагического разворачивается.

-  А мне очень нравится доброта этого племени. Они назвали бутылку – «плохая вещь», потому что начали ссориться из-за нее, а раньше у них такого не было.

о. А. А что тебе напоминает это племя? Давайте с вами переведем то, что мы с вами видели, в какие-то известные нам образы или символы. На что это похоже? С чем это можно сравнить, исходя из библейской истории или из законов духовной жизни?

- Мне кажется, что главный герой, который хотел, чтобы всем было хорошо, встал и один пошел на край света. Он просто христианин,  он говорит, что чтобы всем было хорошо, я возьму это и уберу.

о. А.. Да это замечательно. Мы увидели, что не определяя этого напрямую, режиссер и сценарист показывают нам опыт христианской жизни. В образе дикого племен бушменов среди природы, среди гармонии, среди этой потрясающей красоты нам показывают образ жизни христианской:  как христиане должны жить, как они должны друг к другу относиться…

- Поехали в Африку!

о. А. Ну, мы можем создать и такую маленькую Африку у себя.

Здесь  показан такой небольшой рай. Ведь у них же ничего нет.

Показано два огромных мира. На одной территории в той же самой Африке существуют огромные города, похожие на Нью-Йорк. Я был в Науроби, столице Кении, там пять миллионов жителей, огромный город с эстакадами, огромными бизнесцентрами, супермаркетами, машинами… А рядом с фешенебельными районами есть окраины,  беднейшие районы, это какие-то ужасные лачуги, домишки из картона, из жести. Люди вместо обуви делают себе  сандалии из старых автомобильных покрышек. Кучи  мусора навалены кругом из отходов этой цивилизации. Вы знаете, например, сколько надо времени, чтобы  произошло разложение пластиковой бутылки?  Четыреста лет, представляете?

Если отъехать от города километров на десять, начинается девственная Африка, где спокойно можно встретить жирафа или буйвола, летают чудесные птицы необыкновенной расцветки, бабочки с огромными крыльями. Попадаешь просто  в какой-то небывалый сказочный сад.  А с другой стороны – цивилизация, которая тоже присутствует там в виде свалок мусора.

И вот  в этом фильме тоже  сталкиваются два мира. С одной стороны это мир пустыни, в которой живут бушмены, у которых ничего нет.  У них нет вилок и ложек,  нет одежды и орудий труда, у них нет ничего того, чем один человек может перед другими хвалиться, превозноситься или выпендриваться.  И они живут совершенно счастливой жизнью.

И при этом у них все есть.  Когда смотришь на это, понимаешь, как же на самом деле человеку немного надо. Как мало человеку надо, чтобы быть человеком. У них есть что-то такое очень важное. Что же у них есть?

- Любовь к друг другу.

- Равенство.

- Братство.

- А как главного героя встречали, когда он вернулся!

о. А.  Он же спас племя. Он рисковал своей жизнью, своей свободой. Сколько пришлось ему пережить ужасов, но он остался самим собой. Смотрите, какой удивительный человек,  -  этот мир его не испортил, не соблазнил, ничем не подцепил. Он встретился  этим миром,  и  мир его не сломал.

- Он не взял деньги, а разорвал их и бросил, как ненужную бумажку.

о. А. А что вы думаете про бутылку, про эту «злую вещь»?

- Бутылка – это такой образ того,  из-за чего все могли рассориться.

о. А. А вот сравни с какими-то библейскими образами.

- Это дерево познания добра и зла.  Они приобрели знание, и оно их напортило, они стали другими.

о. А.Да, они без этого знания спокойно жили. Наверное, действительно, можно сказать, что бутылка – это образ плода соблазна, испытания человека грехом, когда люди вдруг теряют это равенство.  Что-то врывается в мир чужеродное, как соблазн, и от него обязательно надо избавиться, отречься. Как грех, помните, вчера читали в храме про Каина и Авеля. Господь говорит: «Грех лежит у твоего порога, но ты можешь его победить, ты можешь быть властелином своего греха».

Так вот,  про два мира, которые здесь показаны. Мир, от которого человек отказался ради благополучия,  ради своей гордыни, ради какого-то комфорта,  ради приобретения разных удовольствий. Ведь жизнь бушменов – очень тяжелая, с одной стороны. Видите, как им приходится каждую капельку росы собирать, питаться кореньями, они не знают, что такое кока-кола и шоколадки. Их жизнь протекает в постоянном общении с природой.  Когда им приходится ради пропитания охотиться на животных,  вспомните, как герой очень трогательно это делает. Он усыпляет  животное,  потом просит у него прощения, и только после этого безболезненно убивает, чтобы накормить семью. Он вынужден делать то, что ему не хочется делать, не хочет убивать,  но это необходимо, он извиняется перед ним. Это как бы образ покаяния.

И показан мир, который живет уже совсем по другим законам, который не обращает внимания ни на кого. Зло сеется вокруг.  Дети,  окруженные бандитами, которые угрожают им ради своих непонятных целей.  Зло является законом этого мира.

- Там была такая фраза, что когда нам кажется, что мы делаем свою жизнь проще, мы ее усложняем. Вот у них не было даже слова  виноват. А у нас есть и адвокаты, и суд, мы какой-то справедливости добиваемся. И думаем, что так нам будет проще, а если посмотреть на это племя со стороны, им даже очень неплохо живется.

о. А. На самом деле,  да.  

А знаете, о чем я еще подумал. Если бы в начале 19 века  были бы компьютеры, интернет, мобильные телефоны, то Пушкина бы не было. И более того, чем больше мы от этой цивилизации ищем себе каких-то удобств, тем больше лишаем себя очень важных глубоких вещей, которыми полна наша культура. Оказывается, что этот неграмотный мир, не умеющий ни читать, ни писать,  гораздо более культурен и воспитан, чем все те, кого он встречал. Он встречал всех с улыбкой. Он со всеми готов был делиться. Он ко всем был по-доброму расположен. Он удивлялся, почему люди ему не улыбаются, почему они запирают двери. У бушменов нет дверей, они для всего мира открыты.

Чему можно  у них научиться?

- Уважению других людей.

- Любви можно научиться.

о. А. Еще, мне кажется, мы должны научиться правильно относиться к этим бутылкам из-под кока-колы. Это я образно говорю, это образ цивилизации, прогресса, комфорта. Кока-кола – это мировой символ современного мира. Надо все поставить на свои места, научиться ценить правильные вещи и понимать, что для нас главное, а что второстепенное. Что для нас ценно? – любовь, о которой Катя сказала. Самопожертвование этого замечательного  христианина-бушмена, который пошел на край света спасать свое племя от «злой вещи». Посмотрите, какое внимание к природе, которое делает бушмена и ученого очень родными людьми. Они разные люди. Один белый, а другой черный. Один образованный и ученый, другой ничего не знает. И вдруг оказывается, что у них между собой гораздо больше общего, чем у ученого с другими белыми людьми. Потому что они живут одними и теми же ценностями. Они понимают, что такое человеческая дружба, взаимовыручка, жертвенность, любовь.  Они ценят в жизни главные вещи и не подменяют их никакой кока-колой. Этому, мне кажется, прежде всего надо научиться.