№ 456                                                                                                                                                  13 марта 2017 г. / 26 марта 2017 г.

                                           ПРИХОДСКОЙ  ЛИСТОК                                          

 

Храм святой Троицы в Хохлах 

Москва, Хохловский переулок, 12     тел.  (495) 917-51-34, 916-00-96

Сайт: www.trinity-church.ru 

 

       


  

 

 

Неделя 4-я Великого поста. Глас 7.

 

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕЕвр., VI, 13-20.

 

  13. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

14. Говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

  18. Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

19. Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

20. Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., IX, 17-31.

 

   17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22. И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему

  неверию.

  25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

 

 

Тропарь воскресный, глас 7

Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м смерть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику рай,/ мироно́сицам плач преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

 

Кондак воскресный, глас 7

Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́ем быва́ет ад,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спас су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------

Страх парализует желание поститься

Что является одной из главных причин нашего поверхностного, по большей части гастрономического восприятия любого поста? Вряд ли это отсутствие глубоких богословских знаний или неумение понять святых отцов, которые говорят об этом периоде духовной жизни, исходя из своего опыта, и совсем не требуют, чтобы все без исключения шли точно таким же путем.

Скорее, дело в страхе. Мы знаем, как надо, но понимаем, что так не можем. И этот страх — не выполнить все предписания поста — парализует само желание научиться поститься, поэтому цели поста — измениться внутренне, пересмотреть жизненные приоритеты, пробудиться от духовной спячки, стать ближе к Богу своим посильным служением, ограничивая себя в излишествах, все выше поднимая голову к Небу, — так и остаются недостижимыми. Ты, как и раньше, видишь в себе все те же недостатки и множество неискупленных грехов — даже после долгих постовых дней «голода» и мучительных мыслей о себе, несчастном, не умеющем поститься.

И начинает казаться, что мы вообще не способны следовать опыту Церкви и ее святых подвижников. Да и в голове как-то не укладывается взаимосвязь между воздержанием в пище и духовной жизнью как таковой. Почему вдруг ей (душе) будет лучше, и она даже станет ближе к Богу, если мы перестанем питаться тем, к чему привыкли и чего требует организм для полноценной жизни? Разве Богу важно, что мы съели за весь день?

Да, бывает, удается на миг ощутить тот самый плод поста, который и есть «мир, любовь, долготерпение…». Но как его «зафиксировать», чтобы и в следующий раз повторить для достижения похожего результата? Это в современных машинах есть память для сидений: подстроил под себя определенные режимы, «запомнил» их, а дальше только нажимай кнопку, и механизмы кресла сами сделают свое дело, чтобы тебе было удобно. В духовной жизни вряд ли это возможно, хотя определенные навыки чтения, молитвы и церковных служб вполне могут сойти за такое устройство памяти для души.

И все-таки хотелось бы чего-то более ощутимого. Вот человек выпил вина, и через несколько минут почувствовал опьянение. А что же в духовной жизни и тем более в отношении поста? Где тот самый момент «опьянения», после которого еще и еще раз хочется «выпить» этого «духовного вина» и ждать поста как лучшего момента в жизни?

Вот здесь и наступает время разобраться, чего мы ждем от поста и почему не достигаем поставленных целей.

На мой взгляд, все довольно просто: нам мешает память. Она удерживает в себе все то, от чего просто необходимо избавиться, чтобы не смущаться на пороге нового поста. Но сделать этого мы не можем, потому что боимся лишиться того, что, хотя и мучает, и беспокоит, но выглядит родным и близким, и без чего страшно и непонятно, как жить дальше.

Парадокс, но именно накопленные знания, житейский опыт и даже уже приобретенные навыки молитвенной жизни не дают нам перед новым постом ощутить себя свободными, чтобы попробовать измениться и по-настоящему, в поступательном движении всех своих духовных сил, исправиться.

Мы постоянно перебираем в памяти свой положительный или горестный опыт предыдущего постового воздержания и трудов, и не можем понять, как вести себя в период нового поста, чтобы не повторить ошибок.

