Главная » Богослужебная жизнь » Как пользоваться Богослужебным сборником

 


КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БОГОСЛУЖЕБНЫМ СБОРНИКОМ

 

 



 

Дорогие прихожане, обращаем ваше внимание, что каждый из вас может следить за богослужением по богослужебному сборнику, который можно взять на время службы за свечным ящиком. Не пренебрегайте этой возможностью. Богослужебные тексты – это благодатный кладезь, который Церковь собирала веками. Всем нам надлежит понимать эти тексты, ведь богослужение – это сослужение не только клира и певчих, но всех прихожан, находящихся в храме.

 

 

 Как мы писали в прошлый раз, служба совершается одновременно по нескольким богослужебным книгам. Для удобства использования наиболее часто употребляемые тексты из всех книг сокращённо собрали в одну – Богослужебный сборник. По этой книге можно даже совершить богослужение, но сокращённо и только выборочные службы года.

Тексты служб расположены в Сборнике по порядку их следования в сутках. Церковный день начинается с вечера, поэтому вначале, за первой службой в сутках – девятым часом следует Всенощное бдение.

Всенощное бдение состоит из двух соединённых в одну служб, названия которых великая вечерня и утреня. Все молитвы всенощного бдения, напечатанные подряд, будут повторяться на каждой всенощной (это неизменная основа каждой такой службы). Перечислим их по-порядку.



Неизменная основа Всенощного бдения

Вечерня: 103-й Предначинательный псалом, 1-й псалом «Блажен муж», псалмы 140-й 141-й «Господи, воззвах», древний христианский гимн «Свете тихий», прокимен, молитвы «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши», тропарь «Богородице Дево» и 33-й псалом.

Утреня: шестопсалмие (т.е. шесть псалмов), стихи «Бог Господь», Полиелей (избранные стихи из Псалтири, восхваляющие Господа), воскресные тропари, гимн «Воскресение Христово видевше», песнь Богородицы «Величит душа», Хвалитные псалмы, молитва Богородице «Преблагословенна еси», великое славословие «Слава в Вышних Богу», воскресный тропарь (один из двух), и Многолетие «Великаго господина».




Дополнительные тексты

В определённые моменты к этим основным текстам будут добавляться дополнительные, каждый раз меняющиеся в зависимости от положенного гласа книги Октоих и от празднуемого святого по книге Минея.

Вот эти моменты:

1. На вечерне, к 10-ти последним стихам псалмов «Господи, воззвах» (с. 11 Богослужебного сборника, выделены особо) добавляются стихиры из Октоиха нужного гласа и затем стихиры из Минеи. Сначала поется один стих псалма, потом к нему припевается одна из стихир Октоиха, и так далее. Стихиры 1 гласа – напечатаны на стр.58. Стихир из Минеи в сборнике нет, кроме самых больших праздников (см. начиная со с.143).

Последняя стихира, припеваемая к стиху «И ныне и присно» – всегда (и здесь, и в других циклах стихир и тропарей) посвящена Богородице. На «Господи, воззвах» – особая Богородичная стихира, написанная св.Иоанном Дамаскиным для каждого из 8-ми гласов, раскрывающая в каждом гласе свою грань учения по важнейшему из христианских догматов — догмату воплощения Иисуса Христа. Поэтому называется онаБогородичен догматик (1-го гласа находится на с. 59).

2. Стихиры на стиховне перед молитвой «Ныне отпущаеши». Так же, как и в «Господи, воззвах», к каждому стиху будет припеваться по одной стихире из Октоиха нужного гласа (1-й глас – с.61).

3. На утрени, после того, как хор пропоет на соответствующий глас «Бог Господь, и явися нам…» (с. 20 Сборника), из Октоиха поется воскресный тропарь соответствующего гласа и Богородичен (в гласе 1 – стр.62,63, тропарь – расписан нотами).

4. После неизменных воскресных тропарей, каждую всенощную поющихся на 5-й глас (с.21), и малой ектении читаются и поются молитвы положенного гласа Октоиха. В Сборнике они не приведены, а вместо этого в тексте всенощной приведён Антифон 4-го гласа «От юности моея», который поётся во все большие праздники, кроме воскресных (или в воскресенье, если выпадает 4 глас).

5. Перед чтением Евангелия особым распевом для каждого гласа поется прокимен. Название свое прокимен (от греч. προκείμενος - "предлагаемый вперед") получил оттого, что он предшествует чтению из Св. Писания. Это один из стихов Псалтири, самый выразительный и подходящий к читаемому Евангелию.

6. После Евангелия и молитвы священника «Спаси Господи…» с перечислением всех чтимых святых, поётся канон. Это особая часть службы, в его тексте заключаются самые основные мысли данного дня, посвящённые празднуемому событию (обычно он объединяет все события, празднуемые в этот день). В воскресенье – это всегда воспоминание Воскресения, Крестных страданий, Богородицы и выпавшего на этот день святого. Канон состоит из 9 песней: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, и 9 (вторая песнь уже с древней традиции отсутствует.) Каждая песнь состоит из ряда тропарей, первый из которых поётся, и называется ирмос. Остальные тропари читаются чтецом. Ирмосы канона приведены в Сборнике в каждом из 8-ми гласов.

После каждой песни канона поется катавасия (с греч. κατάβασις – «схождение», т.е. для пения этого заключительного ирмоса канона два хора в древней традиции сходились вместе на середине храма). В сборнике на с.23 приведён текст катавасии «Отверзу уста моя», которая поётся чаще всего.

7. После шестой песни канона должен петься воскресный кондак положенного гласа (в Сборнике кондак 1 гласа – на с.66). У нас в храме его читает чтец.

8. К последним стихам Хвалитных псалмов (148, 149, 150) аналогично стихирам на «Господи, воззвах» припеваются стихиры Октоиха нужного гласа. Они называются стихиры на хвалитех. В сборнике приведены всего две стихиры на хвалитех, в нашем храме их обычно поют больше.

В конце к всенощному бдению присоединяется служба первого часа. Там, где написано «тропарь дня» и «кондак дня» (с.31) – читаются тропарь и кондак всё того же положенного гласа Октоиха (те же, что пелись в начале утрени и после 6-й песни в каноне.)

 Советы по использованию Сборника приведены здесь для воскресной всенощной, совершаемой вечером по субботам. Для такой всенощной, как вы заметили, мы добавляли в основном гласовые тексты Октоиха. В другие праздничные дни к неизменным молитвам всенощной в указанных выше местах нужно будет добавлять другие тексты, перепечатанные из другой книги – Минеи, того праздника или святого, в честь которого совершается всенощная (см.оглавление Сборника). В нашем Сборнике есть молитвы далеко не всех праздников года, только самых больших. Иначе эта книга была бы слишком громоздкой.

Божественная Литургия предваряется также службами часов – третьего и шестого. В службы третьего ишестого часов нужно добавить, в тех же местах, что и в первом часе, тропарь и кондак нужного гласа Октоиха.

Текст Литургии практически полностью неизменен. Если изменяемые тексты из Октоиха и Минеи на всенощной составляли примерно половину всей службы, то на Литургии это, наверное, всего лишь одна двадцатая.



Изменяемые места Литургии:

1. К последним стихам третьего антифона («Блаженны») добавляются тропари из Октоиха, но в нашем Сборнике они не приведены, так как в большинстве храмов их сокращают (то есть не читают).

2. После входа с Евангелием и песнопения «Придите, поклонимся», хор поёт тропари, посвящённые всем празднуемым событиям этого дня. Среди них звучат и воскресные тропарь и кондак Октоиха положенного гласа (те же, что пелись в начале утрени и после 6-й песни в каноне.)

3. Перед чтением Апостола поется прокимен соответствующего гласа (в Сборнике приведён в конце каждого гласа). Перед чтением Евангелия таким же распевом, как и прокимен, поётся «Аллилуйя».