мастер-класс



Как организовать ярмарку на приходе

 





 

 Проходил в рамках встречи "ответственных за катехизацию на приходе".

Организаторы: протоиерей отец Алексий Уминский  с прихожанами.








 С пришедшими гостями — священниками, катехизаторами, социальными работниками, ответственными за работу с молодёжью и просто неравнодушными людьми — беседу провёл настоятель храма протоиерей Алексий Уминский. Вместе с ним опытом организации приходских ярмарок поделились активные члены прихода Николай Желясков и Вероника Аникеева. Данная встреча стала ответом на многочисленные просьбы рассказать о том, как проводятся хохловские ярмарки.

 





О. Алексей:

— Мы привыкли к тому, что, как правило, беседуем о вере, но этот разговор — очень правильный и необходимый — может продолжиться и разговором о делах веры, потому как вера без дел мертва (Иак. 2:26).

Целью нашей катехизации является не только и не столько рассказ о том, во что верит наша Церковь, сколько реальное включение человека в жизнь Церкви, в жизнь общины. А жизнь общины — это жизнь богослужебная, это жизнь евхаристическая, и это жизнь, которая продолжается после Евхаристии, «литургия после Литургии». Жизнь общины, жизнь прихода в его служении, в его делах тоже, по моему мнению, является очень важным средством катехизации  и  воцерковления тех людей, которые когда-то были крещены или только-только нащупывают свой путь к Церкви и к вере, которые смущены очень многим, что может быть в Церкви им непонятного,  неизвестного и пугающего. Это особенно важно в той  атмосфере, которая сегодня складывается:  в таком конфликтном отношении общества к Церкви, которое мы сегодня наблюдае,  среди различных информационных вбросов, среди всевозможных, иногда шокирующих, эпатажных заявлений некоторых спикеров нашей Церкви.

Так вот, для людей, которые хотели бы войти в Церковь, этот путь  может лежать не только через огласительные беседы, но и  через иное пространство, которое может быть наполнено общими добрыми делами, делами милосердия, служения, создающими мостик, по которому человек входит в пространство жизни Церкви. Тогда он  начинает видеть Церковь в лице её реальных членов, тех самых христиан, которые, собственно говоря, и должны являть миру, что такое Церковь. По тому узнают все, что вы Мои ученики, говорит Христос, что будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). И сегодня проблема узнавания Церкви через нас – очень и очень серьёзная, и мы должны тоже  думать о том,  каким образом мы можем явить миру знание о Церкви не только через слова о Церкви, а  через себя,  через дела, которые мы могли бы делать вместе с теми, кто готов  прийти к нам и  что-то общее с нами делать.

Поэтому мы сегодня подготовили для вас презентацию, мастер-класс о том, как провести благотворительную ярмарку в приходе, которая сама по себе является одним из инструментов катехизации. Я сегодня предоставлю слово нашим прихожанам, которые расскажут, как мы это делаем, чтобы и вы тоже могли у себя на приходе это сделать. Мы расскажем, насколько эффективна такая форма катехизации по созданию общины и привлечению в общину новых членов.

Вика:

— Мне сегодня при встрече сразу задали вопрос «А это уже не первый мастер-класс? Вы уже их много тут проводите?» На самом деле, первый. До сих пор нам волнительно и страшно, хотя мы этих ярмарок провели больше восьми точно...

О. Алексей:

— Девять.

Вика:

— Почему мы здесь собрались и почему мы об этом говорим? Потому что буквально на каждой ярмарке подходили люди и говорили: «Дайте нам совет, ответьте на наш вопрос!», и во время ярмарки это невозможно сделать. Когда уже пошли обращения через группу нашего храма на «Facebook», мы поняли — всё, надо! Поэтому сегодня первая такая встреча, не судите строго, мы не заявляем это как какое-то высокое мастерство, мы просто искренне хотим поделиться опытом.

У прихожан в нашем храме есть самые разные послушания. В нашей трапезной они по очереди готовят еду на весь приход. После службы отец Алексей приглашает всех в трапезную на духовные беседы, и здесь дежурные всех кормят. Также есть послушание — уборка храма. Мы с Николаем познакомились и стали взаимодействовать на послушании по помощи заключённым, и именно на этом послушании мы задумались впрямую о том, что  часто нужны деньги на это послушание. Мы собирали посылки с предметами первой необходимости, и денег постоянно не хватало, они очень быстро заканчивались. Тогда пришла идея отцу Алексею: «Может, уже какую-нибудь ярмарку делать? Творчески, весело, в празднике провести это время, и в то же время полезное делать всем приходом». Так появилась наша первая ярмарка.

Коля:

— Примерно четыре года назад всё начиналось в одной маленькой комнате, сейчас нам не хватает даже нашей улицы. Ярмарка — это не только способ собрать средства, но и это мероприятие, которое может помочь привлечь людей к какому-либо служению, привлечь внимание к проблеме, привлечь добровольцев, сплотить, организовать и работать дальше. Наверняка не все люди на приходе знакомы друг с другом, есть такая проблема. Привлечь новых людей в храм — тоже бывает проблема. Ярмарка позволяет решить эти задачи. Может быть не на сто процентов, но в той или иной степени очень способствует.

Вика:

— На самом деле, есть прихожане, которые стали ходить в храм из-за того, что принесли сувенирчики на ярмарку. Один раз принесли, потом пошли и сами что-то купили, и с этого начался их приход в храм. И их много. Особенно, мы заметили, храм в центре, люди едут с разных концов города, и мы особенно радуемся, когда после ярмарки появляются прихожане, которые живут рядом с храмом (на территории храма в Хохлах расположен многоквартиный дом — прим. ред.)

Цели проведения благотворительной ярмарки:

  • Собрать средства
  • Привлечь внимание прихожан к проблеме
  • Собрать добровольцев
  • Общение с теми, для кого проводится ярмарка, социализация

Будьте готовы, что работы много.

Коля:

— Всё приходит с опытом.

О. Алексей:

— Не пугайте.

Коля:

— Мы не пугаем, мы призываем тщательно готовиться. Прежде всего, нужна команда, то есть люди, которые будут вместе в вами организовывать, потому что в одиночку что-либо сделать очень тяжело. Как правило, это два-три человека и настоятель храма или уполномоченный священник. Важно проводить регулярные встречи, как только вы определили круг лиц.

Команда:

  • 2-3 человека + настоятель храма (или уполномоченный священник)
  • Проводите регулярные встречи
  • Договоритесь о способах связи
  • Распределите роли:
    • кто принимает ключевые решения
    • кто согласовывает
    • кто участвует
    • кто выполняет.

О. Алексей:

— Простите, что вмешиваюсь. Цель ярмарки должна быть. Ради чего мы это делаем? У каждого прихода есть своя определённая специфика. Каждый приход занимается своей социальной деятельностью. Ещё могут случаться какие-то неожиданные вещи. Например, болезнь кого-то из членов прихода, ребёнка или взрослого человека, у которого нет денег на операцию. Это, например, зима и необходимость помогать бездомным. Это, например, служение тюремное, когда на посылки приход в год может тратить порядка полумиллиона рублей, в зависимости от того, какое количество колоний находится в окормлении данного прихода. Соответственно, это всегда какое-то общеприходское дело, которое должно быть обязательно известно всему приходу. То есть об этом сначала делается серьёзное информационное объявление. Приход должен заранее знать, что эта ярмарка когда-то состоится, и должна быть чётко сформулирована её цель. Простите, дальше.

Коля:

— Мы хотим сказать, что целью могут быть не только собрать средства, но и, как отец Алексей сказал, вообще можно таким образом привлечь внимание прихожан к проблеме. Собрать добровольцев. Также важный момент — это общение с теми, для кого мы проводим ярмарку, потому что часто люди, которым мы помогаем, если это социальное служение,  могут находиться в некой изоляции. И если мы их приглашаем на мероприятия, они общаются и видят, как люди им помогают, это помогает им жить, помогает по-другому взглянуть на себя и на них.

Вика:

— И это очень хороший опыт. Вот, допустим, была ярмарка, посвящённая фонду «Волонтёры в помощь детям-сиротам», пришла руководитель фонда и показала короткий фильм. Мы так и предупреждали: короткий, не более двадцати минут фильм, который бы рассказал, чем занимается фонд, как они помогают. Фильм такой эмоциональный, как всегда получается, и это помогает. Или про бездомных: начала смотрим фильм все вместе, а потом руководитель службы объясняет, как и чем они помогают.

Коля:

— И сами бездомные приходили на эту ярмарку, видели, что люди всё-таки стараются собрать средства. Когда проводили ярмарку для больной девочки Насти, приходили её родители, и они тоже видели, что столько людей вокруг озабочены не только своими проблемами, но и тем, чтобы помочь. Это воодушевляет и помогает жить.

Вика:

— Как вы думаете, возможно ли одному человеку провести ярмарку? Даже маленькую? Совершенно невозможно. Как бы вы ни пытались, совершенно не получится.

Коля:

— Мы рекомендуем проводить регулярные встречи, желательно, раз в неделю, потому что хотя и есть сейчас электронная почта и «Скайп», но всё-таки это не может заменить живого общения. Для многих эта подготовка будет являться не основной деятельностью. Скорее всего, мы работаем, заняты на других послушаниях, служим, учимся, поэтому регулярные встречи важны, чтобы все участники были в курсе событий, могли делиться решениями, если какие-то трудности. Важно договориться о способах связи: для кого-то электронная почта, для кого-то телефон, кто-то почту, может, вообще не читает. Также желательно распределить роли: кто принимает ключевые решения, кто согласовывает, кто участвует...

Вика:

— Когда мы только придумываем ярмарку, мы собираем все идеи, самые невероятные и, наоборот, самые банальные. Мы садимся за один стол с отцом Алексеем и рабочей группой обсуждаем. Сначала просто набрасываем много-много идей. Встрече на второй, наверное, уже всё лишнее отметается, остаётся программа, которую отец Алексей благословляет.

Коля:

— На этих встречах важно договориться о правилах общения: не перебивать друг друга, слушать. Может быть, вы подумаете, что это элементарные вещи, но часто несоблюдение элементарных правил привносит нервозность, срывает встречи. Пожалуйста, вот этому внимание лучше уделить.

Повестку собрания лучше готовить, поскольку времени у всех мало, час, два на месте топчемся — это вызывает раздражение. Непросто иногда бывает и как-то выслушать другого человека, не перебивать — тут на совместных встречах поле для добродетели очень большое. Важно, чтоб был ведущий и тот, кто записывает информацию, чтобы она не потерялась, и её можно было разослать всем. За временем следить. И я тут такое слово использовал — не проваливаться в «шахты», то есть не посвящать половину встречи решению, обсуждению одного мелкого вопроса. Лучше отдельный вопрос, в котором задействованы не все участники собрания, отложить и решить немножко позже.

Встречи:

  • Договориться о правилах (на перебивать, внимательно слушать, не разговаривать по телефону);
  • Выбрать ведущего и того, кто записывает и рассылает информацию;
  • Важно следить за временем, не проваливаться в «шахты».

Вика:

— Мне кажется, ещё раз, очень важным, чтобы в этот же день кто-то один обязательно все записал и разослал  всем, чтобы остальные могли думать, как двигаться дальше. Потому что если тот, кто всё записывал, в течение недели будет посылать, «съестся» ваше время, половина забудется, и на подготовку каждому ответственному останется меньше времени. «Шахты» неизбежны, поэтому ведущий встречи обязательно следит, и если видит, что долго топчемся на одном решении вопроса, даже если нет решения, говорит: «Ребята, давайте дальше. Нужно двигаться».

Коля:

— Важно на этих совместных встречах выработать концепцию, основную идею. Это должна быть публичная цель, хорошее, интересное название, дальше могут появиться новые идеи для сбора средств. Почему важно придумать какую-то идею, название? Для того чтобы, во-первых, нам самим в храме не надоедала одна и та же ярмарка. То есть если мы будем проводить одно и то же мероприятие подряд, то, к сожалению, внимание людей уже не будет реагировать. Также важно, чтобы ярмарка отличалась от других событий, которые проходят вокруг. Если одновременно идёт пять ярмарок, например, на Рождество, то человек будет выбирать, куда ему пойти.

О. Алексей:

— Дело в том, что ярмарки, если они действительно стали на приходе делом традиционным — девять ярмарок! — что это значит? Это всему приходу довольно известное мероприятие. Далее, маленький приход в центре Москвы быстро себя исчерпывает и идейно, и  материально.  Поэтому какие-то первые ярмарки, когда  в вашем приходе будут проводиться, не должны быть частыми. Две ярмарки в год максимально. По три-четыре ярмарки в год — мы поняли, что это совершенно невозможно.

Вика:

— И был большой перерыв у нас.

О. Алексей:

— Да, мы полгода не могли собраться с силами. И когда прошли две-три ярмарки, то очевидно, что сам приход уже внутри себя в этих ярмарках во многом исчерпался. И тогда ярмарка становится мероприятием, обращенным из прихода во внешнее пространство. Тогда сама ярмарка становится тем мероприятием, о котором сообщается всеми возможными информационными способами вне-вне-вне-вне-вне: через друзей, знакомых, facebook, вконтакте и т.д. через все средства информации для привлечения совершенно незнакомых, совершенно неизвестных, пока непонятных людей для участия. Именно поэтому так важно назвать ярмарку, чтоб она прозвучала ярко и интересно для тех, кто ещё ничего не знает.

Разработайте концепцию:

  • Публичная цель
  • Основная идея
  • Название
  • Идеи/способы сбора средств

Коля:

— Например, ёжик был символом нашей последней осенней ярмарки, называвшейся «Осенний дар».

Вика:

— А как вы думаете, что мы продавали на этой ярмарке?

Ответ из зала:

— Варенье!

Вика:

— А ещё что?

Ответ из зала:

— И соленья!

Коля:

— Вы знаете, некоторые люди приходили просто для того, чтобы купить себе мешок картошки.

Вика:

— Подумайте, пожалуйста, кроме традиционной продажи сувениров, когда мы выкладываем что-то на стол, подписываем, сколько стоит, и продаём, кроме этого, какие составные части ярмарки могут ещё быть?

Ответы из зала:

— Во-первых, самовар. Чай. Собственная выпечка. Песни-пляски. Музыка. Информация о чем-то...

Вика:

— Допустим, мне очень запомнилось, когда была ярмарка в помощь бездомным, мы прямо на улице посадили представителя этой службы Илью Кускова, и он проводил мастер-класс, раздавал методички «Как помочь бездомным?»

О. Алексий:

— То есть, о том, что делать, если вы встретили бездомного на улице, как вам поступать, как ему помочь.

Вика:

—  За соседним столиком был фельдшер, который говорил, как вам помогать, как оказывать помощь. Да, это отличный элемент ярмарки.

О. Алексей:

— То же самое, что ты уже сказала, небольшой фильм или мастер-класс.

Программа ярмарки. Составные части:

  • Продажа сувениров
  • Тематические распродажи
  • Презентация
  • Мастер-классы
  • Аукцион
  • Беспроигрышная лотерея
  • Концерт
  • Фуршет
  • Игры для детей
  • Фотосессия
  • и т.д. и т.п.

Начинали с первых самых ярмарок, очень скромных, которые сначала проходили в очень небольшом помещении воскресной школы. Маленькая скромная ярмарка для заключенных. И мы попросили наших прихожан принести какие-то очень хорошие и совсем не нужные вещи. Обязательно очень хорошие, с тем чтобы эти очень хорошие вещи или вещи, сделанные своими руками очень высокого качества, продать по цене, которая была бы явно ниже их стоимости. Бывают такие подарки, которые у нас давно стоят, нам уже не нужны. И оказалось, что это очень удачно. И, тем не менее, из них мы смогли выделить несколько разных сегментов, категорий того, что могло бы быть на ярмарке. Исходя их этих сегментов стали составляться целые столы, которые потом пошли в ход. Потом добавляется беспроигрышная лотерея. Почему она добавляется? Потому что всё равно кто-то приносит что-то такое, что продать никак не получится.

Коля:

— Ну, аукцион — это, наверное, то, что у нас пользуется наибольшей популярностью. Часто его проводит сам отец Алексей. Здесь мы выделяем какие-то вещи, которые достойны особого внимания. Это вещи, которые существуют в единственном экземпляре, это старинные вещи...

О. Алексей:

— Иногда, для того чтобы лотерее придать азарт, мы одну вещичку из аукциона передаем в лотерею.

Вика:

— Печатаются билеты, порядка двухсот штук. Цена на билет фиксированная, рублей двести. Стоят массовики-затейники весело продают эти билеты. Рядом же за их спиной стоят коробки и грузовичок, в котором хранятся призы, уже промаркированные, какому номеру приз. А на столе лежат так называемые суперпризы.

О. Алексей:

— Какие-то вещи, которые сразу в глаза бросаются.

Вика:

— Очень часто приносили даже бытовую технику, но в хорошем, идеальном состоянии. Алкоголь дорогой.

Коля:

— Важно активно продавать билетики. Потому что сначала десять билетиков купят, и может угаснуть интерес. Надо чтоб продавец тут был активным.

О. Алексей:

— Посетителям надо приходить с детьми.

Продолжение из зала:

— Которые заставят: «Купи хоть что-нибудь!»

— А котята не пользуются спросом? В лотерею бы их разыгрывать.

О. Алексей:

— Понимаете, это мне кажется очень не этичным, потому что котёнка можно взять только по желанию. Разыграть котёнка — это живая душа — в лотерею человеку, которому он не нужен, понимаете, это, мне кажется, не совсем правильно. Это живое существо. Его, может быть, как-то можно на аукционе кому-то отдать, и цену повышать для того, кто его очень хочет. Но в лотерею не надо.

Из зала:

— Ещё можно вопрос? Как вы это устраиваете? Это костюмировано?

Вика:

— Это очень поможет, если есть колпачок Петрушки...

О. Алексей:

— Когда это — именно лотерея. Но не когда это лотки в храме. После Литургии выставляем столы в храме. Основная ярмарка проходит в храме. У нас, по крайней мере. Если есть другие помещения, то лучше в них. Если хорошая погода и лето, можно всё делать на улице — это вообще прекрасно. Но в осеннее-зимние времена на улице делать продажу сувениров невозможно. А лотерею можно.

Вопрос из зала:

— А где вы смотрите фильмы?

Вика разводит руками вокруг (собрание проходит в трапезной приходского дома):

— Вот здесь. Это самое многофункциональное помещение.

О. Алексей, указывая на столы:

— Вот эти лёгкие раскладывающиеся столы, они легко собираются, легко выносятся, поэтому здесь остаются только лавочки, а эти столы идут в храм. Там они быстро собираются, быстро раскладываются, пока люди смотрят здесь фильм, и идёт угощение на улице после Литургии, потому что люди должны после службы подышать, выпить горячего чаю, съесть пирожочек. Это тоже форма ярмарки. То есть за благотворительные средства люди покупают пирожок, пью чай. Если это не пост, мы обычно ещё делаем глинтвейн с сосисками. Каждая из этих небольших вещей приносит свой доход. Кроме того, что это приносит свой небольшой доход, это приносит гораздо больше очень хорошего настроения. То есть люди, которые остаются на ярмарку, они получают огромный заряд хорошего настроения, отдыха, веселья, улыбки, общения друг с другом, знакомства. И это угощение на улице проходит в течение нескольких часов. Всё время стоят наши прихожане и привлечённые волонтёры, потому что мы предлагаем через facebook разным людям стать волонтёрами. Вот у нас появился опыт общения с отцом Стефаном...

Вика:

— Удивительно! Однажды на нашу еженедельную планёрку приходит священник, садится и говорит: «Здравствуйте! Мы вам очень хотим помогать, у меня есть группа помощников — десять студентов!»

О. Алексей:

— Он приводит с собой уже несколько раз пятнадцать-двадцать ребят, молодых студентов, совершенно невоцерковлённых, далёких от Церкви, которые у нас уже свои. Они волонтёры. Они проходят свою университетскую практику.

Коля:

— Раз уж сказали про улицу. Это привлекает людей просто со стороны.

О. Алексей:

— Прохожих. Идут прохожие, вдруг смотрят: тут веселье, смех — и все заходят.  А что тут у вас? Человек начинает понимать, что здесь происходит что-то такое, что он никогда не видел. И он, неожиданно для себя, заходит в храм, начинает в этом храме, ничего не понимая, принимать участие и остаётся здесь. Очень часто бывают люди, которые идут мимо и заходят сюда.

Коля:

— Тематические распродажи. Это могут быть отдельные столы с заготовками, с соленьями, с посудой, стол от отдельных фондов, дети которых сами что-то делают, поделки своими руками, роспись керамики. Совершенно разными могут быть темы для этих столов.

О. Алексей:

— Если мы проводим лотерею для конкретного фонда, то этот фонд тоже становится со-участником, со-организатором благотворительной ярмарки. А это значит, что сам фонд тоже аккумулирует для себя какие-то собственные информационные средства и те вещи, которые будут продаваться на этой самой благотворительной ярмарке. Здесь очень важный такой момент — цены. Каким образом устанавливаются цены? Как правильно назначить цену на какие-то вещи, с тем, чтоб она была, с одной стороны, реальная, с другой стороны, очень привлекательная. Потому что мы понимаем, что всё-таки благотворительная ярмарка, это когда ты можешь немножечко дешевле для себя что-то хорошее купить.