И это мучает, как кошмарные сны, и заставляет страдать, сея в душе семена бесконечных болезненных сомнений. От этого становится страшно, и даже возникают мысли вообще не поститься — сделать, так сказать, паузу, пересмотреть свой взгляд на этот аспект христианской жизни: не слишком ли строго все это, и зачем вообще мне это нужно.

Вот почему, по-хорошему, пост должен стать для нас временем «потери памяти». Конечно, хорошие, добрые молитвенно-покаянные и богослужебные навыки желательно сохранить, но и в них есть пространство для движения вперед без всякой оглядки назад.

Пост — великое время для исцеления душевных ран. Но это также и время забыть старое — все то, чем наша память забита, как мешок в пылесосе. Чтобы обновленный наш внутренний человек начал, наконец, дышать свежим воздухом, с радостным ожиданием глядя вперед на Светлое Христово Воскресение.

«Потерять память» в духовной жизни не означает совсем ее лишиться. Но просто необходимо обновить ее в посте и молитве, подготавливая к восприятию нового опыта духовной борьбы ради спасения души в период очередного Великого поста.

А еще желательно привести себе на ум такую мысль, что эти дни могут стать последними в нашей жизни, а в Вечности память не поможет. Даже наоборот, навредит, если, переполненная прежними переживаниями, помешает справиться с грузом грехов…

Так что в эти дни было бы желательно нам всем «потерять память» — чтобы груз пережитых лет растворился в покаянии, а не вызвал противодействие нашему намерению поститься, потому что раньше что-то не получалось. Освободим же память и станем свободными для новых подвигов во время Великого поста, чтобы с радостью встретить Святую Пасху!

Протоиерей Александр Акулов, адрес статьи – http://www.pravmir.ru/strah-paralizuet-zhelanie-postitsya/

 

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Святые отцы о гневе и раздражительности

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделывает (Иак.1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения.

…Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы.

Преподобный Амвросий Оптинский

Если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби самого себя.

Преподобный Макарий Великий

 Если хочешь препобедить гнев, приобрети кротость и великодушие и содержи в мысли, сколько зла делали иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и, однако же, Он, как человеколюбец Бог, не гневался на них, а, напротив того, молился за них, говоря: Отче, отпусти им грех сей: не ведят бо, что творят (Лк.23, 34).

Преподобный Ефрем Сирин

 Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор.13, 4): то, очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога: поелику Бог есть любовь (1 Ин.4, 8).

Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти.

Преподобный Максим Исповедник

Ничто так не усмиряет и не укрощает гнева, как мужество и милосердие. Они разбивают врагов, осаждающих город (души): первое – внешних, второе – внутренних.

Преподобный Григорий Синаит

Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются.

Святитель Тихон Задонский

…Если человек кипит гневом, что бы ты ему ни говорил, никакого толку не будет. В такой момент лучше замолчать и творить Иисусову молитву. От молитвы он утихнет, успокоится, и потом можно прийти с ним к взаимопониманию. Посмотри, ведь и рыбаки не выходят рыбачить, если на море волнение. Они терпеливо ждут, пока погода не наладится.

Старец Паисий Святогорец

Важно для человека сохранить спокойствие духа, не поддаваться раздражительности и гневливости. А если раздражились, то очень важно удержать язык в эту минуту или уйти. Иисусовой молитвой или молитвой «Богородице Дево, радуйся» убивайте свою раздражительность и гнев. Почитайте в эту минуту Евангелие, если есть возможность. Хоть и ничего не понимаете в эту минуту, а все равно читайте, потому что чрез зрение лучи благодати пройдут в душу. Заметьте: после такого упражнения скоро успокоитесь. А если и опять раздражитесь и вспылите, не надо смущаться неудачами, непокорностью сердца. Старайтесь постепенно искоренять свою вспыльчивость и Господа просите о помощи.

Старец схиигумен Савва

Замечательно, что люди раздражительные после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими. Что сказано о злости и раздражительности, следует сказать и о прочих страстях. Сам Господь указал для них наказание в них самих, в их крайней агонии. Так наказывается гордость, ненависть, скупость, сребролюбие. Каждая страсть есть собственный палач и вместе мучитель каждого одержимого ею человека. Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря потому, какое ты сам даешь ей направление.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский