Главная » Богослужебная жизнь » Как составляется богослужение

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ БОГОСЛУЖЕНИЕ

 

 

 

Каждый раз приходя на службу, мы слышим молитвы, которые поёт хор, читают чтецы и возглашает батюшка. А задумывались ли мы, откуда они берут эти молитвы? И что нужно знать, чтобы они прозвучали в нужный момент? Что за книги открывает для хора регент на клиросе?

 

 

 

Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, “Известие учительное”). Апостол Павел пишет о церковной молитве: "В церкви…всё благообразно и по чину да бывает" (1 Кор., 14, 40).

Каждая служба имеет своё название, свой чин (порядок), время и символику.

Чтобы составить каждую из церковных служб, нужно хорошо знать Устав богослужения, составленный за два тысячелетия отцами церкви. За это время было написано множество книг, содержащих тексты для церковных служб, например, Октоих, Минея, Часослов, Служебник и другие. Уставщик или регент должны уметь найти во всех этих книгах молитвы, назначенные для каждого определённого момента каждой службы.

Сложность состоит в том, что тексты для одной и той же службы содержатся не в одной, а сразу в нескольких книгах. Например, тексты молитв чина вечерни и чина утрени (вместе составляющих всенощное бдение в субботу вечером), нужно искать сразу и в Октоихе, и в  Минее, и в Часослове, и в других книгах.

Причина в том, что в Церкви каждый день одновременно вспоминают сразу несколько праздников, зависящих от нескольких разных календарей.

Один календарь, как мы и привыкли, следует по месяцам и по числам, из года в год. По этому календарю празднуются все дни памяти святых и почти все двунадесятые праздники (Рождество, Благовещение и другие). Тексты этих праздников печатаются в книге Минея. Всего в Минее 12 томов, по числу месяцев.

Второй календарь считает удалённость дней от Пасхи, которая каждый год, как известно, попадает на разные дни. И каждый год получается, что вслед за Пасхой, сдвигаются и все остальные праздники этого календаря. То есть Вознесение, Троица, дни Великого поста и Страстной седмицы, и некоторые другие праздники каждый год попадают на разные числа. Тексты этих праздников находятся в Постной Триоди (на Великий пост), в Цветной Триоди (на дни Пасхи) и в Октоихе.

О книге Октоих нужно сказать особо. Название книги происходит от греческого слова Ὀκτώηχος, то есть «восьмигласник». Октоих разделён на 8 глав, в каждой главе находятся службы на всю седмицу. (Седмица – это церковная неделя, где первый день – Воскресение и последний – суббота.) Все дни в седмице имеют своё посвящение. Воскресенье – так и называется в память Воскресения Христова. В понедельник вспоминаются ангельские силы, во вторник – святой Иоанн Креститель, в среду – Пресвятая Богородица, в четверг – апостолы и святитель Николай, в пятницу и в среду – крестные страдания Христа, в субботу – все святые и усопшие православные христиане. В течение одной седмицы все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Песнопения Октоиха – тоже принадлежат системе пасхального календаря, так как отсчёт гласов начинается каждый раз заново от Пасхи.

Совместить праздники обоих календарей возможно благодаря особому, установленному издревле порядку совершения служб в храме. Каждый день, ежесуточно, церковь назначает на одно и то же положенное время, специальные чины, повторяющиеся изо дня в день. Они называются, по порядку следования – вечерня, утреня и часы, и ещё некоторые другие. Приходя в храм, мы участвуем именно в этих богослужениях. Все они состоят из собственных, постоянных и неизменных молитв из книги Часослов. Слова их, наверное, знакомы каждому, например, «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Величит душа Моя Господа».

Без Часослова никак не обойтись ни на одной службе. Но одной только этой книги будет недостаточно. Ведь на службе ещё нужно помолиться святому, память которого в этот день, и почтить событие, положенное в пасхальном календаре. Поэтому в определённые, специально назначенные моменты всех суточных богослужений к изначальным каждодневным текстам обязательно добавляются тексты праздников. Добавленные молитвы составляют примерно половину службы.

Итак, чтобы составить службу, нужно взять молитвы из Часослова и добавить в них по определённым правилам тексты из Октоиха и Минеи. Все они предназначены для пения и чтения клиросом (так называется хор церковных певчих, и чтецы).

Главное в Церкви и на церковных службах – соборность, совместная молитва. Поэтому в полноте богослужение можно совершить участием в нём народа и священника. Он возглавляет службу и произносит положенные ему молитвы, некоторые возглашая вслух, а некоторые про себя (так называемые тайные молитвы). Все они печатаются отдельно в книге Служебник.

Главная церковная служба – Божественная Литургия – обособлена от остальных суточных служб, не считается в их числе. Но способ составления этой службы похожий – к постоянным, неизменным песнопениям, составляющим основу Литургии (они печатаются в книге Ирмологий), добавляются молитвы, посвящённые праздникам этого дня, из Октоиха и Минеи.

 

Материал подготовила регент нашего храма Ольга Белякова