Вопрос из зала:

— Сувениры — это то, что прихожане делают своими руками?

О. Алексей:

— Не всегда.

Вика:

— То, что они приносят из дома. Просто мы долго думали, как это назвать. Мы назвали их «сувениры». Это не обязательно какая-то фигурка, которая ставится на полку. «Сувенир» — это всё, что можно продать на ярмарке.

О. Алексей:

— Это может быть и сшито, и связано.

Вика:

— На первых ярмарках было очень много советского фарфора.

О. Алексей:

— Это уже советский антиквариат, вполне.

Вика:

— Некоторые люди шли, покупали посуду и приносили её.

Коля:

— Выпечка всегда на «ура» у нас продаётся.

Вика:

— Важно показать, что каждый в этом может принять участие.

О. Алексей:

— Но здесь очень важно, если ты не приносишь, то ты тогда покупаешь. То есть обязательно участие каждого члена прихода. Должно быть совершенно чётко обозначено. Идеально, когда ты и приносишь, и покупаешь. Очень хорошо, когда ты приносишь. Но когда ты не приносишь, ты хотя бы покупаешь. То есть вот эти три формы участия: 1) приносишь и покупаешь, 2) приносишь и 3) покупаешь. Они должны быть как бы так обозначены для членов прихода, для всех своих родных, что это наше общее дело, «литургия после Литургии». Каким-либо образом я в этом участвую. Если я по каким-то причинам не могу остаться на благотворительной ярмарке, есть кружка, куда я могу оставить своё пожертвование. Вот эти четыре позиции, которые должны быть обязательно для всех явными.

Коля:

— Тут есть такой элемент как фотосессия. У нас есть фотограф. У этого фотографа есть заготовки для магнитиков. И есть у нас замечательные священники, с которыми мы все любим фотографироваться

О. Алексей:

— Просто священники идут и в какой-то момент предлагают прихожанам...

Вика:

— Сфотографироваться. Тут же фотография распечатывается и вставляется в рамку магнитика. То есть кто-то из наших прихожан оптом закупил эти прозрачные пластмассовые рамки и нашли фотографов, нашли помощников. Здесь очень важно: даже если идея кажется какой-то безумной, непонятной, технически сложной — всё равно важно найти время выслушать этого человека и попытаться понять, всё-таки можно на ярмарку или нет.

О. Алексей:

— Двадцать тысяч собирается за полчаса.

Коля:

— В третий, четвёртый раз это может не работать, потому что у всех есть. Хотелось ещё бы остановиться на том, что нужно обязательно чем-то занимать детей. Потому что по воскресеньям, если это воскресенье, дети родителей тянут домой. Поэтому важно, чтобы дети были заняты, довольны.

Вика:

— И чтоб для них тоже какой-то был праздник. Мы не сами до этого догадались. Как только  стали дружить с благотворительными фондами, вместе с которыми проводили ярмарку, тут же появился аквагрим — разрисовывают ребят. В какое-то время были русские народные игры, на улице, особенно, если тепло, бегали, играли.

О. Алексей:

— То есть какая-то обязательная программа для детей. Они с удовольствием играют. Была целая художественная сессия, этюды были. Пришли художники, которые с детьми рисовали храм. Часть из рисунков мы тут же продавали на аукционе. Была ярмарка, когда был художник, который рисовал портреты прихожан.

Вика:

— Он тихонечко сидел в храме, и все приходящие могли подсесть к нему рядом, и он рисовал портрет. Достаточно быстро.

О. Алексей:

— Блестяще совершенно!

Концерт. У нас бывает отдельно благотворительный концерт, но в последнее время мы стали его соединять с благотворительной ярмаркой.

Вика:

— Несколько раз было так, что подошло, наконец, время концерта к исходу дня, а гостей или нет или сил у них уже нет. Поэтому мы попробовали в один день ярмарку, в другой день концерт, но всё-таки вернулись к варианту, что всё  один день. Поверьте, часть людей поедет только на концерт...

О. Алексей:

— Кто-то на аукцион придёт, кто-то будет приходить в течение дня, потому что приходят на ярмарку люди уже из других приходов. Либо приходят, потому что знают новость, либо приходят, потому что это какой-то особенный концерт.

Вика:

— Итак, вы думаете, обязательно ли всё это использовать? Совершенно не смущайтесь, если ваша ярмарка будет состоять только из трёх пунктов. Для начала это нормально.

Коля:

— Когда мы собрались, определили, что будет входить в нашу ярмарку, возникает вопрос, кто, что и когда это будет делать? И составить подробный план подготовки — вопрос очень важный. Здесь есть задачи, ответственные, какие-то комментарии.

Вика:

— Вы просто можете составить таблицу, у которой такие названия колонок: «время и дата», «задачи» (конкретный список дел, которые вы хотите успеть: приём сувениров, расклейка афиш и т.д.), «место» (что в храме происходит, кто перемещается в трапезную, а кто на улице)

Коля:

— Важно иметь список всех задач, кто ответственный и дата выполнения.  

Надо составить план подготовки: что? где? когда? кто делает?

Качество выполненной работы зависит от располагаемого вами времени, объёма работ и материальных затрат.

Всегда помните, что если у вас есть достаточно времени, то можно сделать хорошо. Если у вас времени немного, то не стоит браться за большой объём заданий.

Вика:

— Тут можно привести пример с пирожками. Если у нас много времени, то мы можем позволить себе начать бесплатно искать эти пирожки, обращаться к благотворителям или искать, где самые дешёвые пирожки, долго выбирая. Если ярмарка через неделю, тут уже не до выбора, мы понимаем, что пострадает стоимость. То мы хотели бесплатно, а то нам придётся потратить деньги.

Управление проектом состоит из этапов: 1). Инициация проекта, 2). Планирование проекта, 3). Исполнение проекта, 4). Завершение проекта.

Важно иметь подробный план выполнения работ, детализацию — так называемую декомпозицию работ.

Коля:

— Как привлечь добровольцев? Мы уже немножко об этом поговорили: объявления, социальные сети, контакты на афише. У вас может быть несколько типов афиш: один для расклейки в храмах, другой для facebook.

Вика:

— Очень важно, чтобы вы сформулировали, в чем вам конкретно нужна помощь. Если вы напишете: трапезная — нужны хозяюшки, которые ставят столы, будут угощать; нужны волонтёры, которые встанут в храме за столы и будут продавать сувениры — и тогда люди, к вам приходящие или читающие объявление, могут выбрать наиболее подходящую им по духу работу и сразу, подходя к вам, уже говорить «Я бы хотел помогать вот в этом конкретном деле».

Большинство волонтёров будут ваши прихожане. Несмотря на то, что волонтёр — это человек, который изначально готов к лишениям, но элементарные условия труда ему надо обеспечить. Продумать заранее, в какой момент вы по очереди покормите всех волонтёров, отпустите их в туалет, чтобы у них была вода, были лавочки, где присесть, если человек устал. И, вообще, высший пилотаж, если вы накануне ярмарки рассылаете всем помощникам по электронной почте памятку, в которой пишете, во сколько надо быть, во сколько они вернутся, чтоб была удобная обувь, у продавцов — сумочка для денег. То есть продумайте в голове весь процесс, представьте заранее, чтоб человек уже психологически спокоен был и примерно понимал, что его ждёт.

О. Алексей:

— Здесь очень важно ещё, что волонтёрами могут становиться наши старшие подростки, учащиеся нашей воскресной школы. Для них это огромный шаг вперёд. Они так взрослеют чуть-чуть ответственнее. Это очень серьёзно.

Коля:

— У нас обычно традиционный способ бывает, священник объявляет после литургии, показывает людей, к кому можно обратиться. Волонтёрами могут быть друзья прихожан, родственники.

Как привлечь добровольцев?

  • Объявление
  • Социальные сети
  • Благословение настоятеля
  • Сторонние организации
  • Инициаторы
  • Рассылка по почте
  • Обзвон
  • Интернет-сайт
  • и т.д. и т.п.

О. Алексей:

— Совершенно замечательно, когда подобные ярмарки могут проводить сразу несколько приходов. У нас были опыты, когда мы проводили ярмарку с двумя-тремя приходами. Это грандиозно по широте. На каждом приходе есть что-то своё. У кого-то нет, например, площадки для проведения ярмарки, но есть желание, мы готовы помочь. Это всегда здорово, когда такая межприходская деятельность.

Коля:

— Вопрос возник, как делить деньги-то?

О. Алексей:

— Когда есть одна общая цель.

Коля:

— Надо заранее договориться об этом на этапе инициации проекта.

Вика:

— Бывали случаи, когда к отцу Алексею приходили представители фондов.

О. Алексей:

— К нам пришли из фонда «Кислород», попросили провести ярмарку. Они обеспечили её, в том числе, своей собственной продукцией и своими волонтёрами. Мы помогли им организовать ярмарку на нашем приходе, и мы в ней достаточно активно поучаствовали. Также «Второе дыхание», тоже для больных муковисцидозом.. Мы проводили ярмарку на нашей территории вместе с ними. То есть они были инициаторами ярмарки. У фондов есть своя информационная база, в том числе со СМИ, они обеспечивают, благодаря этому, весь пиар. Они приглашают корреспондентов, журналистов, телевидение для того чтобы раскрутить и как можно шире сделать информацию об этой ярмарке. У них есть свои наработки, которые им помогают.

Продвижение:

  • Придумайте, как привлечь целевую аудиторию
  • Укажите конкретно, что приносить, и чем помочь
  • СМИ: до и после мероприятия
  • Афиши
  • Социальные сети
  • Флаеры
  • Объявления
  • Публичные люди
  • Блоги

Вопрос из зала:

— А вы все вещи принимаете для ярмарки?

О. Алексей:

— Нет. Мы чётко ставим, чего ни в коем случае не приносить. Мягких игрушек не приносить. Они пыльные, грязные, их некуда девать. Или только то принимать, что люди делают своими руками. Что никогда не продастся? Никогда не продадут диски с фильмами, никто их не смотрит. Не приносить фильмы на дисках. Музыку на дисках практически невозможно уже никак реализовать. Книги тоже практически невозможно реализовать, если это не что-то особенное.

Вопрос из зала:

— А что тогда хорошо продают?

Коля:

— Антиквариат.

Вика:

— Ручные сувениры.

О. Алексей:

— Посуда. Алкоголь — мы его не продаём как алкоголь, а он либо выигрывается в лотерею, либо, если это алкоголь действительно высокого качества, мы аукцион устраиваем. Это аукционные вещи. Выпечка всегда хорошо продаётся. Детские какие-то штуки. Вот что продаётся хорошо — детская тематика, хорошие детские книги. И всё только в идеальном состоянии. Продаются картины, продаются очень хорошо оформленные фотографии. Всё, что делается хорошим художником хорошего уровня, продаётся хорошо. В каждом приходе, уверен, такие есть.

Где взять сувениры?

  • Объявления
  • Определите место и время сбора, график приёма
  • Оценка, сортировка

 

Неделя до ярмарки:

  • Контроль поручений, проактивность (не пускать на самотёк)
  • Логистика
  • Брифинг добровольцев. Чёткость задач.
  • Встречи с отдельными группами
  • Экология отношений: уважение и поддержка.
  • Учёт форс-мажоров.

 

День до ярмарки:

  • Встреча гостей
  • Программа
  • Ответственные за отдельные блоки (касса, питание, упаковка)
  • Поощрение (внимание к добровольцам)
  • После мероприятия (уборка, демонтаж, 2-ая смена добровольцев)

 

Завершение:

  • Итоги
  • Архив
  • Отчет: пресс-релиз
  • Благодарности

 

Коля:

— Нужно заботиться о тех людях, которые участвуют в организации, покормить

Вика:

— Поощрить, поберечь. Чтобы они хотели к вам прийти помогать, чтоб они не убились на этой ярмарке.

О. Алексей:

— Всех надо благодарить. Всем надо быть замеченным, нужным.

Вика:

— Для самих волонтеров какое-то торжественное завершение должно быть. В последний раз даже мама многодетного семейства выпекла шарлотку для волонтёров. Они собрались, попили все чай.

 

 

Отец-настоятель и прихожане храма щедро поделились опытом проведения ярмарок. Материалов, хитростей и находок у них накопилось невообразимое количество, и два часа беседы в приятной позитивной атмосфере пролетели незаметно. В завершение собравшиеся посмотрели о последней состоявшейся в храме ярмарке «Осенний дар» репортаж телеканала «Союз» в качестве примера идеально возможного отчёта по благотворительной ярмарке. После основного времени встречи были даны ответы на многие уточняющие вопросы

Завершил отец Алексей встречу короткой сентенцией:

— Это всё — нарабатывается. Надо начать. Это всё обрастает потом «мясом», и приход начинает жить как-то особенно.

После встречи все желающие смогли задать вопросы лично.